Рекомендации парламентских слушаний "Проблемы развития законодательного обеспечения оценочной деятельности в Российской Федерации"

11.12.2002

Участники Парламентских слушаний “Проблемы развития законодательного обеспечения оценочной деятельности в Российской Федерации”, прошедших в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 6 декабря 2002 года, заслушав и обсудив доклады и сообщения депутатов Госдумы РФ, представителей министерств и ведомств, представителей саморегулируемых и иных организаций, отметили следующее:

1. Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, принятый Государственной Думой 18 октября 2002 г. снял ряд частных противоречий, содержащихся в законе, а также привел его в соответствие с действующим российским законодательством и международными стандартами: изменены общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки. Участники слушаний предлагают Подкомитету по недвижимости, ипотеке и оценочной деятельности Комитета ГД по собственности продолжить работу по гармонизации действующего законодательства по оценочной деятельности и приведению других законодательных актов, затрагивающих вопросы оценки, в соответствие с Законом “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”.

2. В связи с важностью оценочной деятельности для развития финансовой инфраструктуры и обеспечения экономической безопасности государства, необходимо сохранить контроль за деятельностью оценщиков со стороны государственных органов в виде процедуры лицензирования. Участники слушаний поддерживают позицию Правительства РФ и считают нецелесообразным отмену лицензирования оценочной деятельности на современном этапе и рекомендуют Комитету по собственности ГД РФ не поддерживать законопроект №175258-3 “О внесении изменений в ст.17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” отменяющий лицензирование оценочной деятельности.

3. Принятие закона “О саморегулируемых организациях” является объективной необходимостью в связи с реализацией государственной политики перехода к дерегулированию экономики, эффективному сочетанию государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов экономической деятельности, становлением гражданского общества в Российской Федерации.

С одной стороны, саморегулируемая организация – это представитель и выразитель интересов своих членов перед государством, с другой – квалифицированный агент государственно-общественных интересов в сфере профессиональных участников. Объективно такая позиция позволяет использовать саморегулируемые организации как инструмент согласования воли и интересов всех субъектов рынка ценных бумаг с волей государства. В этом направлении необходимо и дальше развивать роль и функции СРО.

Законодательство, определяющее правовой статус саморегулируемых организаций, носит отрывочный, противоречивый характер, содержит ряд нормативных пробелов, является несистематизированной совокупностью юридических форм. В настоящее время не сформулировано общее понятие саморегулируемых организаций, не выделены единые признаки саморегулируемых организаций, отличающие их от иных некоммерческих организаций.

4. Современная государственная политика свидетельствует о том, что при принятии подзаконных нормативных актов (стандартов, методических рекомендаций, иных документов, регулирующих оценочную деятельность) необходимо приводить их в соответствие с быстро меняющимися правилами оценочной деятельности. В связи с этим Минимуществу России необходимо рекомендовать субъектам оценочной деятельности использовать в своей практике Международные стандарты оценки, Европейские стандарты оценки и стандарты оценки саморегулируемых организаций, в части не противоречащей действующему законодательству РФ.

Участники парламентских слушаний предлагают:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению процесса согласования заинтересованными министерствами и ведомствами внесенного Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации проекта Федерального закона “О саморегулируемых организациях”.

2. Экспертному совету по оценочной деятельности Подкомитета по недвижимости, ипотеке и оценочной деятельности Комитета ГД по собственности подготовить законопроект, с целью приведения в соответствие с Федеральным законам “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” формулировок и понятий в части оценки наследуемого имущества, содержащихся в Федеральном законе “О государственной пошлине”.

3.Поручить Подкомитету по недвижимости, ипотеке и оценочной деятельности Комитета ГД по собственности продолжить работу по внесению необходимых изменений и дополнений в законодательные акты, связанные с Федеральным законом “Об оценочной деятельности.

4. Поддержать инициативы Минимущества России, направленные на усиление роли самурегулируемых организаций оценщиков в части передачи им определенных функций по контролю за качеством работы своих членов. Участники считают, что усиление роли саморегулируемых профессиональных объединений оценщиков будет содействовать формированию конкурентной среды.

5. В связи с необходимостью учета меняющихся экономических условий, рекомендовать Минимуществу России вносить необходимые изменения в Стандарты оценки, обязательные для применения субъектами оценочной деятельности и принятые Методические рекомендации.


Проблемы развития законодательного обеспечения оценочной деятельности в Российской Федерации. Стенограмма парламентских слушаний 6 декабря 2002 г.

 

Выступали:

И.Д. Грачев. Председатель Подкомитета по недвижимости, ипотеке и оценочной деятельности.

Г.А. Коряшкин. Руководитель департамента экономики и регулирования оценочной деятельности Минимущества РФ.

А.В. Верхозина. Зам.руководителя департамента экономики и регулирования оценочной деятельности Минимущества РФ.

И. Артеменков. Вице-президент Российского Общества Оценщиков.

Г.И. Микерин.

Бобунов. (Пермь)

Нейман

Вл. Кашин Вице-президент "Вижн групп".

Курганов зам генерального директора "Информ-страх"

Баяндин. С-Пб "Общество оценщиков".

Казионова

Задонский

На проходивших 6 декабря 2002 года парламентских слушаниях были рассмотрены ряд важных вопросов по законодательному обеспечению оценочной деятельности.

Открывший парламентские слушания г-н И.Д.Грачев в целом положительно высказался о Законе "Об оценочной деятельности", определив его как базовый. Было предложено внести поправку, в которой бы определялось что такое "рыночная стоимость".

Выступавший на слушаниях г-н И. Артеменков отметил необходимость отслеживать оценочную деятельность в других странах и привести отечественное законодательство в соответствие с европейским. Так же были обозначены ряд положений закона, которые как положительно, так и отрицательно влияют на осуществление оценочной деятельности. По словам докладчика, положительным моментом является тот факт, что оспаривать отчет оценки можно только через суд. Однако данное положение закона открывает простор для некачественной работы, другими словами, закон прикрывает некачественную, заведомо ложную оценку. Г-н И. Артеменков отметил, что идея о системе защиты клиента, содержащаяся в статье 17-ой закона "Об оценочной деятельности" сегодня крайне необходима, но статья не работает. Особое внимание, по мнению докладчика, следует обратить на систему лицензирования. Было предложено прописать в законе "норму системы аттестации" квалификации оценщиков.

В своем выступлении г-н Коряшкин Г.А. отметил, что сегодня у закона два направления:

1. закон расширяет сферу применения оценочной деятельности

2. ужесточает контроль за качеством этой деятельности.

Помимо этого, докладчик подробно остановился на законе "О лицензировании". Было отмечено, что необходима информация о конкретных физических лицах. Как и в выступлении предыдущего докладчика, прозвучала мысль о необходимости контроля на рынке независимой оценки, было предложено внести изменения в ст.4 закона "О лицензировании". По словам Г.Коряшкина, Минимущество РФ выступает за усиление роли саморегулируемых организаций оценщиков по вопросам контроля за качеством работы своих членов. По его мнению, самоконтроль со стороны профессиональных объединений оценщиков будет содействовать формированию и развитию конкуренции на рынке. "Самоконтроль необходим, однако нужно четче прописать в "Закон о саморегулируемых организациях" критерии качества работы оценщика.

Г-жа А.В.Верхозина обратила внимание участников дискуссии на отсутствии в различных юридических документах такого понятия - как "независимый оценщик", и предложила дополнить закон, прописав юридически данное понятие. Помимо этого г-жа А.В.Верхозина обозначила ряд недоработок в различных законах, так или иначе касающихся оценочной деятельности. В частности, было предложено внести поправки в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств". Предлагается заключать сделки по "рыночной стоимости". В закон " Об акционерных обществах" - положение о том, что если 2% акций принадлежат государству, должен привлекаться независимый оценщик. Особое внимание присутствующих докладчик обратила на необходимость лицензирования не юридических, а физических лиц, для этого четко прописать категории квалификации независимого оценщика.

Г-н Бобунов (Пермь) предложил ввести положение " о периодической дисквалификации на 5-6 лет" для защиты интересов клиента от некомпетентности или недобросовестности оценщика. А так же поддержал предложения предыдущих докладчиков привести в соответствие с международными стандарты оценочной деятельности.

Г-н Нейман выступил категорически против введения дисквалификации и предложил контролировать качество работы оценщика исключительно в рамках "саморегулируемых организаций (СРО)"или через профессиональные объединения оценщиков. Путем внесения субъектов недобросовестной оценки в некий "черный список".

Г-н Задонский обратил внимание присутствующих на то, что в законе "Об оценочной деятельности" наблюдается, по его мнению, "перекос" в сторону защиты интересов только одной узкой группы, интересы клиента слабо учтены Необходимо, по словам Задонского, чтобы Закон защищал интересы нескольких сторон, а не только оценщиков.

В заключение, г-н Грачев согласился с необходимостью разработки системы контроля за качеством работы независимых оценщиков, однако высказал мнение, что сугубо формализованная система контроля будет малоэффективна, так как "сфера деятельности оценщика очень тонкая".

Подводя итоги парламентских слушаний по проблемам законодательного обеспечения оценочной деятельности отметим, что большинство выступающих акцентировали внимание на необходимости контроля за работой независимого оценщика и защиты клиента от некачественной, недобросовестной оценки. Мнения выступавших разделились по вопросу о механизмах системы контроля:

1. в первом случае, это предложение законодательно прописать положение "о периодической дисквалификации на 5-6 лет"

2. во втором случае - предлагалось осуществлять контроль в рамках СРО или некого профессионального сообщества, путем внесения субъекта некачественной оценки в своеобразный "Черный список".

Помимо этого, выступавшие в качестве проблем обозначили непроработанность категориального аппарата, в законах касающихся оценочной деятельности. Участники слушаний обратили внимание на несоответствие отечественных стандартов оценочной деятельности международным стандартам.

В целом, участники слушаний, говоря о законодательном обеспечении оценочной деятельности, отметили, что не смотря на то, что Закон "Об оценочной деятельности" требует поправок, он, тем не менее, стал базовым. И на его основе следует развивать в дальнейшем законодательную базу, обеспечивающую осуществление деятельности независимых оценщиков.