Развитие автопрома: два сценария

19.07.2004

В оценках будущего российской автомобильной промышленности мнения игроков рынка и экспертов сильно расходятся. Интересно, что некоторые производители и дилеры скорее склонны к пессимизму, а эксперты и аналитики озвучивают более оптимистические сценарии.

Пессимистический сценарий

Технологическое отставание, отсутствие грамотного менеджмента, низкая производительность труда, низкая конкурентоспособность продукции, плохое качество сборки российских автомобилей, рост цен на продукцию и автокомпоненты, другие неблагоприятные факторы в скором времени могут стать причиной полного прекращения массового производства отечественных моделей автомобилей.

Лидер автомобильной промышленности России - "АвтоВАЗ" постепенно закрывает производство устаревших, но дешевых и популярных моделей "Лады" и концентрируется на производстве новых и более дорогих машин.

По словам председателя совета директоров "АвтоВАЗа" Владимира Каданникова, новая модель, "Калина", не может стоить больше $8000. Получается, что продукция "АвтоВАЗа" будет конкурировать с производимой в Узбекистане Daewoo Nexia, с Renault Logan (ее производство на СП "АвтоФра-Мос" начнется летом 2005 г.), недорогими подержанными иномарками, ввозимыми из-за границы, и с другими иностранными автомобилями, которые в скором времени будут производиться на территории России.

Дорожает и продукция ГАЗа и УАЗа. Поскольку у покупателя повышаются требования к качеству автомобилей, производители используют все больше иностранных автокомпонентов, что и приводит к росту цен.

Несложно предположить, что массовый покупатель в конце концов предпочтет иномарки. Тем более что доходы населения постоянно растут и люди могут позволить себе все более дорогостоящие машины. "Продолжающийся рост реальных доходов населения в 2003-2004 гг. и низкие процентные ставки по депозитам, не способствующие накоплению средств, равно как и падение доллара, способствуют росту потребления новых иностранных автомобилей", - считает аналитик инвестиционно-финансовой группы "Метрополь" Денис Нуштаев.

Правда, автопроизводители утверждают, что негативную роль для развития как российского авто-прома, так и сборочных производств иностранных автомобилей играет низкая ставка пошлины на ввоз новых иномарок - 25% от стоимости автомобиля. По мнению генерального директора холдинга "Се-версталь-Авто" Вадима Швецова, ставка должна быть выше, так как при пошлине на ввоз комплектующих на уровне 9-10% 15%-ный разрыв в цене между импортными автомобилями и автомобилями, произведенными на территории России, не покрывает те инвестиции, которые необходимы любому автомобильному заводу, чтобы создать сборочное предприятие.

Но даже при этой тенденции, подчеркивает Швецов, российские модели автомобилей в ближайшие несколько лет будут вынуждены постепенно уйти с отечественного авторынка.

Это мнение подтверждают факты. Как рассказал Арно де Кертанги, коммерческий директор СП

"АвтоФраМос", стоимость Renault Logan в России в базовой комплектации - 7000 евро. Впервые на российском рынке иномарка будет стоить столько же, сколько российская машина подобного класса - автовазовская "Калина". При этом де Кертанги говорит, что, хотя поначалу предприятие ограничится выпуском 16 000 - 17 000 автомобилей, "АвтоФраМос" способен выпускать до 60 000 автомобилей в год.

По словам Владимира Каданникова, "АвтоВАЗ" планирует выпускать в год 220 000 автомобилей марки "Калина". Несложно предположить, что в ближайшие два-три года Renault Logan может спокойно "отъесть" у "АвтоВАЗа" четверть его доли рынка. Де Кертанги говорит и о том, что, если продажи будут расти, "АвтоФраМос" сможет наращивать производство.

При этом продажи южнокорейских автомобилей, продажи Ford Focus и других недорогих иномарок растут стремительными темпами. В прошлом году было продано уже 20 000 собранных в России Ford Focus, в этом году Ford планирует продать уже 40 000. Причем, по словам генерального директора по продажам и маркетингу "Форд Мотор Компани Россия" Сергея Богданова, 52% покупателей Ford Focus - это бывшие владельцы отечественных машин. Получается, что Ford Fokus - прямой конкурент дорожающих российских марок автомобилей. По оценкам аналитиков и дилеров, по сравнению с 2003 г. продажи Hyundai, Daewoo, KIA могут вырасти в два раза и более.

Но и это еще не все. Как рассказал начальник управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России Андрей Кудряшев, помимо уже действующих сборочных производств (BMW, Hyundai, Ford и т. п.) несколько крупных автопроизводителей сейчас собираются открывать свои предприятия в России. "Volkswagen рассматривает возможность открытия сборочного предприятия в Подмосковье, на стадии реализации находится и проект Skoda в Ижевске, - говорит Кудряшев. - Достаточно активно занимается вопросом открытия сборочного производства и Toyota".

При этом банки и сами производители предлагают покупателям разнообразные кредитные программы, что делает для менее обеспеченных россиян доступными более дорогостоящие автомобили.

Трудно представить, что должны сделать производители российских моделей автомобилей, чтобы выдержать такую конкуренцию. "Думаю, российский автопром останется только в отдельных нишах, где брэнд не очень важен, где доля рынка не очень большая - эти сегменты мировым производителям не так интересны", - говорит Вадим Швецов. По его мнению, чтобы захватить российский рынок автомобилей классов А, В и С, иностранным производителям потребуется лишь пять лет.

Оптимистический сценарий

Этот сценарий выдвигают прежде всего аналитики. "С точки зрения позиции на рынке и объема продаж "АвтоВАЗу" в ближайшие год-два ничего не угрожает", - считает старший аналитик ФК "УралСиб" (бывшая ФК "НИКойл") Вячеслав Смольянинов. "Перспективы развития российского автопрома не так уж и печальны. Лидеры отрасли "АвтоВАЗ" и ГАЗ уверенно держат свою долю рынка и имеют реальные шансы для ее роста", - говорит аналитик Денис Нуштаев. Если "АвтоВАЗ" улучшит качество продукции, используя иностранные комплектующие, то, по мнению Нуштаева, новая модель "Калина" вполне сможет конкурировать с южнокорейскими производителями, в частности с Daewoo и Hyundai, и даже с Renault Logan.

"Барьер массового спроса у нас в стране сейчас составляет $7000-8000. Все, что выше, - это уже не массовый спрос. Мы в эти параметры укладываемся, а большинство иностранных автомобилей - нет", -говорит Владимир Каданников. Пока что, как подчеркивают все эксперты, "АвтоВАЗ" - абсолютный лидер в России по количеству произведенных и проданных машин. Так же считают и автодилеры. По мнению члена правления компании "Автомир", вице-президента ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Сергея Алексейчука, в ближайшие годы "АвтоВАЗ" останется "очень серьезным игроком на рынке".

Интересно, что коммерческий директор СП "АвтоФраМос" Арно де Кертанги считает, что, несмотря на появление в России сборочных производств известных иностранных производителей, пока места на российском авторынке хватит всем. "Думаю, мы, конечно, сможем занять подходящую для нас долю рынка и будем ее расширять с ростом объемов производства, но продукцию "АвтоВАЗа" мы не вытесним", - говорит он. Правда, возможно, что это лишь своеобразное французское кокетство.

И нужно заметить, что оптимистический подход аналитиков строится прежде всего на вере, что "АвтоВАЗ" сможет повысить качество продукции и перестроиться. А иностранные производители, приходящие в Россию, уже сейчас способны предложить покупателям автомобили высокого качества.

Что касается другого крупного производителя - ГАЗа, то, по мнению опрошенных экспертов, он со своей "Газелью" стал практически монополистом в сегменте недорогого коммерческого транспорта и даже при нынешнем качестве продукции завода иностранные конкуренты в ближайшие годы ему не смогут угрожать.

В такой же узкой рыночной нише находится и продукция УАЗа, которую на нашем рынке покупают в основном жители Сибири и Дальнего Востока, а также сельских районов европейской части России.

Вступление в ВТО

Вступление в ВТО, по мнению экспертов и игроков рынка, не подействует серьезно на российский автопром. Как подчеркнул заместитель директора департамента торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли Андрей Кушниренко, переходный период при вступлении в ВТО будет длиться семь лет и пошлины на ввоз автомобилей в это время серьезно не изменятся. За этот период российский автопром имеет возможность перестроиться. Вопрос лишь в том, воспользуются ли наши производители этой отсрочкой?

Чудес не бывает

Одна из основных проблем российского автопрома - низкое качество автомобилей. По мнению экспертов, чтобы выжить, российские автопроизводители вынуждены будут всерьез озаботиться повышением качества комплектующих и сборки. О планах более широкого использования высококачественных иностранных комплектующих заявляют и "АвтоВАЗ", и "Северсталь-Авто". Это, естественно, вызовет повышение цен на российские автомобили, но сделает их более конкурентоспособными. Относительно развития этой тенденции остроумный прогноз сделал глава российского представительства Audi Оскар Ахмедов. По его мнению, российский и собранный в России иностранный автомобиль будут вскоре стоить одинаково, а значит, и качество их станет примерно одинаковым. При этом российские производители будут приближаться по качеству к западным, а западные производители, приближаясь к российской продукции по цене, будут сближаться с ней и по качеству. Иномарки, собранные в России, станут хуже и дешевле, а российские автомобили - лучше и дороже. С мнением Ахмедова согласен и руководитель комитета по техрегулированию Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. Он считает, что лет через пять отечественные автомобили и выпущенные в России иностранные сравняются по цене и качеству. "А что вы хотите? - говорит Ахмедов. - Чудес не бывает".

Ф. Сваровский
Форум, приложение к газете Ведомости, июль 2004 г.