Прогнозный анализ иностранных инвестиций в отрасли АПК России на долгосрочный период

01.10.1999

Шелин П. В. - аспирант кафедры Оценочной деятельности и Маркетинга,
Люкшинов А.Н. - доцент кафедры Оценочной деятельности и Маркетинга, к.э.н.

Затянувшийся с конца 70-х годов финансово-экономический кризис привел к изменению структуры потребления продуктов питания населением России. Наблюдающийся спад сельскохозяйственного производства стимулирует увеличение импортных товаров агропромышленного комплекса не только из ближнего, но особенно из дальнего зарубежья. На долю импорта в 1998 г. приходится 42,3% потребляемых в России мяса скота и птицы, 37% - рыбы, 50% - растительного масла. Таким образом, импорт превратился в доминирующую составляющую в обеспечении населения продовольствием. Вместе с тем события августа 1998 г. своеобразно отразились на АПК, вследствие чего импорт основных видов товаров агропромышленного комплекса в стоимостном выражении сократился на 23%. Объективно ухудшилось и само финансовое положение предприятий АПК в основном из-за неурожая зерновых и резкого сокращения дотаций и субсидий на сельскохозяйственное производство (на 76,5% к показателю 1997 года). Так, за 1998 год число убыточных предприятий АПК всех форм собственности увеличилось с 82% до 89% от общего их числа. В результате проведенного анализа показателей деятельности отраслей АПК за последние несколько лет наиболее экономически эффективными, а следовательно, и привлекательными с инвестиционной точки зрения являются: мясомолочная, рыбная и производство подсолнечного масла.
Рынок мяса в 1998 году можно охарактеризовать как недостаточно насыщенным, с несбалансированным предложением и скачкообразным дефицитом. Это усугубляется снижением валового производства мяса скота и птицы в 1998 году на 5%, сокращением доли импорта на 15,7% в основном в из-за увеличения цены на мясо в рублевом эквиваленте после августа 1998 года. Вместе с темданная тенденция сопровождается снижением на треть запасов кормов (на конец года), что неизбежно вызовет дальнейшее сокращение поголовья скота и птицы, снижение продуктивности, что в свою очередь дает основание прогнозировать падение валового производства мясане только в первой половине 1999 года, но и на более длительный период. Стабилизация рынка возможна только за счет увеличения отечественного производства мяса. Импортные закупки в прежних объемах становятся менее эффективными из-за падения курса рубля. Отсутствие в ценообразовании мяса отечественного производства таких составляющих, как таможенные пошлины и международные транспортные затраты (в ближайшее время, возможно, введение также обязательной сертификации качества импортируемых сельскохозяйственной продукции), повышает инвестиционную привлекательность этой отрасли для иностранных инвесторов. Это подтверждается значительными американскими инвестициями в мясное производство (АО "Элинар" под Наро-Фоминском в Московской области). Денежные средства, инвестируемые в эту отрасль отечественными кредитно-финансовыми учреждениями, финансово-промышленными группами, холдингами и другими, подвержены меньшему влиянию экономических и политических факторов.
В ближайшие 2-3 года мы прогнозируем рост цен на мясо и мясопродукты на российском рынке. При этом учитывались следующие факты и сложившиеся тенденции: увеличение на 17% за последние 8 лет разрыва между производством и потреблением мяса и мясопродуктов на душу населения; спад поголовья скота; неурожай зерна и сокращение его импорта на 55% в 1998 г.; снижение рентабельности производства мясной отрасли; сокращение предложений от регионов на поставку произведенной ими продукции; зависимость от импортного сырья; увеличение доли импорта из дальнего зарубежья (Австралия, Аргентина, Бразилия) при общем сокращении импорта мяса, вызванного ухудшением финансово-экономического положения страны; инфляция и инфляционные ожидания.
Данный анализ позволяет предположить, что отдача от инвестиций в мясомолочное производство будет возрастать. А именно в агрокомплексы с полным технологическим производственно-сбытовым циклом. Подобные агрокомплексы обладают следующими преимуществами: независимость от поставщиков сырья (относительная стабильность цен на сырье собственного производства, обеспеченность качественным сырьем и в необходимом количестве), отсутствие диспаритета цен со стороны перерабатывающей промышленности и торговли (стабильно высокий уровень валовой прибыли всего цикла производство-переработка-сбыт), высокая конкурентоспособности конечной продукции (постоянство каналов сбыта, относительная стабильность цен, качество конечной продукции), адаптивность и гибкость производства к меняющимся запросам потребителей продукции. Эффективное применение современных технологий ведения сельскохозяйственного производства увеличивает рыночную стоимость основных сельскохозяйственных фондов.
Выявленные тенденции позволяют заключить, что в среднесрочной перспективе (7-10 лет) доход на инвестиции в предлагаемые агрокомплексы с полным технологическим производственно-сбытовым циклом будет значительно выше безрисковой процентной ставки, составляющей 6-7% годовых по государственным ценным бумагам Германии, США и других развитых стран. Как следствие, уже сейчас это повысит инвестиционную привлекательность российского мясомолочного производства, как для российских, так и для зарубежных инвесторов, несмотря на возможность улучшения финансово-экономической и политической стабильности в стране лишь в 2000 году (выборы Президента России).
При разработке инвестиционного проекта необходимо учитывать следующие компоненты. Во-первых, местоположение - предпочтительны районы традиционного мясомолочного производства с достаточным количеством экологически чистых пастбищных угодий и сенокосов, то есть обеспеченные кормовой базой; близость крупных мегаполисов с высоким платежеспособным спросом; наличие управляемых производственных мощностей и высококвалифицированной рабочей силы, избыток которой возрос ввидумассовых сокращений после августа 1998 года. Во-вторых, управления - привлечение теоретически подготовленных менеджеров с практическим опытом решения антикризисных задач. В-третьих, маркетинг - организацию многофункциональной маркетинговой службы, определяющей стратегические, операционные, системно-информационные и аналитические компоненты деятельности предприятий агробизнеса.
Все это будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности страныи стабилизации внутреннего ресурсного рынка.