Комментарий ValNet.ru об инициативах по аттестации оценщиков и рецензированию (экспертизе) оценочных отчетов

26.02.2002

Общественные и саморегулируемые организации продолжают развивать инициативы с дополнительными мерами по регулированию оценочной деятельности. В основном, пока, правда, на бумаге. Но, не исключено, что скоро будут предприняты попытки перевести эту борьбу в практическую плоскость.

Как известно, в настоящее время в соответствии с действующим законодательством ВУЗы обучают оценщиков, а уполномоченный орган по оценочной деятельности - Минимущество России их лицензирует. Саморегулируемые оценочные организации в свое время фактически сами инициировали процедуру лицензирования, рассчитывая укрепить свои позиции. Но выиграл больше всего в плане контроля от введения лицензирования уполномоченный орган - Минимущество России, а саморегулируемые организации в результате несколько утратили свое былое влияние.

Оценщики - прагматики и прекрасно понимают, что основным и достаточным условием для ведения их предпринимательской деятельности является наличие лицензии. Для ее получения, в свою очередь, требуется в обязательном порядке Диплом о профессиональной переподготовке. Остальное, в том числе и членство в саморегулируемой организации, - по желанию. Такое положение, естественно, не способствует увеличению численности членов этих структур, росту их бюджета и усилению влияния на бизнес-процессы. Поэтому они сейчас и предпринимают попытки как-то активизироваться. На это накладывается дополнительно и личный фактор, связанный со сменой управленческих команд.

В создавшихся условиях саморегулируемые организации действительно должны выработать для себя новую стратегию развития, чтобы быть востребованными со стороны оценщиков. На наш взгляд, единственно верный для них путь - это стать по-настоящему "профсоюзами", лоббистами и идеологами оценочного сообщества. Тогда понятно было бы, по крайней мере, - какие услуги оплачиваются за счет взносов оценщиков. В качестве более-менее удачного примера реализации такой стратегии можно сослаться на опыт страховщиков. Но это путь хотя и правильный со всех точек зрения, но трудный и долговременный по срокам отдачи. Отсюда и поиск более легких и быстрых вариантов типа аттестации оценщиков и рецензирования (экспертизы) оценочных отчетов.

Однако, кажущаяся легкость и простота в выборе средств для достижения цели на практике чаще оказывается обманчивой. И этот случай, на наш взгляд, не исключение.

Во-первых, для реализации указанного замысла нужно изменить ряд ключевых положений Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Такой процедуры как аттестация оценщиков там не предусмотрено, а "перечень оснований отзыва лицензии на осуществление оценочной деятельности является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон." Внесение концептуальных корректировок в уже принятый базовый закон при наличии активных оппонентов - задача, сама по себе, труднодостижимая. В любом случае для этого потребуется очень много времени.

Во-вторых, реально существенные изменения в сфере оценочной деятельности невозможны без согласия и участия уполномоченного органа - Минимущества России. Однако, аппарат указанного министерства в этом, явно, не заинтересован - зачем делиться своими полномочиями с другими и собственными руками ломать только что отстроенный под себя порядок, на создание которого ушло не менее трех лет нелегкого труда и сложных согласований с федеральными ведомствами и региональными властями. Ведущие сотрудники аппарата уполномоченного органа всем своим поведением демонстрируют приверженность именно такой позиции. Что касается имеющейся договоренности первых лиц в данном вопросе, то - это условие - необходимое, но недостаточное. Особенно, если учесть, что договоренности эти устные и скорее отражают намерение одной из сторон, чем взаимные обязательства. Поэтому на поверку, вполне, может оказаться, что это лишь желаемое, выдаваемое за действительное.

И в-третьих, даже если гипотетически предположить, что будет введена аттестация оценщиков, то независимо от того кто инициирует этот процесс - в итоге непосредственно заниматься этим и контролировать все будет аппарат соответствующего федерального ведомства. Аналоги имеются в достатке - антикризисные управляющие, специалисты по ценным бумагам, аудиторы. Есть и прецедент с самими оценщиками - аттестация при Московской городской администрации. Обратите внимание, что во всех указанных случаях госаппарат спокойно обходится без общественных и саморегулируемых организаций. Для них же такой поворот событий реально будет означать утрату последнего влияния на оценочную деятельность.

Что касается рецензирования (экспертизы) оценочных отчетов, точнее централизации, чтобы не сказать монополизации, этой функции только отдельными организациями, то - это очень странное предложение. Статьи 12 и 13 уже упомянутого федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ устанавливают, что достоверность оценочного отчета может быть оспорена только в судебном порядке. Никакое рецензирование не может отменить этого положения. Да и зачем самим оценщикам создавать опасные прецеденты по игнорированию этой нормы закона. Так завтра любая сельская администрация на основании собственных рецензий (чем наши - хуже ваших) будет аннулировать неугодные им оценочные заключения.

Кроме того, рецензирование оценочных отчетов и так существует. Обычно, оно проводится по инициативе и на средства заказчиков оценочных услуг, желающих по каким-либо причинам дополнительно убедиться в правильности результатов оценки и, при необходимости, скорректировать их в принимаемых собственных решениях. Выбор того или иного рецензента, естественно, остается в этом случае за самим заказчиком. Крупные организации, в том числе и государственные, используют для этих целей, нередко, собственный обученный персонал.

Поэтому заставить за собственные деньги, скажем, НК Лукойл, РФФИ или даже мелкого арендатора недвижимости рецензировать оценочные отчеты только, например, в ТПП РФ или РОО - это совсем нереально. Тем более, что рецензирование - это исключительно добровольная для заказчика процедура и только он может принять решение о признании и практическом использовании результатов этой экспертизы.

Если же речь идет о претензиях на рецензирование для судов при рассмотрении дел о недействительности результатов оценки или для уполномоченного органа при осуществлении отзыва лицензий на оценочную деятельность, то это не те структуры, которым можно что-то навязывать помимо их воли.

В этом контексте гораздо полезнее и законнее было бы наладить эффективную работу специализированных на оценочной деятельности третейских судов. Такие правовые структуры созданы, например, при ТПП РФ. Но что-то нет никакой информации об их практическом функционировании.


Борьба за проверку оценки
начата объединениями оценщиков

 

Вчера Российское общество оценщиков (РОО) представило Минимуществу свой проект методических рекомендаций по экспертизе отчетов оценщиков. Этим оно пытается перехватить инициативу у Торгово-промышленной палаты (ТПП), недавно заявившей, что министерство передало ей право контроля за качеством работы оценщиков.

Вчера состоялось заседание экспертного совета РОО с участием представителей Министерства имущественных отношений (Минимущество) и Российского фонда федерального имущества (РФФИ). РОО представило разработанные его членами "Методические рекомендации по экспертизе отчетов об оценке". Указания были "приняты к сведению" Минимуществом. "Это внутренний документ нашего профобъединения, однако при его принятии мы хотели учесть мнение Минимущества и РФФИ о нем,— заявила "Ъ" президент РОО Светлана Табакова. — С тем чтобы он, возможно, стал универсальным документом для всего рынка. Необходимо выработать общий язык оценки качества оценочных работа.

Такое мероприятие выглядит как реакция на недавнее соглашение Минимущества и Торгово-промышленной палаты. Как известно, министр Фарит Газизуллин и глава ТПП Евгений Примаков договорились о том, что палате будут переданы функции по контролю качества деятельности оценочных фирм. Это вызвало негативную реакцию объединений оценщиков и, в частности, РОО. Там считают, что ТПП таким образом присваивает себе право регулирования рынка, являясь при этом его игроком (региональные отделения палаты занимаются коммерческой оценкой; см. также "Ъ" от 19 февраля).

Впрочем, в ТПП на действия РОО отреагировали спокойно. "Контролем качества, действительно, должны заниматься профобъединения оценщиков,— сказал первый заместитель председателя комитета ТПП по оценочной деятельности Вячеслав Голицын.— В ТПП будет создана соответствующая экспертная комиссия, в которую войдут представители профобъединений оценщиков".

В. Буза
22.02.2002, "Коммерсантъ" №32


Подготовлено
НП "Российская коллегия оценщиков"

 

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С целью повышения авторитета ТПП РФ в области оценочной деятельности и формирования цивилизованного рынка, предлагается реализация систем профессиональной аттестации, разработки методического обеспечения и экспертизы и рецензирования отчетов. Для реализации данных мер предполагается создание в рамках комитета по оценочной деятельности ТПП РФ трех профильных комиссий. Осуществление данных мер позволит поднять на новый уровень статус ТПП РФ в вопросах оценочной деятельности и существенно улучшить качество регулирования в области оценки.

Аттестация

Профессиональная аттестация является одной из наиболее эффективных форм контроля в тех областях, где основой деятельности являются профессиональные знания специалистов, осуществляющих тот или иной вид деятельности. Аттестация позволяет проконтролировать знания конкретных специалистов непосредственно по кругу вопросов, обусловленных их повседневной практической деятельностью. Примерами успешной реализации систем аттестации могут служить специалисты рынка ценных бумаг, арбитражные управляющие, аудиторы.

В области оценочной деятельности, вопрос о необходимости проведения профессиональной аттестации оценщиков поднимался неоднократно. Более того, на сегодняшний день успешно реализуется несколько локальных систем аттестации, в первую очередь система аттестации оценщиков недвижимости. Проводимая администрацией г. Москвы. Однако, в силу определенных, в основном субъективных причин, до сих пор этот процесс не получил развития на федеральном уровне ни в положениях закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ни в повседневной практике. Более того, происходили попытки искусственного противопоставления профессиональной аттестации и итоговой аттестации, проводимой в конце любого процесса обучения и заключающейся в сдаче государственного экзамена, включающего вопросы всех дисциплин (в том числе и общеобразовательных).

Однако, актуальность введения профессиональной аттестации оценщиков остается крайне высокой. Данный процесс может позволить эффективно решить несколько важных проблем:

1. На регулярной (а не разовой в конце обучения) основе эффективно контролировать знания оценщиков непосредственно в области оценочной деятельности, включая практические знания, в достаточно развернутом виде (этого не позволяет сделать формат государственного экзамена в ходе обучения).

2. Контролировать чистоту рынка, поскольку грубые нарушения правил оценочной деятельности, нечистоплотная практика могут повлечь лишение аттестации, что повлечет обоснованную невозможность продолжать заниматься оценочной деятельностью. На пример, на сегодняшний день, в случае лишения организации лицензии за грубые нарушения, допущенные её работниками, ничто не мешает тем же оценщикам тут же подавать документы на получение лицензии в составе другой организации, поскольку единственным требованием является наличие диплома, который невозможно отобрать. В случае, если бы лицензионным требованием являлось бы наличие аттестации, которой можно лишить, повторный доступ на рынок нечистоплотным специалистам был бы закрыт.

3. Учитывая отмену разделения по видам лицензий, подготовка специалистов начала осуществляться по единым программам, что очевидно наносит вред качеству рынка, поскольку большинство оценщиков специализируются в одной - двух областях оценки. Возможное введение аттестации по нескольким основным видам оценки, позволил бы восстановить более качественный контроль за специализированными знаниями оценщиков.

Наконец, главная причина необходимости создания системы профессиональной аттестации оценщиков. Несмотря на недавнее введение лицензирования оценочной деятельности, общая тенденция, активно озвучиваемая федеральным Правительством, заключается в уменьшении государственного контроля и перенесения его в область саморегулирования. Оценочная деятельность, по совей специфике, является одной из наиболее приспособленных к саморегулированию. В рамках формирования системы саморегулирования, которое должно произойти в ближайшие год-два именно профессиональная аттестация должна стать ключевым звеном.

Предлагаемый план создания системы профессиональной аттестации специалистов-оценщиков в рамках Торгово-промышленной палаты Российской Федерации включает три основных этапа:

1. Формирование системы добровольной профессиональной аттестации оценщиков в рамках ТПП РФ и её пропаганда. В ходе реализации данного этапа необходимо реализовать следующие мероприятия:

а) Определение в рамках Комитета по оценочной деятельности ТПП РФ общей идеологии проведения аттестации, в частности её формы (скорее всего, письменный экзамен в тестовой форме) и количества оценочных дисциплин, по которым она будет проводиться раздельно.

б) Создание в рамках ТПП РФ комиссии по аттестации оценщиков. Данная комиссия должна быть самостоятельным органом в рамках Комитета по оценочной деятельности. В её состав могут входить специалисты, уже работающие в различных подкомитетах.

в) Определение регламента работы, подготовка процедуры работы и осуществления контроля, а также определение источников финансирования работы комиссии

г) Составление и публикация списка типовых вопросов и задач

д) Подбор основных первоисточников ля подготовки к аттестации, формирование специальных брошюр и пособий.

е) Подготовка совместно с ВУЗами краткосрочных подготовительных курсов для прохождения аттестации.

ж) Проведение компании по рекламе процесса аттестации среди оценщиков и потребителей услуг по оценке.

з) Непосредственное проведение аттестации, как в Москве, так и в регионах.

2. Продвижение системы профессиональной аттестации за пределы ТПП РФ. На этом этапе планируется взаимодействие представителей ТПП с различных государственных и коммерческих структур с целью распространения наличия аттестации в качестве добровольного или обязательного условия прохождения различных аккредитаций, участия в тендерах и т.д.

3. Инсталляция профессиональной аттестации в процесс регулирования или саморегулирования оценочной деятельности. Этот этап должен реализоваться после успешного набора аттестацией веса в оценочном рынке, и, в зависимости от развития ситуации, может развиваться различными путями:

Методическое обеспечение

Отсутствие внятных требований и методических документов в области оценки является одним из самых сложных проблем в области оценочной деятельности. До сих пор в нашей стране отсутствует более или менее внятная система нормативных требований к методологии и процессу оценки. Попытки создания стандартов оценки в рамках групп Министерства имущественных отношений могут являть собой скорее образец политических интриг, чем методической деятельности. При этом:

По этому, сегодня имеется очень высокая потребность в создании качественной системы методических рекомендаций в различных областях оценки. Рекомендации должны касаться как различных виды объектов оценки, так и различных специальных ситуаций.

Использование интеллектуального потенциала, сконцентрированного Комитетом по оценочной деятельности ТПП РФ, при определенном финансировании может дать возможность в короткие сроки сформировать качественную систему методических рекомендаций в области.

Экспертиза и контроль качества

Создание системы профессиональной аттестации оценщиков даст возможность унифицировать требования к проведению работ и использованию профессиональных процедур. Это, в свою очередь, даст возможность осуществлять полноценный содержательный контроль за качеством выполнения отчетов об оценке.

Выполнение этой функции возможно только при создании соответствующей комиссии из ведущих специалистов и регламента, исключающего субъективность и конфликтные ситуации.

В то же время, статус ТПП РФ позволит практически сразу серьезно продвинуть данную услугу среди оценщиков и потребителей их услуг, включая государственные и контрольные органы

ПРИЛОЖЕНИЕ


Схема реализации потенциала Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в области оценочной деятельности

P.S. Данная документ обсуждался на встрече представителей ТПП РФ, РКО и НЛСОД, проведенной 18 февраля 2002 года, и был одобрен как основа для дальнейшей работы.


софийская 60