Комитет по образованию и координации научных исследований
ПРОТОКОЛ № 5 от 27.11.2009
ПРОТОКОЛ №5 от «27» ноября 2009 г.
расширенного совместного заседания Комитета по образованию и
координации научных исследований
Национального совета по оценочной деятельности в Российской Федерации и I-ой Всероссийской Конференции
«Совершенствование системы обучения оценщиков в Российской Федерации».
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Владимирова Н.В. - Президент НП СОО «СИБИРЬ», член Комитета по образованию и координации научных исследований НСОД.
Рутгайзер В.М. - Заместитель председателя НСОД, президент АРМО, д.э.н., профессор.
Цыпкин Ю.А. - Председатель Комитета по образованию НСОД, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой Маркетинга Государственного университета по землеустройству, член Правления НП СОО "СИБИРЬ".
Кушель А.А. - Ректор Института профессиональной оценки, член Совета Партнерства НП «СМАОс» и НП «СМАО», председатель комитета по образованию НП «СМАО», член Комитета по образованию и координации научных исследований НСОД.
Бусов В.И. - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой оценки и управления собственностью Государственного университет управления, член Комитета по образованию и координации научных исследований НСОД.
Буров А.О. - Вице - президент «НП «СРО «НКСО» Председатель Комитета по взаимодействию с регионами, член Комитета по образованию и координации научных исследований НСОД.
Косорукова И.В. - Заведующая кафедрой оценочной деятельности, декан факультета финансов, директор центра профессиональной переподготовки (ЦПП) Московской финансово - промышленной академии, к.э.н., доцент, (МСО), член Комитета по образованию и координации научных исследований НСОД.
Федорова Ю.М. - Генеральный директор НП «СМАО» и НП «СМАОс», Зав. кафедрой Экономики городского землепользования в Московском государственном университете геодезии и картографии (МИИГАиК), член Комитета по образованию и координации научных исследований НСОД
Анисимова Л.К. - Директор «Института оценки и управления собственностью» Кубанского государственного технологического университета, вице - президент РОО, член Президиума экспертного совета РОО, председатель Правления Краснодарского краевого отделении РОО.
Яковлев Ю.П. - Член комитета по образованию и координации научных исследований, (ОПЭО)
Бородачев В.В. - Проректор по дополнительному профессиональному образованию Нижегородского государственного архитектурно - строительного университета, Член комитета по образованию и координации научных исследований НСОД
Коростелев С.П. - Заместитель Председателя Экспертного Совета НП СОО «СИБИРЬ», профессор Государственного Университета по Землеустройству, д.т.н., член комитета по образованию и научным исследованиям НСОД.
Кузнецова И.В. - Директор Департамента образования НП СОО «СИБИРЬ».
Разживина Л.А. - Алтайская академия экономики и права (ААЭП)
Нуриева Р.Х. - ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет», начальник Управления дополнительным образованием БашГУ
Плоткина А.Р. - «Хабаровская государственная академия экономики и права»
Мухаметханова Н.И. - «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»
Харламов Г.А. - «Орловский государственный технический университет» (ОрелГТУ)
Юренева Т.Г. - Вологодский государственный технический университет
Межотраслевой региональный центр повышения квалификации
Кушкина С.Н. - - Вологодский государственный технический университет
Межотраслевой региональный центр повышения квалификации
Пряхин С.Н. - «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Панкратьева Е.А. - «Байкальский государственный университет экономики и права»
Варганова Г.М. - «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан»
Бондарева Л.Н. - ГОУ ВПО Российский государственный профессионально - педагогический университет
Буртовая С.Н. - Южно - Уральский государственный университет,
Белецкая Н.М. - «Белгородский университет потребительской кооперации»
Лисова О.М. - «Ставропольский государственный аграрный университет»
Бледных Н.Б. - «Уральский государственный технический университет –УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Пермяков В.Ф. - ГОУ ДПО «ИПК - РМЦПК»
Пехтерева В.В. - Санкт - Петербургский Государственный инженерно - экономический университет
Пилюгина Л.В. - Фонд «Институт фондового рынка и управления» (ИФРУ)
Твердохлебова Т.В.
Бурменко Р.Р. - «Сибирский федеральный университет»
Рубанов А.М. - «Тамбовский государственный технический университет»
Мануйлов В.В. - «Тамбовский государственный технический университет»
Землянский О.А. - Доцент кафедры оценки и управления собственностью ГУУ
Балаев С.С. - Директор Департамента маркетинга и логистики ОНО «Союз Экспертизы»
Представители СМИ и книгоизданий по оценке:
Волохова Маргарита - Журнал «Имущественные отношения в РФ»;
Вяликов Артемий - Издательство «Маросейка»;
Дерябин Юрий - Вестник оценщика «Аppraiser.ru».
Председательствующий – Цыпкин Юрий Анатольевич
Кворум для принятия решений имеется, все представители от 7 СРО оценщиков (Далее СРОО) присутствуют. Собрание признанно правомочным принимать решения по всем вопросам повестки дня.
Основные темы докладов:
- Основные направления совершенствования системы обучения оценщиков в российской Федерации (Докладчик Цыпкин Ю.А. – председатель Комитета по образованию и координации научных исследований НСОД, член Правления НП СОО «СИБИРЬ»)
- О формировании Учебно-методического совета по оценочной деятельности при НСОД (Докладчик Рутгайзер В.М. – президент АРМО, заместитель председателя НСОД)
- О профессионально-добровольной аккредитации вузов при Национальном совете по оценочной деятельности (Докладчик Кушель А.А. – член Комитета, СМАО)
- О роли и месте обучения оценщиков в Концепции развития оценочной деятельности в Российской Федерации (Докладчик: Бусов В.И. – д.э.н., профессор, член Комитета)
Открыл конференцию и расширенное заседание Комитета НСОД по образованию и координации научной деятельности зам. председателя НСОД, д.э.н., проф. Рутгайзер В.М.
В своем выступлении проф. В.М. Рутгайзер остановился на наиболее важных вопросах в регулировании образовательного процесса для оценщиков в Российской Федерации. Так, в частности, он аргументировано обосновал необходимость сохранения существующего обязательного, каждые три года повышения квалификации оценщиков, обратившись к вузам с пожеланием совершенствования качества такого повышения квалификации и актуальности содержательной составляющей этого процесса.
Кроме этого, сконцентрировал всеобщее внимание на том, что таким обучением, как и профессиональной переподготовкой в соответствии с действующей нормой закона, могут заниматься исключительно высшие учебные заведения (как государственные, так и негосударственные), имеющие государственную аккредитацию при федеральном органе исполнительной власти в сфере образования
Президент СОО «СИБИРЬ» Н.В. Владимирова приветствовала всех участников конференции, поздравила всех оценщиков с профессиональным праздником! Проинформировала об инициативе СОО «СИБИРЬ» активного вовлечения представителей вузов, обучающих оценщиков к работе Комитета по образованию и координации научных исследований НСОД (далее «Комитет»). Рассказала также о проблемах, возникающих при проведении экспертиз оценочных отчетов, членов СРО, пожеланиях к вузам в части качества образовательного процесса, а также о поддержке инициативы по организации специализированных семинаров для преподавателей вузов, задействованных в образовательном процессе.
В своем докладе председатель Комитета, д.э.н, профессор, заведующий кафедрой Госуниверситета по землеустройству Цыпкин Ю.А. остановился на всем спектре вопросов, связанных с мониторингом, анализом и перспективами оценочного образования в России, нормативно-правового регулирования в сфере образования и в сфере оценочной деятельности, необходимости соблюдения существующей практики образовательного процесса, путях и направления его совершенствования, продолжении практики Комитета по мониторингу в сфере обучения оценщиков, роли и места НСОД в этом процессе.
В рамках обсуждения докладов выступили:
Буров А.О. - исполнительный директор НКСО, член Комитета по образованию и координации научных исследований НСОД - повышение квалификации каждые три года считаем целесообразным, но существующая типовая программа (104 ч.), по моему мнению, несколько устарела. О сотрудничестве с вузами и трудностями, с которыми они сталкиваются: не информированность; необходимость развития науки; уровень специалистов на рынке оценочных услуг оставляет желать лучшего. Как следствие всего – НЕВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО выпускаемого контингента. Выработка некоего механизма: прием документов – сделать не совсем прямой вход на рынок оценки – важно мнение работодателя – рекомендация (основной критерий). Работодатель должен принимать решение о приеме на работу на основании анализа рекомендаций 4-20 человек.
Анисимова Л.К. - директор НГОУ «Институт оценки и управления собственностью» Кубанского государственного технологического университета - О базовом требовании к оценщикам в части наличия высшего образования (Постановление Минтруда №37).
Пряхин С.Н. - ст. преп., зам. декана ф-та управления и предпринимательства, руководитель программы «Оценочная деятельность» Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского» - выступил с обоснованным мнением о целесообразности сохранения порядка и правил по обучению оценщиков. Рекомендовал уделить особое внимание работе по обучению оценщиков, о разработке системы своевременного уведомления о том, что необходимо пройти очередное повышение квалификации. Работа с Банками, Финансовыми системы требует строгого соблюдения того, чтобы у оценщиков, которые сотрудничают с ними, были курсы повышения квалификации. Обязательное проведение семинаров для преподавательского состава. Необходимо создать список людей, которые могут проводить такие семинары. Цена. Выделение специализации.
Бондарева Л.Н. - зав. кафедрой Антикризисное управление ГОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет
С вопросом о требованиях по профессиональной переподготовке специалистов, о базовом образовании и перечне специальностей, имеющих специализацию по оценочной деятельности.
Федорова Ю.М. - заведующая кафедрой городского землепользования Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Московский государственный университет геодезии и картографии” (МИИГАиК) - о достаточности существующих 104 часов для обязательного повышения квалификации, так документ государственного образца выдается от 100 до 500 часов, но вероятно, что 200 часов – «уже перебор» и излишняя навязывающая услуга с сомнительным качеством. Вероятно следует сохранить 104 часа, сложившиеся технологически.
Бородачев В.В. - ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» - о важности проведения кратких семинаров, в том числе и для преподавательского состава ВУЗов совместно с СРО «СИБИРЬ». Вопрос о распространении формы дистанционного образования (Процедура и приказ о дистанционном образовании на сайте Минобрнауки России). Закон об образовательной деятельности 2006 года также закрепляет эту форму.
Пермяков В.Ф. - заведующий кафедрой «Оценка и управление имущественным комплексом» ГОУ ДПО «ИПК-РМЦПК», ректор головного института АНО «Высшая школа недвижимости» - о том, кто должен и может заниматься профессиональной переподготовкой, а должны заниматься ВУЗы, имеющие в соответствии с лицензией и аккредитацией такое право и руководствуясь только рыночной экономикой (Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ, 21 статья).
Кушель А.А. - ректор Института профессиональной оценки, член Совета Партнерства НП «СМАОс» и НП «СМАО», председатель комитета по образованию НП «СМАО», член Комитета по образованию и координации научных исследований НСОД – высказался по вопросам совершенствования законодательства, так в частности, о функциях, которые было бы целесообразно закрепить за Комитетом:
- разработка программ профессиональной переподготовки оценщиков и обязательного повышения квалификации;
- разработка и рекомендации к содержанию общероссийских образовательных стандартов третьего поколения;
- создание системы добровольной профессиональной аккредитации вузов при Комитете;
- СРО и вузы союзники. Единая система образования для всех СРО;
- сохранение единого образовательного пространства на всей территории России.
Бусов В.И. - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой оценки и управления собственностью Государственного университет управления, член Комитета по образованию и координации научных исследований НСОД – считает не совсем готовой систему перехода высшего профессионального образования на двухуровневую систему. Если она все-таки состоится, то допуск на рынок оценки, т.е. вступление выпускников вузов (бакалавров) в СРО только после профессиональной переподготовки по оценки (800 часов) и по магистрам – надо изучить, примут ли в ГОСах третьего поколения рекомендации НСОД по содержанию программы по оценочным дисциплинам.
С краткими ответами на вопросы в выступлениях ответил проф. Цыпкин Ю.А. – разъяснил, что нет никого несоответствия программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки текущему моменту, т.к. они носят рамочный характер, а их конкретное наполнение, актуальность материалов курсов, осуществляет каждый конкретный ВУЗ самостоятельно, конкурируя с другими ВУЗами по качеству этих программ, соответственно, привлекая большее количество обучающихся. Рыночные отношения в образовании, создание здоровой конкурентной среды в сфере получения профессиональных знаний оценщиков, разделяет и МЭР России – уполномоченный орган в сфере регулирования оценки в российской Федерации.
Косорукова И.В. - заведующая кафедрой оценочной деятельности, декан факультета финансов, директор центра профессиональной переподготовки (ЦПП) Московской финансово-промышленной академии, к.э.н., доцент, (МСО), член Комитета по образованию и координации научных исследований НСОД – о необходимости принимать участие 50/50 ВУЗ СРО в разработке программ.
УМО и НСОД должны вести совместную работу:
- необходимость повышения квалификации продиктована практикой (72 часа теория и 32 часа практика) – сложившаяся на сегодня система;
- необходимо идти к ФСО по образованию оценщиков;
- необходимость аккредитации программ вузов при НСОД.
Плоткина А.Р. - ГОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права» -роль бакалавров и магистров в оценке, кто и как после получения диплома может вступить и быть принят в СРО и получить допуск к профессии. Бакалавр – только через дополнительное профессиональное образование (800 часов).
Бледных Н.Б. – «Уральский технический университет» - УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» - необходимость учета практической деятельности в работе оценщика, создание единой базы практического опыта. Учет авторских достижений.
Рубанов А.М. – «Тамбовский государственный технический университет» - составить список ВУЗов имеющих право проводить подготовку оценщиков.
Белецкая Н.М. – «Белгородский университет потребительской кооперации» - единое поле в образовании, рекомендации от СРО в программы подготовки, а вуз их дополнит и учтет. Поделилась опытом в обучении по программе «Оценка товаров народного потребления» (240 часов) – как специализация оценщиков. В том числе может и должен быть кадастровый оценщик.
Далее выступила Владимирова Н.В. - президент НП СОО «СИБИРЬ», член Комитета по образованию и координации научных исследований НСОД - СРО и ВУЗы всегда должны выступать в единой команде! Мы можем четко ответить на вопрос «кто к нам приходит?»….Ведь ВУЗы ставят нас в такое положение, когда готовят своих выпускников потребителям, которыми мы выступаем! Мы, как СРО несем ответственность за своих членов перед судами. Сейчас мы обращаем внимание, при проведении проверок – где учился оценщик, что он вынес, какие знания? И хотелось бы сказать, что за качество обучения несет ответственность именно ВУЗ. Значит, и отвечать должен и ВУЗ тоже, вплоть до лишения лицензии.
Мы можем рекомендовать, где проходить обучение. Совместно согласовывать программы обучения. Готовы принимать на стажировку молодых специалистов. Необходимо наладить систему ВУЗ-СРО.
Затем было активное обсуждение проекта решения Конференции. После продолжительных дискуссий участники конференции и члены Комитета по образованию и координации научных исследований НСОД единодушно приняли следующее решение:
Решение конференции ВУЗов, обучающих оценщиков и расширенного заседания комитета по образованию и координации научных исследований Национального Совета по оценочной деятельности. Москва, 27 ноября 2009 г.
Участники конференции считают инициативу СОО «СИБИРЬ» по организации и проведению 1-ой конференции всех вузов Российской Федерации, обучающих оценщиков положительной. Рекомендуется продолжать такую практику.
Полагаем, что переход на саморегулирование с заменой государственного лицензирования на членство в СРО оценщиков осуществляется планомерно. Правильным шагом на этом пути признаются действия НСОД и Комитета по образованию о сохранении преемственности в вопросах получения профессиональных знаний в области оценки.
Участники конференции обращаются к законодателям, уполномоченному органу, а также НСОД с пожеланием сохранить положительный опыт и не вносить радикальных изменений в уже много лет сложившуюся и законодательно закрепленную практику по обучению оценщиков в РФ.
Обращаем внимание на то, что любые изменения должны проходить исключительно на принципах обоснованности, необходимости, публичности и отвечать требованиям свободных рыночных отношений в сфере образования. При этом необходимо сохранять единое образовательное пространство на всей территории РФ. Какие бы то ни было попытки бюрократического характера по регулированию в вопросах образования не допустимы.
В целях совершенствования качества обучения оценщиков участники конференции считают следующее:
- продолжать работу Комитета НСОД по образованию и координации научных исследований по мониторингу ситуации на рынке образовательных услуг в сфере оценочной деятельности с публикацией ее результатов;
- просить СРО оценщиков содействовать вузам в вопросах организации стажировок и практик для студентов и слушателей в оценочных компаниях;
- представителям СРО и Комитета НСОД активнее участвовать в государственных аттестационных комиссиях по защите дипломных работ оценщиков в вузах по программам профессиональной подготовки и профессиональной переподготовки;
- рекомендовать вузам в качестве руководителей по аттестационным работам привлекать оценщиков;
- для повышения качества обязательного, каждые 3 года, повышения квалификации оценщиков в соответствии с зарегистрированным в Минюсте РФ и действующим Распоряжением Минимущества России от 22.05.2003 г. № ЗР-4/10060 "Требования к повышению квалификации в области оценочной деятельности" привлекать представителей экспертного сообщества СРО оценщиков, а также организовать ежегодные семинары (мастер-классы) для преподавателей вузов, участвующих в образовательном процессе;
- публиковать в открытой печати и сети интернет научные разработки, утвержденные в установленном порядке методические рекомендации по оценке всех СРО оценщиков для использования их в учебном процессе.
Участники считают целесообразным проведение работы Комитетом по образованию и координации научных исследований НСОД по присвоению профессионального грифа для учебников, учебно-методических пособий издаваемых в РФ в области оценки.
Одобрить деятельность Комитета и его членов по разработке рекомендаций по оценочным дисциплинам при подготовке профильными УМО государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования; продолжить совместно с представителями СРО и научно-педагогического корпуса вузов, обучающих оценщиков, совершенствование содержания отвечающим государственным требованиям программ профессиональной переподготовки повышения квалификации.
Предложение по добровольно-профессиональной аккредитации образовательных программ вузов при профильном комитете НСОД считать актуальным и важным, работу в этом направлении необходимо продолжить при участии широкого круга заинтересованных лиц и организаций.
Участники конференции рекомендуют НСОД сохранить вопросы образования и координацию научных исследований в рамках одного комитета, что весьма логично, в том числе и по аналогии с федеральным органом исполнительной власти в этой сфере – Министерством образования и науки Российской Федерации.
Протокол вела:
Кузнецова И.В.
<< назад в раздел