Комитет по образованию и координации научных исследований

ПРОТОКОЛ № 9 ОТ 19.05.2011

ПРОТОКОЛ №9 от «19» мая 2011 г.
расширенного совместного заседания Комитета по образованию и координации научных исследований
Национального совета по оценочной деятельности в Российской Федерации в форме круглого стола, организованного Московской финансово-промышленной академией

«Развитие системы подготовки кадров в сфере оценочной деятельности: проблемы и перспективы в Российской Федерации».

В работе заседания приняли участие руководители и представители 9 СРО оценщиков, представители более 20 учебных заведений России, обучающих оценщиков, специалисты оценщики, независимые эксперты. Всего приняло участие в работе более 80 человек.

Основные рекомендации расширенного заседания комитета по образованию и координации научных исследований Национального Совета по оценочной деятельности.

Оценочное движение в России в 2010 году переживало сложные времена, связанные с последствиями мирового экономического кризиса, приведшего к существенному снижению деловой активности во всех сферах народного хозяйства. Ситуация с постепенным восстановлением финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов стала положительно влиять на возобновление интереса граждан России к работе в сфере оценочной деятельности, а, следовательно, и на некоторое увеличение числа обучающихся этой профессии. Это подтвердили представители многих региональных Вузов и учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга. Однако группы, в основном, набирают крупные региональные государственные Вузы. Это тоже стало следствием экономического кризиса.

Сегодня общая численность оценочного сообщества, состоящего в СРО, насчитывает более 17 тыс. чел. По результатам мониторингов, которые проводил Комитет по образованию и координации научных исследований, число обучившихся на оценщиков, но не состоящих в реестрах СРО, может достигать такой же величины. Почти каждый второй слушатель в области оценочной деятельности учится не только с целью вступления в СРО, но и, вероятно, для повышения своего уровня знаний и возможного дополнительного приработка. Важный факт, что менее 3% от общей численности оценщиков, состоящих в реестрах СРО, имеют диплом оценщика после профессиональной подготовки (т.е. диплома ВУЗа со специализацией по оценке после 5 летнего обучения), а все остальные - диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости предприятий (бизнеса)».

В результате детального обсуждения было рекомендовано всем участникам рынка оценочных услуг (СРО, оценщикам, работодателям, контролирующим органам Росреестра и др.) внимательно следить за тем, чтобы документ об образовании выдавался исключительно учебными заведениями (государственными или частными, высшими или дополнительного профессионального образования), имеющими лицензию и государственную аккредитацию федерального органа в сфере образования (Рособрнадзора). Подробнее с юридической стороной вопроса можно ознакомиться в разделе Комитета по образованию и координации научных исследований на официальном сайте НСОД. Соблюдение требований законодательства об образовании будут способствовать, в том числе и сокращению оборота на рынке незаконных документов об образовании, а также препятствовать демпингу, явным признаком которого являются низкие цены на обучение.

Представители Вузов рассказали о новых программах по обучению в оценке и смежных отраслях, которые они реализуют самостоятельно. Так, например, судебных экспертов, независимых директоров в ОАО, по кадастровой оценке недвижимостями, по обучению технологии проведения экспертиз оценочных отчетов. Многие их них уже реализуются по схемам, которые полностью вписываются в систему обязательного, каждые 3 года повышения квалификации оценщиками. Наряду с блоком обязательных дисциплин дается специальный блок на базе вузов и с участием СРО в объеме не менее 32 часов по указанным тематикам. Качественное повышение квалификации оценщиков, различные краткосрочные семинары и т.п. непременно будет способствовать повышению уровня из отчетов.

Было отмечено, что Вузы в полном праве могут дополнять, расширять, а, главное – по-своему наполнять содержание утвержденных государственных требований по программам профессиональной подготовки и повышения квалификации оценщиков. Их задача – обучать современным знаниям в оценочной сфере. Перечень и названия дисциплин по 800-часовой и 108-часовой программам предусматривают все возможности по их постоянной актуализациями непосредственно самими преподавателями при проведении занятий, с учетом постоянно меняющейся текущей ситуации. Набор специальных дисциплин и качество обучения составят тот единственно возможный механизм конкурентной среды в сфере образования оценщиков, где потенциальные слушатели будут «голосовать» собственными средствами за качество обучения при выборе его места.

Некоторые руководители СРО оценщиков, выступившие на заседании, рекомендовали обращать внимание на обязательное каждые 3 года прохождение членами СРО повышение квалификации. Они отметили, что при последних проверках Росреестр стал требовать соблюдение положений действующего для оценщиков и зарегистрированного в Минюсте РФ документа «Требования к повышению квалификации в области оценочной деятельности (утверждены Минимуществом РФ 22 мая 2003 г. № ЗР-4/10060)». Кроме этого данное положение нашло свое отражение и в проекте приказа МЭР России по организации и проведению проверок СРО оценщиков, находящегося на итоговом согласовании.

Большое внимание было уделено вопросам формирования экспертной «прослойки» в оценочном сообществе. Были высказаны различные точки зрения, как в поддержку этих новаций в законодательстве, так и сомнения об их целесообразности. Так, в частности, после квалификационного экзамена появляется «эксперт-оценщик», а все остальные остаются просто оценщиками «второго сорта», к которым, по мнению некоторых участников заседания, заказчики могут перестать обращаться за оценкой. Это может привести к тому, что все 17 тыс. оценщиков вынуждены будут становиться экспертами «по умолчанию» или же просто получить «запрет на профессию». В тоже время повальная очередная аттестация всех оценщиков ничего в плане качества отчетов не даст (очевидный неудачный пример с кадастровыми инженерами, техосмотром автомобилей и т.п.), а только создаст очередную коррупционную среду и поборы с оценщиков. Кроме того, сомнения вызвал факт подготовки стандарта по экспертизе отчета, в то время как до сих пор нет даже проекта стандарта по подготовке того же самого отчета, например, по оценке недвижимости. Все участники высказались за публичность всех тестов к экзамену на эксперта (с вопросами и ответами) для подготовки. Секретности в данном вопросе быть не должно.

Были высказаны рекомендации в адрес НСОД по скорейшей стандартизации оценочного процесса; по совершенствованию эффективности использования компенсационных фондов в форме эндаумента; созданию механизма свободного перехода членов СРО из одного в другое без потери комфонда - залога конкурентной среды; по прекращению изменений в законодательстве по вопросам образования оценщиков без широкого обсуждения и аргументации проектов изменений.

Принято одобрить и продолжить практику открытого обсуждения проблем и перспектив развития обучения оценщиков в России на базе Комитета по образованию и координации научных исследований.

<< назад в раздел