Московское законодательство


ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

(11 февраля 1998 года N 3)

Статья 1. Законодательное регулирование оценочной деятельности в городе Москве
Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в городе Москве, состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных законов и нормативных правовых актов Москвы.
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом
Настоящим Законом определяются правовые основы оценочной деятельности в отношении объектов оценки, расположенных на территории города Москвы, принадлежащих Российской Федерации, городу Москве, муниципальным образованиям города Москвы, юридическим лицам, а также физическим лицам.
Статья 3. Оценочная деятельность
Для целей настоящего Закона под оценочной деятельностью понимается совокупность отношений юридического, экономического, организационно - технического и иного характера по установлению в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости (залоговой, ликвидационной и другой).
Понятие оценочной деятельности включает в себя отношения, складывающиеся в процессе проведения оценки, обучения, лицензирования, осуществления контроля за деятельностью оценщиков и применения мер ответственности в случае нарушения норм законодательства об оценке.
Оценочная деятельность для целей налогообложения объектов оценки регулируется иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Статья 4. Субъекты и объекты оценочной деятельности
Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны:
- физические лица, признанные профессиональными оценщиками по результатам проведенной в установленном порядке процедуры официальной аттестации (далее - профессиональные оценщики);
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, признанные лицензированными оценщиками по результатам проведенной в установленном порядке процедуры их лицензирования (далее - лицензированные оценщики);
с другой стороны - потребители их услуг (заказчики).
Профессиональные оценщики и лицензированные оценщики в дальнейшем именуются оценщиками.
Порядок проведения официальной (государственной) аттестации и признания физических лиц надлежащими профессиональными оценщиками устанавливается Московской городской администрацией.
Индивидуальный предприниматель не может быть признан лицензированным оценщиком, если он не является профессиональным оценщиком.
Юридическое лицо не может быть признано лицензированным оценщиком, если оно не приняло обязательство привлекать для осуществления оценочной практики надлежащего профессионального оценщика.
Юридическое лицо в организационно - правовой форме открытого акционерного общества не может быть признано лицензированным оценщиком.
К объектам оценочной деятельности (объект оценки) относятся:
- отдельные материальные объекты (вещи);
- совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
- право собственности, иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества лица;
- право требования, обязанности (долги);
- работы, услуги, информация;
- результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполненных работ или услуг.
Статья 5. Право города Москвы, муниципальных образований, физических и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки
Город Москва, муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Право на проведение оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления статистического учета и бухгалтерской отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки.
Результаты проведения оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Рыночная стоимость и предположения об установлении рыночной стоимости объекта оценки
Для целей настоящего Закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть продан на основании сделки в условиях конкуренции, когда продавец и покупатель действуют, располагая всей доступной информацией об объекте оценки, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
- продавец не обязан продавать объект оценки, а покупатель не обязан приобретать;
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- объект оценки представлен на продажу в форме публичной оферты;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Указанное правило подлежит применению и в случае использования для совершения сделки терминов, определяющих аналогичный по содержанию вид стоимости объекта оценки, прямо не предусмотренный настоящим Законом и (или) актами законодательства Российской Федерации, в том числе терминов "действительная стоимость", "эквивалентная стоимость" или иных, содержание которых удовлетворяет критериям признания стоимости рыночной в соответствии с настоящей статьей.
Статья 7. Обязательность проведения оценки
Проведение оценки является обязательным в случаях вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Москве или муниципальным образованиям города Москвы, и возникновения спора о стоимости объекта оценки по инициативе одной из сторон в сделке, в частности:
- при отчуждении объектов оценки в частную собственность, собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации или иных муниципальных образований;
- при передаче в доверительное управление или приватизации объекта оценки;
- при использовании объекта оценки в качестве предмета залога;
- в случаях обязательного страхования объекта оценки и определения ущерба в результате наступления страхового случая;
- при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, за исключением случаев передачи в собственность инвесторов жилья, вновь построенного или реконструированного без привлечения средств бюджета и (или) внебюджетных фондов города Москвы или муниципальных образований;
- при реализации инвестиционных проектов с привлечением средств бюджета Москвы либо средств под гарантии города Москвы, равно как при оценке технических заданий и условий на разработку таких проектов;
- при коммерческом использовании (капитализации) средств бюджета города Москвы;
- при отчуждении или передаче в пользование физическим или юридическим лицам (в том числе при передаче в уставные капиталы (фонды) юридических лиц, в том числе с долей иностранного капитала) имущества города Москвы, муниципальных образований города Москвы.
Проведение оценки является обязательным также в случаях:
- ипотечного кредитования физических и юридических лиц при возникновении спора о стоимости предмета ипотеки;
- при составлении брачных контрактов или разделе имущества разводящихся супругов по требованию одного из супругов при возникновении спора о стоимости их имущества;
- при выкупе или ином предусмотренном законодательными актами изъятии объекта оценки у собственника для государственных или муниципальных нужд;
- конвертации акций, слиянии или разделе акционерных обществ.
Оценка имущества при его выкупе для государственных или муниципальных нужд осуществляется за счет средств города Москвы.
Статья 8. Основания для проведения оценки объекта оценки
Основанием для проведения оценки объекта является договор между оценщиком и заказчиком, на который распространяются общие нормы Гражданского законодательства Российской Федерации, а также особые обязательные требования в соответствии с настоящим Законом.
В случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона, основанием для проведения оценки объектов оценки является решение суда.
Статья 9. Особые обязательные требования к договору на проведение оценки объекта оценки
Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.
Договор должен содержать:
- описание объекта оценки с указанием его вида;
- вид определяемой стоимости (стоимостей);
- сведения о наличии у оценщика соответствующей лицензии и всех существенных условий ее действия (если договор заключает лицензированный оценщик);
- сведения о том, что оценщик является надлежащим профессиональным оценщиком (если договор заключает профессиональный оценщик);
- сумму вознаграждения профессионального оценщика в денежном выражении.
Договор об оценке как единого объекта, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект (объекты), а также его описание, достаточное для однозначной идентификации этого объекта (объектов) оценки.
В отношении объектов оценки, принадлежащих городу Москве или муниципальным образованиям города Москвы, договор заключается оценщиком с лицом, которое в соответствии с действующим законодательством и (или) договором уполномочено собственником на совершение сделки с объектом оценки, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
Статья 10. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки
Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указывается дата проведения оценки объекта оценки, используемые нормативные и инструктивные материалы, включая стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления стоимости объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.
В отчете должны быть указаны:
- дата составления и порядковый номер отчета;
- основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;
- юридический адрес и (или) адрес постоянного жительства оценщика и сведения, позволяющие идентифицировать его как надлежащего профессионального оценщика;
- точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты балансодержателя и балансовая стоимость данного объекта оценки;
- стандарты и правила проведения оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки данного объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;
- последовательность определения рыночной или иной стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;
- перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости объекта оценки.
Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации или города Москвы могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.
Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью.
В случае, если оценка имущества проводилась несколькими оценщиками по разным объектам оценки, входящим в состав этого имущества, отчет подписывается каждым оценщиком с указанием объектов, по которым он проводил оценку.
Статья 11. Достоверность оценки стоимости объекта оценки, содержащейся в отчете
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном на основании и в порядке, предусмотренных в настоящем Законе, предполагается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством, регулирующим оценочную деятельность в городе Москве, или в судебном порядке не установлено иное.
Статья 12. Оспоримость сведений, содержащихся в отчете
В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом или третейским судом по соглашению сторон спора или при указании на такое разрешение спора в договоре в соответствии с установленной подведомственностью и подсудностью, а также в административном порядке.
Статья 13. Права оценщика
Оценщик имеет право:
- выбирать и применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами и правилами проведения оценки;
- требовать от заказчика при проведении оценки объекта оценки обеспечения доступа оценщика или его представителя к объекту оценки и предоставления в полном объеме документации, необходимой, по мнению оценщика, для осуществления этой оценки;
- получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;
- запрашивать в письменной форме у третьих лиц, включая органы власти города Москвы, информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если непредоставление указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает на это в отчете;
- привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов, за действия и (или) бездействие которых оценщик в этом случае несет ответственность как за свои собственные действия и (или) бездействие;
- отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставления необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы.
Статья 14. Обязанности оценщика
Оценщик обязан:
- соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Закона, иных применимых законодательных актов Российской Федерации, нормативных правовых актов города Москвы;
- сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки в случаях, предусмотренных настоящим Законом, иным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, а также вследствие возникновения иных обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки;
- обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки, и вернуть заказчику полученные от него документы одновременно с передачей ему отчета об оценке;
- предоставлять заказчику информацию о положении, правилах и уставе, кодексе этики соответствующего уполномоченного органа или саморегулируемой организации (некоммерческой организации оценщиков), на действительность аккредитации или членство в которых ссылается оценщик в своем отчете, а также предоставлять по просьбе заказчика иную информацию о требованиях законодательства об оценочной деятельности;
- сообщать заказчику о наличии лицензии на занятие оценочной деятельностью в отношении предусмотренной договором об оценке категории объектов оценки;
- в течение срока, определенного договором об оценке, не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
- в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, предоставлять информацию, содержащуюся в хранящемся у него отчете об оценке, правоохранительным, судебным, иным специально уполномоченным государственным органам по их официальному законному требованию;
- хранить составленные отчеты об оценке объекта оценки в течение трех лет.
Статья 15. Независимость оценщика
Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.
Проведение оценки объекта не допускается, если:
- в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;
- оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридического лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценщика.
Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результатов проведения оценки объекта оценки, в том числе путем ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.
Денежное или иное вознаграждение профессионального оценщика за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.
Статья 16. Страхование гражданской ответственности лицензированных оценщиков
Страхование гражданской ответственности оценщиков является условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг оценщиков, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наличие договора страхования является обязательным условием для получения лицензии на осуществление оценочной деятельности по отдельным видам объектов оценки, утвержденным Московской городской администрацией.
Размеры страховой суммы устанавливаются Московской городской администрацией кратно минимальному месячному размеру оплаты труда.
Статья 17. Контроль за осуществлением оценочной деятельности в городе Москве
Контроль за осуществлением оценочной деятельности в городе Москве осуществляет орган, уполномоченный Московской городской администрацией (далее - уполномоченный орган), орган лицензирования, а также саморегулируемые организации.
При Московской городской администрации формируется консультативный общественный совет (далее - Московский совет по оценке), в состав которого входят должностные лица уполномоченного органа, других органов Московской городской администрации, Московской городской Думы, представители учреждений образования, обучающих профессиональных оценщиков, представители предпринимательских кругов и представители саморегулируемых организаций.
Положения об уполномоченном органе и Московском совете по оценке утверждаются Московской городской администрацией.
Статья 18. Функции уполномоченного органа
Уполномоченный орган является регулирующим оценочную деятельность органом Московской городской администрации, функциями которого, в частности, являются:
- контроль за осуществлением оценочной деятельности на территории города Москвы;
- координация действий органов Московской городской администрации и саморегулируемых организаций оценщиков по вопросам контроля за осуществлением оценочной практики на территории города Москвы и организация работы Московского совета по оценке;
- руководство деятельностью подразделений Московской городской администрации по осуществлению государственной аттестации и аккредитации оценщиков в городе Москве;
- согласование требований к оценщикам в городе Москве для целей государственной аттестации и аккредитации;
- согласование систем добровольной сертификации саморегулируемых организаций;
- согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим обучение профессиональных оценщиков, в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы;
- согласование правил осуществления оценочной практики в городе Москве, а также стандартов оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- согласование порядка лицензирования оценочной деятельности и установление требований к лицензированию оценочной деятельности по видам оценки;
- определение порядка аккредитации оценщиков в городе Москве и установление требований к аккредитованным оценщикам города Москвы.
Статья 19. Функции Московского совета по оценке
Функциями Московского совета по оценке, в частности, являются:
- согласование программ научных исследований по оценке;
- рассмотрение и подготовка к представлению на согласование и утверждение в соответствии с компетенцией уполномоченным органом методических, инструктивных и нормативных материалов по оценке в городе Москве, в том числе перечня требований государственной аттестации оценщиков в городе Москве;
- организация проведения научно - исследовательских работ по оценке;
- предотвращение недобросовестной конкуренции среди оценщиков на территории города Москвы;
- содействие учебным учреждениям в разработке учебных программ по оценке;
- формирование третейского суда;
- представительство интересов субъектов оценочной деятельности в органах Московской городской администрации.
Статья 20. Стандарты оценки
Государственные стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываются и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Стандарты, подготовленные и принятые саморегулируемыми организациями, не подлежат обязательному применению субъектами оценочной деятельности, не являющимися членами таких организаций.
До принятия государственных стандартов по оценке Московской городской администрацией принимаются правила осуществления оценочной практики на территории Москвы.
Статья 21. Профессиональное образование оценщиков
Профессиональное образование оценщиков осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы об образовании.
Статья 22. Саморегулирование оценочной деятельности
Саморегулирование оценочной деятельности осуществляется саморегулируемыми организациями и распространяется на членов таких организаций.
Саморегулируемые организации выполняют следующие функции:
- защищают интересы оценщиков;
- содействуют повышению уровня подготовки профессиональных оценщиков;
- содействуют разработке образовательных программ для обучения профессиональных оценщиков;
- разрабатывают собственные стандарты оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- разрабатывают и поддерживают собственные системы контроля за качеством и сертификации оценочных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы;
- осуществляют контроль за деятельностью оценщиков посредством их добровольной сертификации, аттестации и аккредитации при саморегулируемой организации;
- участвуют в деятельности Московского совета по оценке.
Статья 23. Лицензирование оценочной деятельности на территории города Москвы
Лицензирование оценочной деятельности в городе Москве осуществляется в заявительном порядке органом лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Орган лицензирования выдает лицензии на осуществление оценочной деятельности индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность в городе Москве.
Статья 24. Основные требования к лицензированию оценочной деятельности
Требования к лицензированию индивидуальных предпринимателей:
- государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;- наличие статуса надлежащего профессионального оценщика, определяемого в порядке, установленном Московской городской администрацией;
- наличие договора страхования, подтверждающего страхование гражданской ответственности в соответствии с настоящим Законом;
- уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности, величина которого устанавливается Московской городской администрацией.
Требования к лицензированию оценочной деятельности для юридических лиц:
- государственная регистрация в качестве юридического лица;
- наличие письменного обязательства юридического лица о привлечении для проведения любой оценки и подготовки отчета об оценке только надлежащего профессионального оценщика;
- наличие договора страхования, подтверждающего страхование гражданской ответственности в соответствии с настоящим Законом;
- уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности, величина которого устанавливается Московской городской администрацией.
Отзыв или приостановление действия лицензии осуществляется на основании:
- признания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недействительной государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
- прекращения или приостановления действия статуса надлежащего профессионального оценщика для индивидуального предпринимателя;
- выхода лицензированным оценщиком в своей деятельности за пределы прав, предоставленных ему лицензией на осуществление оценочной деятельности;
- решения суда, арбитражного суда.
Ходатайство об отзыве или приостановлении действия лицензии на осуществление оценочной деятельности может быть представлено уполномоченным органом, Московским советом по оценке, а также саморегулируемой организацией, членом которой является оценщик.
Указанные в настоящей статье основания отзыва или приостановления действия лицензии являются исчерпывающими и не могут быть расширены или изменены иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Закон.
Статья 25. Вступление Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу через 30 дней с момента его официального опубликования.
Статья 26. Приведение нормативных правовых актов города Москвы в соответствие с настоящим Законом
Московской городской администрации привести свои нормативные правовые акты в соответствие в настоящим Законом.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума
11 февраля 1998 года
N 3