Проекты законов


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКОНОПРОЕКТ

О саморегулируемых организациях

Проект № 348631-3
во втором чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О саморегулируемых организациях

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением или прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, или негосударственные пенсионные фонды, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органа банковского регулирования и банковского надзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
2. Особенности приобретения и прекращения статуса саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций и порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида, или негосударственные пенсионные фонды, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами.

Статья 2. Понятие саморегулирования

1. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, или негосударственными пенсионными фондами, и содержанием которой являются разработка и установление правил и стандартов указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и указанных правил и стандартов.
2. Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности или негосударственных пенсионных фондов в саморегулируемые организации.
3. Для целей настоящего Федерального закона под субъектами предпринимательской деятельности понимаются физические и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации и осуществляющие предпринимательскую деятельность, определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Статья 3. Саморегулируемые организации

1. Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности одного вида, или объединяющие негосударственные пенсионные фонды.
2. Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности могут устанавливаться федеральными законами.
3. Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», только при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям. К числу указанных требований помимо установленных в части 1 настоящей статьи относятся:
1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида, не установлено иное;
2) наличие правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
3) обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными третьими лицами посредством установления в отношении членов саморегулируемой организации требования страхования и (или) посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации.
4. Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований законодательства Российской Федерации, правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении к членам саморегулируемой организации мер ответственности, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.
5. Предусмотренные пунктами 1 – 3 части 2 настоящей статьи, предъявляемые к саморегулируемым организациям, и требования, предъявляемые к некоммерческим организациям для признания их саморегулируемыми организациями, являются обязательными. Федеральными законами могут быть установлены дополнительные требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, или негосударственные пенсионные фонды, для признания их саморегулируемыми организациями, а также могут быть установлены повышенные требования по сравнению с указанными в настоящем Федеральном законе требованиями саморегулируемых организаций.
6. В случае если не определен уполномоченный государственный орган осуществляющий контроль (надзор) за деятельностью членов саморегулируемой организации в соответствующих видах предпринимательской либо професииональной деятельности, некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с момента включения ее федеральным органом исполнительной власти в сфере государственной регистрации в государственный реестр саморегулируемых организаций.
7. В сфере предпринимательской либо профессиональной деятельности, где федеральными законами определен уполномоченный государственный орган, осуществляющий контроль (надзор) за соответствующими видами предпринимательской либо профессиональной деятельности, некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с момента включения ее уполномоченным государственным органом в государственный реестр саморегулируемых организаций.
8. Некоммерческие организации, сведения о которых не внесены в государственные реестры саморегулируемых организаций, не могут использовать в своих наименованиях слово «саморегулируемая», а также производные слова от слова «саморегулирование».

Статья 4. Предмет саморегулирования, правила и стандарты саморегулируемых организаций

1. Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации, в том числе деятельность негосударственных пенсионных фондов.
2. Саморегулируемые организации разрабатывают и устанавливают обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемых организаций правила и стандарты предпринимательской или профессиональной деятельности, или деятельности негосударственных пенсилнных фондов (далее - правила и стандарты саморегулируемых организаций).
3. Правила и стандарты саморегулируемой организации должны устанавливать дополнительные требования к деятельности членов саморегулируемой организации по сравнению с требованиями, установленными федеральным законам и принятым в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону иного нормативного правового акта Российской Федерации, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части. В случае признания судом не соответствующим федеральному закону иного нормативного правового акта Российской Федерации, в том числе нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, этот нормативный правовой акт не может являться правовой основой для установления правил и стандартов саморегулируемой организации.
5. Правила и стандарты саморегулируемой организации должны предусматривать предъявление к ее членам требований, устанавливающих ответственность членов саморегулируемой организации за результаты своей деятельности, а также информационную открытость затрагивающей законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.
6. Правила и стандарты саморегулируемой организации должны соответствовать правилам деловой этики и обычаям делового оборота, устранять или уменьшать конфликт интересов членов саморегулируемой организации, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.
7. Правила и стандарты саморегулируемой организации должны устанавливать запрет на осуществление членами саморегулируемой организации деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, иным негосударственным пенсионным фондам, а также должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению в отношении потребителей товаров (работ, услуг) и иных лиц действий, причиняющих моральный вред и (или) ущерб их деловой репутации или деловой репутации саморегулируемой организации.

Статья 5. Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях

1. Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также негосударственных пенсионных фондов, в саморегулируемых организациях является добровольным.
2. Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях для осуществления отдельных видов предпринимательской или профессиональной деятельности.
3. Субъект, осуществляющий различные виды предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом нескольких саморегулируемых организаций, если такие саморегулируемые организации объединяют субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности соответствующих видов.

Статья 6. Основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации

Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также деятельности негосударственных пенсионных фондов, в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
2) привлекает к ответственности членов саморегулируемой организации за нарушение требований законодательства Российской Федерации, устава саморегулируемой организации, правил и стандартов саморегулируемой организации.
3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами в соответствии с законодательством о третейских судах;
4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органом банковского регулирования и банковского надзора, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг);
7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает эту информацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.
2. Саморегулируемая организация кроме установленных частью 1 настоящей статьи основных функций вправе осуществлять также иные предусмотренные уставом саморегулируемой организации и не противоречащие законодательству Российской Федерации функции.
3. В соответствии с установленными настоящей статьей основными функциями в процессе осуществления своей деятельности саморегулируемая организация имеет право:
1) контролировать предпринимательскую или профессиональную деятельность, а также деятельность негосударственных пенсионных фондов, своих членов в части соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации, правил и стандартов саморегулируемой организации;
2) от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
3) участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
4) вносить на рассмотрение органов государственной власти и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;
5) запрашивать и получать в установленных федеральными законами порядке от органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию.
4. Саморегулируемая организация кроме определенных частью 3 настоящей статьи прав имеет иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами с учетом особенностей, установленных для субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности различных видов, а также для негосударственных пенсионных фондов.
5. Саморегулируемая организация, ее органы управления, специализированные органы и работники обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, устав саморегулируемой организации, правила и стандарты саморегулируемой организации.
6. Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Статья 7. Раскрытие саморегулируемой организацией информации и защита саморегулируемой организацией информации от ее неправомерного использования

1. Саморегулируемая организация обязана раскрывать посредством опубликования в средствах массовой информации и (или) представления в электронно-цифровой форме в информационной системе, доступной любому пользователю, информацию:
1) о составе своих членов;
2) об условиях, о способах и порядке обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг);
3) о членах, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, и об основаниях прекращения их членства, а также о субъектах предпринимательской или профессиональной деятельности, вступивших в саморегулируемую организацию;
4) об условиях членства в саморегулируемой организации;
5) о содержании правил и стандартов саморегулируемой организации;
6) о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации;
7) о принятых в связи с осуществляемыми саморегулируемой организацией функциями решениях органов управления саморегулируемой организации;
8) о случаях привлечения членов саморегулируемой организации к ответственности за нарушение требований законодательства Российской Федерации в части осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности, правил и стандартов саморегулируемой организации;
9) о любых исках и заявлениях, поданных саморегулируемой организацией в суды;
10) о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации (в случае формирования такого фонда);
11) об аттестатах, выданных членам саморегулируемой организации или их работникам по результатам обучения;
12) о ходе и результатах экспертизы нормативного правового акта, в проведении которой саморегулируемая организация принимала участие;
13) о результатах проведенных проверок деятельности членов саморегулируемой организации;
14) иную предусмотренную федеральными законами и уставом саморегулируемой организации информацию.
2. Саморегулируемая организация представляет информацию в федеральные органы исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Саморегулируемая организация кроме установленной частью 1 настоящей статьи информации вправе раскрывать иную информацию о своей деятельности и деятельности своих членов, если такое раскрытие не влечет за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов и определяется саморегулируемой организацией в качестве обоснованной меры повышения качества саморегулирования и информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов.
4. Саморегулируемая организация в соответствии с положениями части 1 настоящей статьи самостоятельно устанавливает способы раскрытия информации с учетом того, что раскрываемая информация должна быть доступна наибольшему числу потребителей произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), а также акционерам, инвесторам и кредиторам членов саморегулируемой организации.
5. Законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные требования к раскрываемой саморегулируемыми организациями информации.
6. Уставом саморегулируемой организации или специально установленными для этой цели и обязательными для соблюдения всеми работниками саморегулируемой организации требованиями должны быть предусмотрены способы получения, использования, обработки, хранения и защиты информации, неправомерное использование которой работниками саморегулируемой организации может причинить моральный вред и (или) имущественный ущерб членам саморегулируемой организации или создать предпосылки для причинения такого вреда и (или) ущерба.
7. Саморегулируемая организация несет перед своими членами ответственность за действия работников саморегулируемой организации, связанные с неправомерным использованием информации, ставшей известной им в силу служебного положения.
8. Члены саморегулируемой организации обязаны раскрывать информацию о своей деятельности, подлежащую раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными саморегулируемой организацией требованиями.

Статья 8. Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов

1. Саморегулируемой организацией осуществляется контроль за соблюдением своими членами в ходе осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности, а также деятельности негосударственных пенсионных фондов, требований законодательства Российской Федерации, правил и стандартов саморегулируемой организации, а также за раскрытием своими членами информации, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными саморегулируемой организацией требованиями.
Саморегулируемая организация самостоятельно определяет формы, сроки, переодичность проведения проверок своих членов.
3. Плановые проверки деятельности члена саморегулируемой организации не могут проводиться более одного раза в год, и сроки проведения таких проверок должны определяться уставом саморегулируемой организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
4. Основанием для проведения внеплановой проверки члена саморегулируемой организации может являться только представленная в саморегулируемую организацию жалоба на действия (бездействие) члена саморегулируемой организации, нарушающие требования законодательства Российской Федерации, правила и стандарты саморегулируемой организации.
6. В случае выявления нарушений саморегулируемая организация вправе по результатам проверки:
1) выносить решения, обязывающие члена саморегулируемой организации устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
2) выносить предупреждение члену саморегулируемой организации;
3) прекращать членство в саморегулируемой организаци;
4) обращаться в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, в уполномоченный государственный орган по контролю (надзору) за деятельностью членов саморегулируемой организации с ходатайством о подаче в суд заявления о дисквалификации своих членов, являющихся индивидуальными предпринимателями;
5) принимать иные решения не противоречащие федеральным законам.
7. Саморегулируемая организация несет перед своими членами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом саморегулируемой организации, ответственность за неправомерные действия работников саморегулируемой организации при осуществлении ими контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации.

Статья 9. Обжалование действий (бездействия) саморегулируемой организации, решений ее органов управления

Любой член саморегулируемой организации в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда.

Статья 10. Источники формирования имущества саморегулируемых организаций

1. Источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются:
1) регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы);
2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;
3) выручка от реализации услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе;
4) выручка от реализации образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;
5) выручка от реализации материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;
6) доходы, полученные от использования собственности саморегулируемой организации посредством приобретения ценных бумаг, размещения денежных средств в банковские депозиты и учреждения доверительного управления за исключением доходов, которые получены от размещения или инвестирования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации и могут быть направлены только на увеличение размера компенсационного фонда саморегулируемой организации;
7) другие не запрещенные законом источники.
2. Федеральными законами могут устанавливаться ограничения источников доходов, получаемых саморегулируемыми организациями.
3. Порядок регулярных и единовременных поступлений от членов саморегулируемой организации определяется внутренними документами саморегулируемой организации.

Статья 11. Способы обеспечения ответственности членов аморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иных третьих лиц

1. Саморегулируемая организация вправе применять следующие способы обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иных третьих лиц:
1) создание системы личного и (или) коллективного страхования;
2) создание компенсационного фонда.
2. Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в днежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем три тысячи рублей на каждого члена.
3. В случае применения в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенныхых ими товаров (работ, услуг) и иных третьих лиц системы личного и (или) коллективного страхования минимальная страховая сумма по договору страхования у каждого члена не может быть менее чем тридцать тысяч рублей в год.
4. Дополнительные требования к минимальному размеру компенсационного фонда саморегулируемой организации и минимальному размеру страховой суммы договора страхования ответственности членов саморегулируемой организации могут быть установлены другими федеральными законами. .
5. Размещение и инвестирование средств компенсационного фонда осуществляется через управляющую компанию (управляющие компании). Размещение средств компенсационного фонда, осуществляется в целях их сохранения и прироста.
6. Контроль за соблюдением управляющими компаниями ограничений размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, правил размещения таких средств и требований к инвестированию, а также инвестирование средств компенсационного фонда, которые установлены настоящим федеральным законом и принятой саморегулируемой организацией инвестиционной декларацией, осуществляется специализированным депозитарием на основании договора об оказании услуг специализированного депозитария.
7. Доход, полученный от размещения средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда.
8. Саморегулируемая организация вправе заключать договоры с управляющими компаниями и специализированным депозитарием, которые отобраны по результатам конкурса, проведенного в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
9. В объекты недвижимости может быть инвестировано не более десяти процентов средств компенсационного фонда.
10. В государственные ценные бумаги Российской Федерации может быть инвестировано не менее десяти процентов средств компенсационного фонда.
11. Дополнительные требования к составу и структуре средств компенсационного фонда определяются инвестиционной декларацией, принятой саморегулируемой организацией.
12. Основания и порядок осуществления выплат из компенсационного фонда устанавливаются общим собранием членов саморегулируемой организации.
13. Не допускается осуществление выплат из компенсационного фонда, за исключением выплат, в том числе не допускается возврат взносов членов саморегулируемой организации, в целях обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иных третьи лиц.
14. Взыскание по обязательствам саморегулируемой организации, в том числе о возмещении причиненного члену саморегулируемой организации вреда, не может быть наложено на имущество компенсационного фонда саморегулируемой организации.

Статья 12. Ограничения прав саморегулируемой оганизации и ее работников

1. Саморегулируемая организация не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.
2. Саморегулируемая организация не вправе учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой саморегулируемой организации, и становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ.
3. Саморегулируемая организация не вправе осуществлять следующие действия и совершать следующие сделки, если иное не предусмотрено федеральными законами:
1) предоставлять принадлежащее ей имущество в залог в обеспечение исполнения обязательств своих членов и (или) иных лиц;
2) выдавать поручительства за своих членов;
3) приобретать инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, ценные бумаги акционерных инвестиционных фондов, управляющими компаниями или специализированными депозитариями которых являются члены саморегулируемой организации;
4) приобретать облигации и иные ценные бумаги, эмитентами которых или должниками по которым являются члены саморегулируемой организации;
5) предоставлять займы своим членам;
6) получать займы от своих членов;
7) обеспечивать исполнение своих обязательств залогом имущества своих членов, выданными ими гарантиями и поручительствами;
8) заключать со своими членами любые договоры имущественного страхования или личного страхования своих работников;
9) выступать посредником (комиссионером, агентом) по сбыту произведенных своими членами товаров (работ, услуг);
10) предоставлять принадлежащее ей имущество в аренду своим членам;
11) арендовать имущество своих членов.
4. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, не вправе:
1) приобретать ценные бумаги, эмитентами которых или должниками по которым являются члены саморегулируемой организации, их дочерние и зависимые общества;
2) заключать с членами саморегулируемой организации, их дочерними и зависимыми обществами любые договоры имущественного страхования, кредитные договоры, соглашения о поручительстве;
3) осуществлять в качестве индивидуального предпринимателя предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой саморегулируемой организации;
4) учреждать хозяйственные товарищества и общества, становиться участником хозяйственных товариществ и обществ, осуществляющих предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой саморегулируемой организации.
5. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, не вправе являться членом органов управления членов саморегулируемой организации, их дочерних и зависимых обществ, являться работником, состоящим в штате указанных организаций.
6. Уставом саморегулируемой организации или иными установленными ею требованиями может быть предусмотрено возложение на саморегулируемую организацию или ее работников дополнительных ограничений, направленных на устранение обстоятельств, влекущих за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации, ее работников и членов, угрозу неправомерного использования работниками саморегулируемой организации ставшей известной им в силу служебного положения информации о деятельности членов саморегулируемой организации.

Статья 13. Органы управления саморегулируемой организации

1. Органами управления саморегулируемой организации являются:
1) общее собрание членов саморегулируемой организации;
2) постоянно действующий коллегиальный орган управления;
3) исполнительный орган.
2. В саморегулируемой организации функции постоянно действующего коллегиального органа управления могут осуществляться общим собранием членов саморегулируемой организации.

Статья 14. Общее собрание членов саморегулируемой рганизации

Общее собрание членов саморегулируемой организации является высшим органом управления саморегулируемой организации, полномочным рассматривать отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом вопросы деятельности саморегулируемой организации.
Общее собрание членов саморегулируемой организации созывается с периодичностью и в порядке, которые установлены уставом саморегулируемой организации.
3. К исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации относятся следующие вопросы:
1) утверждение устава саморегулируемой организации, внесение в него изменений;
2) избрание постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, досрочное прекращение полномочий указанного органа или отдельных его членов;
2) назначение на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, досрочное освобождение такого лица от должности, формирование постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, определение его количественного состава, досрочное прекращение полномочий указанного органа или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов;
4) утверждение порядка рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований законодательства Российской Федерации, правил и стандартов саморегулируемой организации;
5) определение приоритетных направлений деятельности саморегулируемой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
6) утверждение отчета постоянно действующего коллегиального органа управления и исполнительного органа саморегулируемой организации;
7) утверждение финансового плана саморегулируемой организации и внесение в него изменений;
8) принятие решения о добровольном исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций;
9) принятие решения о реорганизации или ликвидации некоммерческой организации, назначение ликвидатора или ликвидационной комиссии;
10) рассмотрение жалобы члена саморегулируемой организации на необоснованность принятого постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации на основании представления ее дисциплинарного органа решения об исключении этого члена из саморегулируемой организации в случае, если в обосновании решения постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации указывается на несоответствие исключаемого члена требованиям устава саморегулируемой организации, правилам и стандартам саморегулируемой организации, и принятие решения по такой жалобе.
4. В случае осуществления общим собранием членов саморегулируемой организации функций ее постоянно действующего коллегиального органа управления общие собрания членов саморегулируемой организации проводятся не реже одного раза в течение трех месяцев.

Статья 15. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации

1. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации формируется из числа физических лиц - членов саморегулируемой организации и (или) представителей юридических лиц - членов саморегулируемой организации, а также независимых членов.
2. Для целей настоящего Федерального закона независимыми членами считаются лица, которые не связаны трудовыми отношениями с саморегулируемой организацией, ее членами. Независимые члены должны составлять не менее одной трети членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.
3. Каждый член постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации при голосовании имеет один голос.
4. В периоды между общими собраниями членов саморегулируемой организации постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации является ее высшим органом управления.
5. Саморегулируемая организация самостоятельно определяет количественный состав постоянно действующего коллегиального органа управления, порядок и условия его формирования, деятельности, принятия им решений.
6. К компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации относятся следующие вопросы:
1) утверждение правил и стандартов саморегулируемой организации, внесение в них изменений;
2) создание специализированных органов саморегулируемой организации и утверждение правил осуществления ими деятельности;
3) принятие решения о проведении аудиторских проверок деятельности саморегулируемой организации, проверок деятельности исполнительного органа саморегулируемой организации, определение аудитора для проведения таких проверок, заключение с ним договора;
4) представление общему собранию членов саморегулируемой организации кандидата либо кандидатов для назначения на должность единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации или члена постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации;
5) утверждение перечня лиц, кандидатуры которых могут предлагаться в качестве третейских судей для их выбора участниками споров, рассматриваемых по их заявлениям в третейском суде, образованном саморегулируемой организацией;
6) принятие решения о вступлении в саморегулируемую организацию или об исключении из нее по основаниям, предусмотренным уставом саморегулируемой организации.

Статья 16. Единоличный исполнительный орган саморегулируемой организации

К компетенции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации относятся любые вопросы хозяйственной и иной деятельности саморегулируемой организации, не относящиеся к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации и ее постоянно действующего коллегиального органа управления.

Статья 17. Специализированные органы аморегулируемой организации

1. К специализированным органам саморегулируемой организации, которые в обязательном порядке создаются постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, относятся:
1) орган контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований законодательства Российской Федерации, правил и стандартов саморегулируемой организации;
2) орган по рассмотрению дел о применении к членам саморегулируемой организации установленных саморегулируемой организацией мер ответственности (далее – орган по рассмотрению дел о применении к членам саморегулируемой организации мер ответственности).
2. Помимо указанных в части 1 настоящей статьи специализированных органов саморегулируемой организации решениями постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации может быть предусмотрено создание на временной или постоянной основе иных специализированных органов.
3. Каждый созданный постоянно действующим коллегиальным органом управления специализированный орган действует на основании соответствующего положения, утвержденного постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.
4. Специализированные органы саморегулируемой организации должны быть обособлены от исполнительного органа саморегулируемой организации и иных ее органов и осуществляют свои функции самостоятельно.
5. На основании результатов проведенных саморегулируемой организацией проверок деятельности ее членов орган по рассмотрению дел о применении к членам саморегулируемой организации мер ответственности рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации, а также дела о нарушениях членами саморегулируемой организации при осуществлении своей деятельности правил и стандартов саморегулируемой организации, правил деловой этики.
6. Орган по рассмотрению дел о применении к членам саморегулируемой организации мер ответственности направляет в постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации представления о принятии решений об исключении членов из саморегулируемой организации.
7. Порядок рассмотрения дел о применении к членам саморегулируемой организации мер ответственности разрабатывается и устанавливается постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.

Статья 18. Ведение государственных реестров саморегулируемых организаций

1. Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения государственных реестров саморегулируемых организаций и определяются органы, осуществляющие ведение государственных реестров саморегулируемых организаций.
2. Государственные реестры саморегулируемых организаций ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.
3. Ведение государственных реестров саморегулируемых организаций на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этого реестра с иными федеральными информационными системами и сетями.
4. Сведения, содержащиеся в государственных реестрах саморегулируемых организаций, являются открытыми и общедоступными.
5. Размер платы за внесение сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций и предоставление содержащихся в этом реестре сведений устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. Сведения о некоммерческой организации, соответствующей установленным в статье 3 настоящего Федерального закона требованиям, вносятся в государственный реестр саморегулируемых организаций в течение семи дней со дня представления в указанный в части 1 настоящей статьи орган заявления некоммерческой организации и следующих документов:
1) копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;
2) копия устава некоммерческой организации;
3) заверенных некоммерческой организацией копий документов, подтверждающих внесение записи в единый государственный реестр юридических лиц ее членов,
4) заверенных некоммерческой организацией копий свидетельств о государственной регистрации ее членов в качестве индивидуальных предпринимателей;
5) перечень членов некоммерческой организации с указанием вида осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования для саморегулируемой организации;
6) документы, подтверждающие наличие у некоммерческой организации предусмотренных настоящим Федеральным законом одного способа или всех способов обеспечения ответственности членов некоммерческой организации перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иных третьих лиц;
7) копии документов, подтверждающих создание некоммерческой организацией специализированных органов, наличие которых в соответствии с частью 3 статьи 3 настоящего Федерального закона является обязательным, копии положений о таких органах и копии документов о составе участвующих в их работе лиц;
8) копии предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона правил и стандартов саморегулируемой организации.
7. Орган, осуществляющий ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в течение семи дней со дня представления указанных в части 6 настоящей статьи документов рассматривает сведения о некоммерческой организации и вносит их в государственный реестр саморегулируемых организаций или принимает решение об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.
8. Основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций является представление некоммерческой организацией документов, не соответствующих указанным в части 6 настоящей статьи документам.
9. Решение об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций может быть обжаловано в судебном порядке.
10. Федеральными законами могут устанавливаться особенности внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций сведений о некоммерческих организациях, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, а также особенности предъявляемых при этом некоммерческим организациям требований к составу и содержанию представляемых в орган, осуществляющий ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, документов.

Статья 19. Исключение сведений о некоммерческой организации з государственного реестра саморегулируемых организаций

1. Основанием для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций органом, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, является:
1) заявление саморегулируемой организации об исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций;
2) ликвидация или реорганизация некоммерческой организации;
3) вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании ее несоответствия требованиям настоящего Федерального закона, иных федеральных законов.
2. Исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций по иным основаниям кроме указанных в части 1 настоящей статьи оснований не допускается.
3. Некоммерческая организация считается исключенной из государственного реестра саморегулируемых организаций и прекратившей деятельность в качестве саморегулируемой организации со дня представления заявления об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в орган, осуществляющий ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, либо с даты вступления в законную силу решения суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, либо с даты ликвидации или реорганизации некоммерческой организации.
4. Саморегулируемая организация, не соответствующая требованиям статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе представить заявление о таком несоответствии в уполномоченный государственный орган, осуществляющий ведение государственного реестра саморегулируемых организаций. Это заявление в письменной форме представляется в уполномоченный государственный орган, осуществляющий ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, с указанием даты возникновения основания для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, но не более одного раза в течение года в случае несоответствия статуса саморегулируемой организации одному из требований статьи 3 настоящего Федерального закона. В течение двух месяцев с момента получения этого заявления сведения о некоммерческой организации не могут быть исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций по основанию, указанному в этом заявлении. В случае, если по истечении указанного срока саморегулируемая организация не представит в уполномоченный государственный орган, осуществляющий ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, доказательство приведения своего статуса или деятельности в соответствие с требованиями, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, сведения о некоммерческой организации подлежат исключению из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Статья 20. Взаимодействие саморегулируемых организаций и уполномоченных государственных органов

1. Для целей настоящего Федерального закона уполномоченным государственным органом признается федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган банковского регулирования и банковского надзора, к полномочиям которых федеральным законом отнесено осуществление государственного регулирования и (или) контроля (надзора) предпринимательской или профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации.
2. Уполномоченный государственный орган направляет в саморегулируемую организацию информацию о результатах проведенных в порядке и в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, проверок предпринимательской или профессиональной деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением информации о результатах проверок, при проведении которых акт не составляется.
3. Уполномоченный государственный орган привлекает саморегулируемые организации к участию в подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования.
4. Саморегулируемая организация обязана направлять в уполномоченный государственный орган по вопросам ведения:
1) правила и стандарты саморегулируемой организации в соответствии с предметом саморегулирования, а также изменения, внесенные в них в течение семи дней после их принятия постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации;
2) сведения о запланированных и проведенных саморегулируемой организацией проверках деятельности членов саморегулируемой организации и о результатах этих проверок.
5. Уполномоченные государственные органы не вправе:
1) требовать от саморегулируемой организации и ее членов информацию, представление которой не предусмотрено федеральными законами;
2) принимать решения, обязывающие саморегулируемую организацию осуществлять действия, нарушающие правила и стандарты саморегулируемой организации, или воздерживаться от осуществления действий, являющихся обязательными в соответствии с указанными правилами и стандартами;
3) требовать изменения или отмены решений, принятых органами управления саморегулируемой организации в соответствии с их компетенцией, а также требовать принятия указанными органами решений в отношении члена или членов саморегулируемой организации либо саморегулируемой организации.
6. Саморегулируемая организация кроме функций, установленных в статье 6 настоящего Федерального закона, осуществляет следующие функции:
1) направляет в органы, осуществляющие соответственно выдачу лицензий, свидетельств об аккредитации, аттестатов, ходатайства соответственно о выдаче лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, свидетельств об аккредитации, аттестатов членов саморегулируемой организации, о приостановлении действия указанных документов и направлении в суд заявлений об их аннулировании;
2) осуществляет контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований и условий осуществления лицензируемой деятельности, применяет установленные саморегулируемой организацией меры ответственности за их нарушение.
7. Саморегулируемая организация несет ответственность за полноту и достоверность изложенных в ходатайстве о выдаче лицензии на осуществление отдельных видов деятельности сведений, а также за соответствие соискателя лицензии, свидетельства об аккредитации, аттестата установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
8. Ходатайства саморегулируемой организации соответственно о выдаче лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, свидетельств об аккредитации, аттестатов членов саморегулируемой организации должны быть рассмотрены в срок, установленный для рассмотрения документов соискателей лицензий, свидетельств об аккредитации, аттестатов. Ходатайства саморегулируемой организации соответственно о приостановлении действия лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, свидетельств об аккредитации, аттестатов членов саморегулируемой организации должны быть рассмотрены в срок, установленный для рассмотрения документов соискателей лицензий, свидетельств об аккредитации, аттестатов. Ходатайства саморегулируемой организации о направлении в суд заявлений об аннулировании соответственно лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, свидетельств об аккредитации, аттестатов членов саморегулируемой организации должны быть рассмотрены в срок, установленный для рассмотрения документов соискателей лицензий, свидетельств об аккредитации, аттестатов. При отклонении таких ходатайств саморегулируемая организация вправе обжаловать от своего имени действия лицензирующего или иного органа в судебном порядке.
9. Уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с требованием об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае несоответствия саморегулируемой организации требованиям настоящего Федерального закона и иных федеральных законов.
10. Уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с требованием об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае предоставления саморегулируемой организацией заведомо недостоверного ходатайства о выдаче лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, свидетельств об аккредитации, аттестатов членов саморегулируемой организации.
11. В случае принятия судом решения об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, данная некоммерческая организация не вправе повторно обращаться с заявлением о включении в государственный реестр саморегулируемых организаций в течение одного года со дня принятия решения об исключении.

Статья 21. Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций.

Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется в порядке устанвленном федеральными законами.

Статья 22. Ассоциации (союзы) саморегулируемых организаций

1. Саморегулируемые организации вправе образовывать ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.
2. Ассоциации (союзы) саморегулируемых организаций могут образовываться ими по территориальному, отраслевому, межотраслевому или иным признакам.
3. Решение об участии саморегулируемой организации в ассоциации (союзе) саморегулируемых организаций принимается общим собранием членов саморегулируемой организации в порядке, установленном ее уставом.
4. Ассоциации (союзу) саморегулируемых организаций ее членами могут быть делегированы функции по применению единых правил и стандартов саморегулируемых организаций, требований к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях – участниках ассоциации (союза), функций по разрешению споров в третейском суде, профессиональному обучению и аттестации работников членов саморегулируемых организаций, сертификации произведенных ими товаров (работ, услуг), а также по раскрытию информации.
5. Предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона ограничения полностью распространяются на ассоциацию (союз) саморегулируемых организаций, ее должностных лиц и иных работников как в отношении участвующих в деятельности ассоциации (союза) саморегулируемых организаций, так и в отношении членов таких саморегулируемых организаций.
6. Уставом ассоциации (союза) саморегулируемых организаций может быть предусмотрена дополнительная ответственность ассоциации (союза) перед потребителями товаров (работ, услуг), произведенных членами саморегулируемых организаций участвующих в деятельности ассоциации (союза) саморегулируемых организаций, за счет средств компенсационного фонда, формируемого такими саморегулируемыми организациями.

Статья 23. Переходные положения

Некоммерческие организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность в качестве саморегулируемых организаций или использующие по иным основаниям в своих наименованиях слова «саморегулируемая организация», «саморегулирование» и производные слова от слова «саморегулирование», в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязаны привести свою деятельность в соответствие с настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами, и представить в орган, осуществляющий ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций, заявления о внесении в него соответствующих сведений.
2. Сведения о саморегулируемых организациях, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами и сведения о которых внесены в предусмотренные этими федеральными законами государственные реестры саморегулируемых организаций до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются внесенными в указанный в статье 18 настоящего Федерального закона единый государственный реестр саморегулируемых организаций со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
3. Некоммерческие организации, сведения о которых по истечении указанного в части 1 настоящей статьи срока не внесены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций, в целях настоящего Федерального закона не подлежат определению в качестве саморегулируемых организаций и не вправе использовать в своих учредительных и иных документах, а также при осуществлении своей деятельности слова «саморегулируемая», «саморегулирование» и производные слова от слова «саморегулирование».

Президент Российской Федерации
В. В. Путин