Официальное разъяснение Федеральной нотариальной палаты и Российской коллегии оценщиков по вопросам оценки для целей совершения нотариальных действий

21.07.2005

Некоммерческое партнерство
«Российская коллегия оценщиков»

Федеральная нотариальная палата

Президентам нотариальных палат, нотариусам, оценщикам

В целях выработки единой правоприменительной практики по обеспечению и защите прав и законных интересов участников гражданских правоотношений, а также в целях предотвращения возникновения спорных ситуаций Некоммерческое партнерство «Российская коллегия оценщиков» и Федеральная нотариальная палата в рамках конструктивного взаимодействия по реализации положений Федерального закона от 2 ноября 2004 г. №127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» рекомендуют оценщикам, нотариальным палатам и нотариусам при разрешении вопроса о форме выдаваемого оценщиком документа об оценке имущества (имущественных прав) исходить из следующего.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) документом, в котором отражается итоговая величина стоимости имущества (имущественных прав), является отчет об оценке объекта оценки.

При этом Федеральным законом (статья 12) предусматривается, что итоговая величина стоимости объекта оценки признается достоверной только в случае, если она указана в отчете, составленном оценщиком по основаниям и в порядке, установленным этим Федеральным законом. Данное положение нашло отражение и в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2005 г. №92 (абзац третий пункта 1).

В качестве обязательных требований, предъявляемых к отчету об оценке объекта оценки, Федеральный закон (статья 11) называет указание в отчете определенных сведений, нумерацию отчета постранично, прошивание отчета и скрепление его печатью и подписью оценщика. Никакой иной, упрощенной (сокращенной, не в полном объеме, содержащей извлечение и т.п.) формы отчета оценщика об оценке объекта оценки Федеральный закон не предусматривает. Также не установлена упрощенная форма отчета об оценке объекта оценки ни Стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. №519 «Об утверждении стандартов оценки», ни нормативными актами по оценочной деятельности уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации.

Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть определены специальные формы отчетов. Однако на настоящий момент указанных специальных форм не имеется.

Исходя из вышеизложенного следует иметь в виду, что в установленных законом случаях основанием для исчисления размера нотариального тарифа за совершение нотариальных действий является отчет оценщика об оценке объекта оценки, отвечающий всем обязательным требованиям, вытекающим из Федерального закона. Несоблюдение указанных требований Федерального закона может привести как к признанию совершенной сделки недействительной, так и повлечь возможность применения к нотариусу и оценщику предусмотренных законодательством мер ответственности, включая прекращение права заниматься нотариальной или оценочной деятельностью.

Подписано Президентом РКО Галушкой А.С. Исх. № 50-522 от 13 июля 2005 года и Президентом ФНП Клячиным Е.Н. Исх. № 835 от 13 июля 2005 года

Президент Некоммерческого партнерства
«Российская коллегия оценщиков»
А.С. Галушка

Президент
Федеральной нотариальной палаты
Е.Н. Клячин

РКО