Аналитическая записка профессора Цуканова И.Л. "О целесообразном уровне требований к профессиональной квалификации экспертов-оценщиков и к порядку их обучения и сертификации" (подготовлена кафедрой маркетинга Государственного университета по землеустройству для Московской городской Думы и Московской лицензионной палаты)

В странах с развитой рыночной экономикой накоплен значительный практический опыт организации оценочной деятельности, в том числе разумного цивилизованного решения проблем обучения и сертификации оценщиков, лицензирования оценочных фирм. Во всем мире идет унификация этих процедур. Поэтому очень важно для России умело адаптировать этот опыт, а не изобретать национальные экзотические варианты. Существенное отступление от общепринятых правил в этой сфере значительно снизит авторитет национальной независимой оценки, осложнит процесс привлечения в российскую экономику инвестиций. В этом случае для оценки крупных инвестиционных проектов будут привлекаться, в основном, иностранные фирмы, а федеральные и региональные органы государственного управления будут вводить дополнительные формы контроля за независимой оценкой: аттестацию экспертов-оценщиков, аккредитацию оценочных фирм при оценке государственного и муниципального имущества и т.д.

Российской независимой оценке необходимо также учесть и не повторить ошибки в организации других видов отечественного консалтинга, например, аудита. С помощью более сотни учебно-методических центров всего за несколько лет было обучено и аттестовано более 30 тысяч аудиторов без учета реальной потребности экономики в количестве и качестве этих специалистов. В результате почти 2/3 из их числа не смогли закрепиться на рынке, на котором в настоящее время доминируют крупные иностранные консалтинговые компании. А оставшиеся без прежних объемов работы и доходов образовательные учреждения в настоящее время разрабатывают и продвигают схемы переобучения на обязательной основе оставшихся на рынке аудиторов и перепрофилирования своей системы на обучение и аттестацию профессиональных бухгалтеров.

В связи с этим в настоящей аналитической записке предпринята попытка критического осмысления сложившейся практики отечественного образования в области оценочной деятельности, а также обоснования концептуальных направлений формирования системы профессионального обучения и сертификации оценщиков.

В международной практике сложилось представление об образе независимого эксперта-оценщика и статусе, месте и роли оценочной деятельности в рыночной экономике. Оценка - это сфера высоко интеллектуальных финансово-экономических консалтинговых услуг. Эксперты-оценщики - это элита среди специалистов финансово-экономического профиля. Поэтому образ эксперта оценщика прочно ассоциируется с высшим базовым образованием, дополнительным профессиональным обучением по оценочной деятельности в престижных образовательных учреждениях, серьезным жизненным опытом, с компетентностью и авторитетом среди коллег и клиентов, с безупречной деловой репутацией.

Не смотря на бесспорные достижения в отечественной оценочной деятельности, тем не менее, реальная практика пока ещё далека от соответствия международным стандартам в этой сфере, в том числе в организации профессионального обучения экспертов-оценщиков. В частности, при лицензировании оценочной деятельности по предоставленным в Московскую лицензионную палату образовательным документам было выявлено, что обучение оценщиков нередко занимаются "образовательные учреждения" без лицензий, без статуса ВУЗов, непрофильные и т.д. В некоторых ВУЗах "квалификация экспертов-оценщиков" присваивалась после 1-2-дневных семинаров или экстерном, принимались на обучение лица, не имевшие не только высшего, но и среднего специального образования. В качестве образовательных документов лицензиаты представляли справки ВУЗов о текущей сдаче экзаменов и зачетов по оценочной деятельности для лиц ещё не завершивших курс обучения. Лицензианты самостоятельно или с помощью представителей ВУЗов (или справок ВУЗов) пытались трактовать как подтверждение факта прохождения профессионального обучения по оценочной деятельности указанные в приложении к диплому о высшем образовании дисциплины со схожими с их точки зрения названиями (например, инвестиционное проектирование, бизнес-планирование, техническая экспертиза, диагностика двигателей и т.д.).

В некоторых ВУЗах налажено обучение экспертов-оценщиков широкого профиля (по оценке предприятия, машин и оборудования, ценных бумаг, автотранспорта, интеллектуальной собственности, недвижимости) с выдачей государственного диплома о профессиональной переподготовке в области оценочной деятельности (оценки собственности). В странах с развитой рыночной экономикой общепринятым условием, содействующим росту профессионализма и компетентности, является узкая специализация эксперта, поэтому там не пытаются одновременно обучить в одном лице оценщика автотранспорта и ценных бумаг. Оценщик автотранспорта - это специалист, имеющий, как правило, базовое высшее инженерное образование и опыт работы в автосервисе или оптово-розничной торговле автомобилями. Оценщик ценных бумаг - это, обычно, специалист с высшим финансово-экономическим образованием и опытом работы на фондовой бирже, в инвестиционной компании, в банке. Также и, по-нашему мнению, обучение и функциональные обязанности экспертов-оценщиков должны носить узкоспециализированный характер, ведь даже в рабочих профессиях существует своя специализация (например, слесарь-инструментальщик, слесарь-сборщик, слесарь-сантехник и т.д.).

Среди образовательных документов, представленных лицензиатами в Московскую лицензионную палату, были и дипломы о высшем образовании по специальности финансы и кредит со специализацией по оценке собственности (в других ВУЗах в качестве специализации указывается оценочная деятельность). Министерством образование РФ в настоящее время рассматривается вопрос введении специальности - оценка собственности (или оценочная деятельность). Однако, в связи с общепринятой практикой специализации экспертов на оценке отдельных видов собственности, на наш взгляд, нецелесообразно вводить единую образовательную специальность - оценка собственности. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135 - ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценкой понимается деятельность "направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости". К таким объектам оценки в соответствии со статьей 5 вышеуказанного закона относиться все виды имущества работ, услуг, нематериальных активов, обязательств, которые могут участвовать в гражданском обороте.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, объектом оценки являются любые материальные и нематериальные активы и долговые обязательства, на которые распространяются вещные и обязательственные права, а также любые товары, работы и услуги, которые являются предметом гражданско-правовых сделок. Если рассматривать понятие собственности как совокупности гражданских прав на все вышеперечисленные объекты оценки, то это означает попытку объединения оценки всех видов собственности в рамках единой образовательной специальности - оценка собственности с подготовкой по итогам обучения - универсального оценщика широкого профиля. Такой универсальный подход концептуально не соответствует общемировым тенденциям специализации экспертов на оценке отдельных видов имущества и как следствие этого - специализации образовательных программ.

Следующий проблемный аспект - отсутствие практического опыта у выпускников ВУЗов, обучаемых по образовательным программам со специализацией " оценка собственности". Оценка по технике ее проведения является экспертизой, а оценщик - соответственно экспертом. Из этого следует, что заключение о стоимости объекта оценки производится не только на базе применения стандартных профессиональных методов и алгоритмов расчета, но и на основании профессионального опыта и интуиции эксперта- оценщика. Это обстоятельство не только соответствует мировой и отечественной практике и является обычаем делового оборота, но и на него как на обязательное условие оценки указывается в ряде международных стандартов оценки и в общепризнанных зарубежных и отечественных учебниках по этой дисциплине. Это означает, по - существу, что невозможно провести экспертную оценку без наличия у ответственного исполнителя серьезного профессионального опыта.

Экспертиза (экспертный метод) - это метод исследования процессов (явлений, событий и т.д.) специалистами в этой сфере (экспертами) и подготовки итоговых заключений, основанных на их опыте и профессиональных знаниях. Указанные процессы не поддаются полностью измерению с помощью технических средств и формализованных алгоритмов расчета (например, с помощью математического аппарата), а, следовательно, это компенсируется опытом, интуицией и профессиональными знаниями эксперта.

Эксперт ( от латинского expertus - опытный ) - это опытный специалист в какой- либо области деятельности. Опытный в смысле наличия практического опыта, причем не номинального, а успешного, признаваемого коллегами, клиентами и т.д. Успешный опыт приобретается не в процессе образования, а в ходе практической деятельности эксперта. Результатом же образования является освоение теории, стандартных профессиональных методов работы, нормативно- правовой базы, систематизация и осмысление собственного прошлого опыта.

Таким образом, отсутствие практического опыта у студентов делает невозможным полноценную подготовку экспертов - оценщиков по 4-6 летним программам обучения по специализации (или специальности) - оценка собственности (или отдельных видов имущества, например, недвижимости). Выпускники ВУЗов, прошедшие обучение только по таким программам, не могут выполнять функции ответственных исполнителей в качестве экспертов - оценщиков, но могут работать в составе группы под руководством ответственных исполнителей. Для получения полноценного легитимного статуса эксперта - оценщика такие специалисты после приобретения необходимого опыта работы должны пройти для получения углубленных знаний курсы повышения квалификации по оценке одного из видов собственности (например, недвижимости). Это подтверждается также тем обстоятельством, что квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года № 37, введены требования к квалификации оценщика, предусматривающие помимо наличия высшего профессионального образования необходимость обязательного прохождения дополнительного обучения в области оценочной деятельности.

Среди специалистов в сфере образования сейчас идет активная дискуссия о целесообразных сроках и формах обучения специалистов-оценщиков. Одна из активно продвигаемых точек зрения - это обязательный переход на длительные формы обучения по специализации (а в перспективе специальности) оценка собственности на базе высшего профессионального образования (4-6 лет обучения) и второго высшего профессионального образования (2 года обучения) или как минимум профессиональной переподготовки в области оценочной деятельности по не менее 500- часовой программе. Сторонники этой позиции утверждают, что оценочная деятельность - это новая специальность, поэтому для получения квалификации оценщика необходимо как минимум пройти профессиональную переподготовку по не менее 500- часовой программе, а, учитывая сложность этой специальности, то более предпочтительным вариантом является обучение по 4-6 летней программе. Повышение квалификации по 72-100 и более часовым программам, по их мнению, является неприемлемым, так как повышать квалификацию можно только в рамках имеющейся специальности по диплому о высшем образовании, а оценочная деятельность - это совершенно новая специальность, которой в нашей стране еще никого не обучили. Поэтому они предлагают в будущем (после августа 2000 года) отказаться от повышения квалификации как формы обучения оценщиков.

На наш взгляд, такая позиция не только не соответствует общемировому опыту, но и российскому законодательству и практике.

В настоящее время в классификаторе специальностей в системе высшего профессионального образования не существует такой специальности как оценка собственности, соответственно не существует и присваиваемой квалификации - оценщик. Поэтому для переподготовки по несуществующей образовательной специальности - оценка собственности в настоящий момент нет достаточных правовых оснований. Введение же в будущем такой единой специальности как оценка собственности нам представляется нецелесообразным по ряду соображений.

Оценка с точки зрения образования является не отдельной единой специальностью, а совокупностью ряда специализаций на стыке многих специальностей. Объединить все эти многочисленные специализации в одну специальность невозможно, так как помимо общих знаний (прежде всего в области экономики) эксперты должны обладать и дополнительными специфическими знаниями, и опытом оценки конкретных видов собственности. Совершенно очевидно, что один эксперт- оценщик не может быть одновременно компетентным в оценке акций, автомобилей, антиквариата, потребительских товаров, интеллектуальной собственности и т.д. Даже эксперт - оценщик, специализирующийся только на недвижимости, не в состоянии сам оценить все объекты недвижимого имущества, к которым в соответствии с законом относятся здания, сооружения, имущественные комплексы (предприятия), земельные участки городских территорий, сельскохозяйственные и лесные угодья, водные объекты, недра, месторождения полезных ископаемых, биологические, минеральные и другие природные ресурсы, воздушные и водные суда, космические объекты и т.д. Т.е. даже казалось бы одно из направлений оценочной деятельности - оценка недвижимости не является, по - существу, одной специализацией, а состоит по крайней мере из трех:

В настоящее время оценка признана в нашей стране новым видом профессиональной деятельности, осуществляемой в форме предпринимательства или на основе трудовых отношений с работодателем. Оценка как вид предпринимательства регулируется законодательством о предпринимательской деятельности, в частности, нормативными актами о лицензировании. Оценка как вид трудовой деятельности регулируется трудовым законодательством, в том числе, нормативными актами о квалификационных требованиях к соответствующим должностям (например, оценщика). Порядок открытия новых образовательных специальностей и присуждения соответствующих квалификаций регулируется законодательством об образовании. До настоящего времени в рамках этого законодательства, как уже отмечалось, еще не приняты нормативные акты о введении новой образовательной специальности - оценка собственности, соответственно не существует и такой образовательной квалификации - оценщик. И для их открытия в системе высшего образования, по нашему мнению, нет достаточных оснований. Появление на рынке новых видов предпринимательской деятельности (например, арбитражный управляющий) далеко не всегда сопровождается введением новых образовательных специальностей и квалификаций. Название профессиональной деятельности (например, адвокатская практика) и профессии (например, адвокат) не обязательно совпадает с профильным названием образовательной специальности и квалификации (юриспруденция и юрист). Не смотря на такое явное совпадение названий никто, однако, не предлагает выделить из образовательной специальности - юриспруденция новую специальность - адвокатская деятельность с присвоением новой квалификации - адвокат и на этом основании заставить в обязательном порядке всех имеющих адвокатскую практику лиц пройти профессиональную переподготовку по новой специальности по не менее 500 - часовой образовательной программе. Аналогично, появление новых должностей далеко не всегда приводит к открытию новых образовательных специальностей и квалификаций. Естественно, что номенклатура должна быть гораздо шире перечня образовательных специальностей и квалификаций. Поэтому вполне обычной практикой является работа лиц с одной образовательной специальностью и квалификацией на разных по названию и функциям должностях. Несовпадение появления на рынке новых видов профессиональной деятельности с целесообразной необходимостью открытия аналогичных по названию новых образовательных специальностей является неслучайным. Не смотря на использование одних и тех же или похожих терминов (специальность, профессия, квалификация), эти понятия имеют не всегда одинаковое содержание в различных сферах законодательства, делопроизводства и в разговорной речи. Содержание терминов определяется целью идентификации этих понятий и характеризуется соответствующими идентификационными признаками. Так, при лицензировании новых видов предпринимательской деятельности основным идентификационным признаком является получение предпринимательского дохода на основе занятия определенной профессиональной деятельностью. При этом это могут быть как представители новых профессий (например, аудиторы), так и ранее известных профессий (например, нотариусы). При введении новых должностей (например, оценщик) и квалификационных требований к ним основным идентификационным признаком является выполнение новых функциональных должностных обязанностей, ранее не существовавших в сфере трудовой деятельности. Для открытия новых образовательных специальностей и квалификаций основным идентификационным признаком является введение новых образовательных программ, позволяющих подготовить обладающего новыми знаниями и умениями специалиста для осуществления определенных функциональных обязанностей в отношении конкретных объектов профессиональной деятельности. Анализ указанных идентификационных признаков показывает, что имеются достаточные основания для введения лицензирования оценочной деятельности и для регламентации квалификационных требований к должности оценщика, Вместе с тем этот же анализ свидетельствует об отсутствии оснований для открытия образовательной специальности - оценка собственности и квалификации - оценщик. И дело не только в том, что такая новая образовательная программа в настоящее время фактически не существует. Вызывает сомнение принципиальная возможность создания в будущем одной образовательной программы, в результате обучения по которой специалист приобретет достаточные знания и умения для компетентной оценки недвижимости, интеллектуальной собственности, машин и оборудования, ценных бумаг, антиквариата, потребительских товаров, предприятий и многих других видов имущества. Не очень пока конкретным является и предполагаемый объект профессиональной деятельности - собственность, так как такого правового понятия до настоящего времени не введено в Гражданском кодексе Российской Федерации. Существует в отечественном законодательстве понятие - право собственности как одного из видов вещных прав. Однако термин " собственность" применяется в специальной литературе в ином, более широком контексте.

Далее, более длительные сроки обучения отнюдь не являются критерием более высокого статуса образования и более высокой квалификации выпускников. Например, выпускник средней общеобразовательной школы изучает математику 11 лет, но ему в аттестате об образовании не присваивают квалификацию эксперта по математике. Квалификация и статус выпускников определяются не сроками реализации образовательных программ, а, прежде всего, квалификацией слушателей до обучения, а также целями и формами самого образования. И в этом смысле профессиональная подготовка по программам высшего образования (4-6 лет) и профессиональная переподготовка (по программа не менее 500 часов) ни по предшествующей квалификации слушателей в обучаемой специальности, ни по целям обучения не соответствуют уровню профессионального обучения экспертов. Подготовка и переподготовка являются базовыми формами образования, т.е. целью такого обучения является не освоение углубленных знаний по специальности, а изучение основ новой для обучающегосяспециальности, позволяющее ему после завершения образования начать работать по новой профессии. Т.е. выпускник ВУЗа или курсов переподготовки - это, по - существу, не имеющий опыта молодой специалист, а не эксперт. Эксперты - это профессиональная элита, имеющая соответствующий опыт и авторитет среди коллег. Выпускник ВУЗа становится, как правило, полноценным специалистом только после 2-3 лет практической работы по специальности (для того, чтобы прийти к такому заключению, достаточно ознакомиться с типичными требованиями работодателей и с требованиями к квалификации в государственном квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих). Что касается статуса выпускников курсов профессиональной переподготовки, то их статус еще ниже, чем у молодых специалистов- выпускников ВУЗов. Если выпускнику ВУЗа присваивается соответствующая специальности (например, финансы и кредит) квалификация (экономист), то по итогам аналогичных курсов профессиональной переподготовки по не менее 500 -часовой образовательной программе никакой квалификации не присваивается, а лишь указывается в дипломе о прохождении профессиональной переподготовки в области финансов и кредита. Юридическая неопределенность статуса выпускника курсов профессиональной переподготовки привела, в частности, к тому, что в практике получила гораздо более широкое распространение альтернативная 2-х летняя форма обучения по программам второго высшего образования, по итогам которой присваивается соответствующая квалификация.

Обучение экспертов по своей сути является процессом приобретения углубленных знаний по специальности. Такой формой образования в соответствии с действующим законодательством является повышение квалификации по 72 и более часовым программам, по которым дипломированные и имеющие опыт работы специалисты изучают не азы своей основной по диплому профессии, а приобретают углубленные знания по конкретной проблеме, дисциплине специализации. При этом углубление знаний по новым специализациям производится в рамках основной специальности по диплому о высшем образовании.

Учитывая вышеизложенное, нам представляется, что основной формой профессионального обучения экспертов - оценщиков должно стать повышение квалификации по программам длительного обучения специалистов ( не менее 100 часов). В соответствии с Постановлением Правительства России от 26 июня 1995 года № 610 образовательные программы повышения квалификации с такими сроками предназначены для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально- экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности. При этом путь к успеху в повышении качества образования и росте профессиональной квалификации экспертов - оценщиков заключается не в чрезмерном удлинении сроков обучения (свыше 500 часов), а в его более узкой специализации (например, из курса по оценке машин и оборудования выделить отдельно курс по оценке автотранспорта и т.д.) и в более тщательном отборе слушателей для прохождения курсового обучения (например, по аналогии с обучением и аттестацией аудиторов установить для оценщиков перечень базовых специальностей по диплому о высшем образовании, которые позволяют обучаться на курсах по соответствующим видам оценок, и/ или ввести требования по стажу работы по данным базовым специальностям или на соответствующих должностях в конкретных сферах экономики).

Оценка является экономической научно прикладной дисциплиной, однако формируется она на стыке нескольких базовых дисциплин, аккумулируя в себе знания и умения представителей различных профессий.

Так, оценщик недвижимости кроме навыков экономиста использует в своей деятельности элементы техники работы инженера-строителя, риэлтора, землеустроителя, а при оценке, например, месторождений полезных ископаемых эксперту требуются дополнительно знания основ геологии и маркшейдерского дела . Оценщику автотранспорта кроме знаний и умений экономиста требуется не менее серьезный уровень подготовки по инженерно-техническим специальностям. По отдельным видам оценок для квалификации эксперта-оценщика даже более чем экономические знания важны навыки идентификации объекта оценки, техники определения его качественных характеристик. Это в полной мере, например, относится к оценке произведений искусства и антиквариата, где для эксперта- оценщика в первую очередь требуются профессиональные знания по искусствоведению и умение определять художественную ценность объекта оценки, а затем уже владение основами экономики.

Из этого следует, что перечень базовых образовательных специальностей для повышения квалификации экспертов - оценщиков не может быть единым для всех видов оценок (например, для антиквариата и для автотранспорта) и перечень базовых специальностей не может быть ограничен только одной специальностью (например, финансы и кредит или в случае введения новой - оценка собственности). На наш взгляд, например, для оценщика недвижимости в качестве базовых образовательных специальностей (по диплому о высшем образовании) могут быть признаны финансово- экономические, архитектурно- строительные и землеустроительные. В тоже время при более узкой специализации эксперта по недвижимости могут признаваться и другие образовательные специальности: при оценке месторождений полезных ископаемых - горно-геологические, при оценке лесных ресурсов - лесотехнические, при оценке космических объектов, воздушных и водных судов - инженерно-технические.

Уровень квалификации эксперта определяется не только базовым образованием по диплому, но и зависит напрямую от его профессионального опыта. В ряде случаев опыт эксперта является главным фактором, определяющим уровень его квалификации. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть и регламентировать с участием государственных органов управления вопрос о возможности сертификации в качестве эксперта- оценщика лиц с непрофильным высшим образованием, но имеющих практический опыт работы на должностях, квалификационные требования к которым предусматривают наличие образования по специальностям, являющимся базовыми для соответствующих направлений оценочной деятельности. Очевидно, что даже для лиц с непрофильным высшим образованием хорошей школой для будущего эксперта- оценщика недвижимости является опыт работы в строительстве, в системе БТИ, в землеустроительных организациях, в риэлтерском бизнесе.

В целом изложенный в настоящей аналитической записке подход к целесообразному уровню требований к профессиональной квалификации экспертов -оценщиков и порядку их обучения и сертификации, на наш взгляд, соответствуют общемировой практике.

Например, в штате Айова США к числу обязательных требований к квалификации эксперта относится наличие высшего образования и дополнительного профессионального обучения по оценочной деятельности, стаж работы не менее 18 месяцев в качестве ассистента эксперта- оценщика или на аналогичной должности. Обычной деловой практикой здесь является также письменной заявление эксперта в оценочном отчете (в разделе сертификация оценки) о наличии у него опыта и его компетентности в оценке конкретного вида собственности, а также включения в оценочный отчет в качестве приложения информации об образовании (базовом и дополнительном), стаже работы в разрезе по должностям и о его личном опыте как собственника какого либо имущества.

Квалификационные требования к эксперту-оценщику должны стать основой для формулирования требований к учебным учреждениям, ведущим профессиональное обучение по оценочной деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135 - ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что обучение оценщиков и их сертификацию (выдачу образовательных документов, подтверждающих получение профессиональных знаний) должны осуществлять только высшие учебные заведения, перечень требований к которым предоставлено право определить уполномоченным органам по оценочной деятельности.

Учитывая, что образовательные программы по оценочной деятельности должны объединять в себе экономические разделы с товароведческими (техническими и т.д.) разделами об объекте оценки, целесообразно, чтобы ВУЗы, ведущие обучение экспертов- оценщиков, имели лицензию на обучение по экономическим специальностям и соответствующим профильным товароведческим (техническим и т.д.) специальностям. Например, ВУЗы, обучающие оценке машин и оборудования, должны кроме лицензии на право ведения образовательной деятельности по экономическим специальностям иметь такое же право на подготовку по инженерно- техническим специальностям. ВУЗы, обучающие экспертов -оценщиков по недвижимости, кроме лицензии на ведение образовательной деятельности по экономическим специальностям должны иметь лицензию на подготовку специалистов архитектурно-строительного профиля, а в случае специализации на оценке земельных и природных ресурсов - дополнительно и землеустроительного профиля. При этом для ВУЗов, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности только по финансово- экономическим специальностям, перечень обучения экспертов-оценщиков по видам объектов оценки должен быть ограничен следующими направлениями:

Разработка и утверждение образовательных программ является функцией и прерогативой ВУЗов, а в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" согласование указанных программ возложено на уполномоченный орган. Кроме уполномоченного органа (в случае его создания) целесообразно, на наш взгляд, согласовывать данные программы с профильными министерствами и ведомствами: оценку ценных бумаг - с Федеральной комиссией по ценным бумагам, оценку недвижимости - с Госстроем или Госкомземом России (при специализации на оценке земельных и природных ресурсов), оценку автотранспорта с Минтрансом России и т.д. При этом Министерство образования России должно осуществлять государственный контроль за процессом профессионального обучения экспертов - оценщиков через процедуры аккредитации, аттестации и лицензирования ВУЗов, установления требований к форме и содержанию образовательных документов, к продолжительности образовательных программ, к формам выходного контроля знаний и другим аспектам образовательного процесса, находящимся в сфере компетенции этого ведомства.

Образовательные программы по своему названию и содержанию должны соответствовать наименованию лицензируемых направлений оценочной деятельности.

Перечень направлений оценочной деятельности, подлежащих лицензированию, должен формироваться на основе обобщения реальной практики в этой сфере консалтинговых услуг. Этот перечень не должен быть слишком обобщенным и излишне детализированным, периодически его необходимо корректировать с учетом реально поступающих заявок на лицензирование от оценочных фирм. Так, в г. Москве за первый месяц работы по лицензированию оценочной деятельности из 15 подлежащих лицензированию направлений оценки поступили заявки от оценочных фирм по следующим 13 направлениям:

Указанный перечень отражает реально имеющиеся в практике основные виды оценочной деятельности и образовательных программ и может, на наш взгляд, быть рекомендован в качестве основы для составления аналогичных списков для лицензирования в других регионах.

Вместе с тем, в ходе лицензирования в г. Москве были выявлены дополнительно сверх этого списка направления оценочных работ, по которым реально ведется предпринимательская деятельность, но нет соответствующих программ обучения, например, оценка воздушных судов (самолеты, вертолеты и т.д.). Поэтому данный список не является исчерпывающим и в последующем может быть уточнен, а также он может иметь региональную специфику.

Аналитическую записку подготовил:

Цуканов Игорь Леонидович, профессор кафедры маркетинга, научный руководитель курса профессионального обучения экспертов -оценщиков земли и недвижимости в Государственном университете по землеустройству, эксперт по оценочной деятельности Московской городской Думы и Московской лицензионной палаты.


.