Материалы по оценочной деятельности из "Российской газеты"

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

О чем говорит закон

В настоящее время сформирована законодательная база об оценочной деятельности, которая состоит из Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519 "Об утверждении стандартов оценки", постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 395 "О лицензировании оценочной деятельности".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 N 731 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров РСФСР, Правительства РСФСР и Правительства Российской Федерации, касающихся государственной регистрации юридических лиц" в постановление Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 395 "О лицензировании оценочной деятельности" были внесены изменения, которые вступили в силу 24.10.2002. С 24.10.2002 соискатель лицензии - юридическое лицо для получения лицензии представляет вместо свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.

В Федеральный закон от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" Федеральным законом от 14.11.2002 N 143-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" были внесены изменения и дополнения, которые, по словам Верхозиной А.В., заместителя руководителя Департамента экономики и регулирования оценочной деятельности, начальника отдела лицензирования Минимущества России, позволили снять ряд частных противоречий, содержащихся в законе, а также привести его в соответствие с действующим российским законодательством и международными стандартами оценки. Так, например, если раньше закон определял правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки только для целей совершения сделок с объектами, то в связи с внесением изменений закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки также и для иных целей. Закон изменяет требования, предъявляемые к отчету. Эти изменения связаны с тем, что отчет является документом доказательственного значения. В связи с тем, что субъектами оценочной деятельности являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, закон изменяет требования к осуществлению оценочной деятельности для вышеназванных категорий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.1999 N 932 уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации назначено Министерство имущественных отношений Российской Федерации (далее - Минимущество России).

В настоящее время Минимуществом России проводится работа по разработке методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки, которые разрабатываются во исполнение Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519.

Разработаны Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденные распоряжением Минимущества России от 07.03.2002 N 568-р, и Методические рекомендации по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности от 26.11.2002.

Сколько стоит ваш завод?

На этот вопрос лучше всего ответят профессиональные оценщики

Становление рыночных отношений в России привело к тому, что при любых рыночных сделках цена - один из главных вопросов. Российский рынок оценки сейчас практически сформировался и превратился в самостоятельную единицу. По данным Российского общества оценки (РОО), на российском рынке действуют примерно 15 тысяч оценщиков, а годовой оборот российского рынка оценки составляет 1 миллиард долларов. Доля российских компаний составляет около 30 процентов. В настоящее время выделенное количество лицензий на осуществление оценочной деятельности составляет 4662, количество действующих лицензий - 4608.

Рынок растет, и внутри него появляются уже самостоятельные направления. Уже давно сформировалось как отдельное направление оценка драгоценностей, антиквариата, художественных ценностей. Особой популярностью пользуется оценка недвижимости и оценка предприятия (бизнеса). Постепенно выделяется в отдельный вид деятельности оценка объектов интеллектуальной собственности. Со временем некоторые виды бизнеса, смежные с автотранспортом - гаражи, автобазы, автотехцентры, АЗС, - будут оцениваться профессиональными оценщиками. Сейчас происходит активное освоение и новых рынков, таких, например, как оценка ценных бумаг, нематериальных активов и т.д.

Поменялись и клиенты. Если изначально основным заказчиком оценщиков являлось государство (проведение переоценки приватизации государственной собственности), то сейчас к их услугам обращаются частные структуры.

Профессиональная и независимая оценка помогает решать важные задачи, например: более обоснованно совершать сделки с дорогостоящим недвижимым и движимым имуществом (купля, продажа, аренда, страхование), кредитоваться под залог своего имущества, аргументированно принимать решения о финансировании инвестиционных проектов, обоснованно решать спорные имущественные вопросы, а также дела, связанные с возмещением ущерба, понесенного из-за несоблюдения контрактов в результате разного рода недопоставки либо конфискации, упущенных деловых возможностей, адекватно оценивать свой бизнес (его эффективность), принимать решения о реорганизации либо ликвидации предприятий, а также определять свою долю в бизнесе, оптимизировать решение вопросов налогообложения основных фондов (переоценка фондов предприятия для целей учета). К тому же существуют случаи обязательного проведения оценки в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона об оценке (см. ниже).

Если вам понадобился оценщик и вы выбираете фирму, то не поленитесь собрать информацию о ней. Помимо опроса общественного мнения вы можете подать запрос в Минимущество РФ, которое в соответствии с законодательством ведет реестр оценочных фирм, получивших федеральную лицензию. Реестр ведется один на всю Россию. Затем в течение трех дней получить выписку. Стоимость выписки об одной фирме в соответствии с постановлением Правительства - 10 рублей. Не пожалейте времени и денег, от того, как правильно вы выберете оценщика, так он вас и оценит.

А как у них

Во многих странах мира специальность оценщика считается элитарной, так как к их услугам прибегают в большинстве случаев не граждане, а другие профессионалы - аудиторы, юристы, брокеры, банковские служащие и так далее. Несмотря на существование в разных странах значительного числа оценщиков, оценка не считается массовой специальностью.

Регулируется эта деятельность везде по-разному, например, в Италии, Испании и Японии существует определенное государственное регламентирование. Большинство бывших социалистических стран, таких, как Польша, Румыния, Словения, вводили лицензирование оценочной деятельности с целью регулирования и упорядочения процесса приватизации. В большинстве же развитых стран деятельность оценщиков не регламентируется государством, высокий уровень оценщика тщательно поддерживается профессиональными организациями путем принятия и соблюдения стандартов. Многие такие организации имеют так называемые кодексы этики, которые регулируют профессиональное поведение своих членов во взаимоотношениях с общественностью, клиентами и между самими членами этих организаций. Качество отчета основывается главным образом на знаниях и опыте, личной честности и объективности лица, выполняющего оценку.

Успешность оценочной деятельности в определяющей степени зависит от возможностей и умения оценщика собрать правильную информацию. Оценщики используют специальные коммерческие источники информации, которые предоставляют фирмы. Цена таких услуг составляет примерно 150-250 долларов в месяц. Если вы оцениваете недвижимость, вы получите все: о продавцах и покупателях с адресами и номерами телефонов; риэлторских фирмах, представляющих интересы этих сторон сделки; банке, финансирующем сделку; об условиях финансирования; о размере земли и помещений, парковке, типе и времени постройки; об условиях зонирования, арендаторах и условиях оплаты каждым из них арендуемых объектов. Обычно дается характеристика общего годового дохода, затрат и чистого дохода от использования объекта. Часто предоставляется и фактическое состояние объекта на дату продажи.

Если вы оцениваете стоимость бизнеса, существует большое количество зарубежных информационных баз данных, применяемых при данной оценке.

Требуются профессионалы

Минимущество России призывает повышать квалификацию

На сегодняшний день в России не хватает профессиональных оценщиков. Отказ в выдаче лицензий Минимуществом в основном происходит, как правило, тогда, когда образовательный уровень претендентов не соответствует существующим требованиям. А ведь именно профессиональный оценщик является основным участником рынка оценки, его знания и опыт являются гарантией объективной и качественной оценки любого объекта собственности.

Раньше достаточно было пройти краткосрочные курсы - и вы пополняете ряды оценщиков. После принятия Закона об оценочной деятельности и Положения о лицензировании требования к образованию оценщиков сильно ужесточились. Сейчас чтобы получить лицензию, надо пройти обучение по специальным программам: свыше 500 часов для оценки недвижимого имущества, транспорта, интеллектуальной собственности и более 800 часов - для оценки предприятия (бизнеса). Но, несмотря на это, специалистов все равно не хватает. Желающих получить образование профессионального оценщика много, но многие получают образование для "своей" страховой компании, банка, налоговой инспекции, министерства или предприятия. Они, к сожалению, не становятся участниками открытого рынка оценки в качестве предпринимателей. Другие же получают образование для диплома, слабо представляя, как в дальнейшем им предстоит работать. Поэтому Минимущество РФ в настоятельной форме рекомендует повышение квалификации специалистов по оценочной деятельности для целей, контроля за соблюдением лицензионных требований и условий.

Среди оценщиков уже существует проект документа о повышении квалификации, разработанный Российским обществом оценщиков. По нему повышение квалификации в области оценочной деятельности осуществляется в количестве не менее 104 аудиторских часов за каждые 3 года начиная с даты выдачи диплома, подтверждающего соответствующую квалификацию в области оценочной деятельности. Осуществляется оно в следующих формах: прохождение обучения по обязательным дисциплинам в совокупном объеме свыше 72 аудиторных часов, в том числе участие в семинарах по соответствующей тематике, прохождение обучения по дисциплинам по выбору в совокупном объеме свыше 32 аудиторных часов, в том числе участие в семинарах по соответствующей тематике. Перечень обязательных дисциплин, входящих в программу повышения квалификации, с указанием количества учебных часов содержится в Примерном плане программы. Дисциплины по выбору определяются слушателями самостоятельно. Учить оценщиков будут образовательные учреждения, прошедшие согласование профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования, дополнительного образования или программ профессиональной переподготовки работников в области оценочной деятельности в Минимуществе России.

Приложение

К требованиям к повышению квалификации специалистов по оценочной деятельности для целей лицензирования оценочной деятельности в Российской Федерации

Примерный план программы повышения квалификации специалистов по оценочной деятельности

Перечень дисциплин Кол-во часов
1 Обязательные дисциплины 72
ОД 1. Правовое обеспечение оценочной деятельности 8
Изменения в законодательстве по имущественногражданским отношениям  
Изменения в законодательстве об оценочной деятельности  
Обзор судебно-арбитражной практики по вопросам оценки объектов гражданских прав  
ОД 2. Переход экономики Российской Федерации на рыночную основу 8
ОД 3. Стандарты оценки и практика их применения 8
Международные стандарты оценки  
Европейские стандарты оценки  
Российские стандарты оценки  
ОД 4. Методики и модели оценки различных объектов оценки 24
Оценка недвижимого имущества  
Оценка движимого имущества  
Оценка объектов интеллектуальной собственности  
Оценка предприятия (бизнеса)  
ОД 5. Бухгалтерский учет и финансовый анализ деятельности предприятия 8
ОД 6. Изменения в системе налогообложения 8
ОД 7. Информационное обеспечение оценочной деятельности 8
2 Дисциплины по выбору 3

Контроль сохранить, лицензии оставить

Осуществление такого вида предпринимательской деятельности, как оценочная деятельность, без специального разрешения - лицензии или с нарушением условий лицензирования является в соответствии со статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконным предпринимательством.

Если оценщиком будет заключен договор на оценочную деятельность без соответствующего разрешения и будет извлечен доход по этому договору в крупном размере (сумма которого превышает 200 МРОТ), то он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Кроме того, 1 июля 2002 года вступил в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии со статьями 28.1 и 28.3 которого должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности, уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях в случае обнаружения фактов осуществления предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, или с нарушением условий, предусмотренных лицензией, и составлять протоколы об административных правонарушениях, которые затем передаются на рассмотрение в суд.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если таковая обязательна, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ, на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ.

В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 395, на Минимущество России были возложены функции по лицензированию оценочной деятельности, в том числе по контролю за соблюдением лицензионных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление оценочной деятельности (лицензиатами).

В последнее время многие выступают за отмену лицензирования оценочной деятельности, однако на прошедших парламентских слушаниях на тему "Проблемы развития законодательного обеспечения оценочной деятельности в РФ" участники слушаний поддержали позицию Правительства против отмены лицензирования оценочной деятельности. В принятой ими рекомендации подчеркивается, что она "имеет важное значение для развития финансовой инфраструктуры и обеспечения экономической безопасности государства". "Контроль за деятельностью оценщиков со стороны государственных органов в виде лицензирования необходимо сохранить", - подчеркивается в документе.

Объектом контроля является соблюдение лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении ими оценочной деятельности.

Мероприятия по контролю включают в себя документальную проверку деятельности лицензиатов, проведение экспертиз отчетов по оценке стоимости объектов оценки, составление актов и принятие решений. Как происходит контроль, на V международном конгрессе "Развитие оценочной деятельности в РФ" подробно рассказала Верхозина А.В., заместитель руководителя Департамента экономики и регулирования оценочной деятельности, начальник отдела лицензирования Минимущества России.

Мероприятия по контролю осуществляются на основе сводного плана проверок, утвержденного Минимуществом России, заявлений юридических и физических лиц, государственных надзорных органов, иных органов государственной власти, в том числе территориальных органов Минимущества России и органов местного самоуправления, а также по предоставлению сведений структурных подразделений об отчетах по оценке стоимости объектов оценки, используемых в работе Минимущества России. Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней. В отношении одного лицензиата плановое мероприятие по контролю проводится не чаще одного раза в два года.

По результатам проверки должностным лицом (лицами) лицензирующего органа, осуществляющим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых передается лицензиату. В случае если лицензиат не согласен с актом проверки, он имеет право в течение 7 дней письменно представить свои замечания, которые прилагаются к акту проверки.

Нарушениями могут считаться: непредставление в срок документов, затребованных территориальным органом Минимущества России; установление факта представления в территориальный орган Минимущества России недостоверной информации; несообщение в установленный срок в территориальный орган Минимущества России об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов); отсутствие у лицензиата договора (страхового полиса) страхования гражданской ответственности оценщика; обнаружение факта отсутствия в штате работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний по указанным в лицензии работам (услугам) в области оценочной деятельности; иные нарушения действующего законодательства об оценочной деятельности, в том числе стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных постановлением Правительства от 06.07.2001 N 519 "Об утверждении стандартов оценки".

В случае если обнаружены нарушения, может быть вынесено одно из следующих решений:

а) обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения с указанием срока их устранения. Срок устранения не может превышать 6 месяцев;

б) предупреждение лицензиату о приостановлении действия лицензии, при этом обязывающее лицензиата исправить нарушения, которые могут повлечь приостановление действия лицензии;

в) решение об утрате юридической силы лицензии (в случае обнаружения в ходе проверки данных о ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя);

г) решение о приостановлении лицензии (лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений (два и более раза) или однократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий);

д) решение об обращении в суд с исковым заявлением об аннулировании лицензии.

В случае приостановления действия лицензии срок, на который выдана лицензия, не продлевается, плата за возобновление действия лицензии не взимается.

Лицензиат обязан устранить обстоятельства, повлекшие за собой приостановление действия лицензии, и направить в лицензирующий орган заявление о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок указанные обстоятельства не будут устранены, лицензия в установленном порядке аннулируется.

Лицензирующий орган в течение 3 дней со дня получения заявления осуществляет проверку устранения лицензиатом указанных обстоятельств и по результатам проверки принимает решение о возобновлении либо о невозможности возобновления действия лицензии.

Лицензия считается возобновленной с даты принятия лицензирующим органом соответствующего решения. Об указанном решении лицензиат уведомляется в 3-дневный срок со дня принятия решения.

Основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии указываются в реестре лицензий.

Аннулирование лицензии влечет за собой:

а) прекращение права лицензиата осуществлять оценочную деятельность;

б) исключение лицензиата из реестра лицензий.

Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

- при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

- при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

- при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

- при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

- при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе;

- при национализации имущества;

- при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

- при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

- при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

- при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Ю.ПРОСКУРЯКОВА
"Российская газета"