Аналитическая записка "О государственных требованиях к профессиональному образованию оценщиков в России"

Одним из ключевых документов, предъявляемых для получения лицензии на ведение оценочной деятельности, является "докумепрофессиональных знаний в области оценочной деятельности" (ст.24 Закона от 29.07.98г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
В соответствии со ст.21 этого же Закона "профессиональное обучение оценщиков осуществляется высшими... учебными заведениями..., имеющими право осуществлять такое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Таким образом, обучение может и должно осуществляться лишь в высших учебных заведениях, имеющих "лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования", выданной исключительно Федеральным органом государственной власти - Минобразованием России (п.п. 11, 23, ст.28 Федерального Закона "Об образовании" в редакции от 13.01.96г. № 12-ФЗ и 16.11.97г. № 144-ФЗ).
Согласно ст.19 "Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации" одной из функций уполномоченных органов является: "согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации".
В соответствии с п.1 ст.21 Федерального Закона "Об образовании" в редакции от 13.01.96г. № 12-ФЗ и 16.11.97г. № 144-ФЗ профессиональная подготовка - "имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ".
Принимая во внимание тот факт, что классификатором специальностей Минтруда России к оценщикам различных отраслей народного хозяйства предъявляется требование наличия высшего (не обязательно по профилю) образования, обучение оценщиков должно осуществляться при наличии у них диплома о высшем образовании.
В системе краткосрочного послевузовского дополнительного образования "профессиональная подготовка" в соответствии с п.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.95г. № 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" подразделяется на:
- повышение квалификации с краткосрочным обучением (не менее 72 часов); а также длительное (свыше 100 часов) с целью обновления или получения углубленных знаний;
- профессиональная переподготовка специалистов (свыше 500 часов) с целью получения новой специальности (если таковая утверждена в установленном порядке).
При анализе существующего перечня специальностей Минобразования России можно отметить, что единой специальности "оценочная деятельность" не существует, но специализация по оценочной деятельности присутствует во многих из уже утвержденных.
Так, например, оценка бизнеса в экономике и управлении на предприятиях, агроэкономике; оценка земли и недвижимости в архитектурно-строительных и землеустроительных; оценка долговых обязательств и инвестиционных проектов в финансах и кредите; оценка мехов, спортивных лошадей и племенных сельскохозяйственных животных в зоотехнических и зооветеринарных; оценка предметов антиквариата и художественных ценностей в искусствоведческих и т.п.
Из этого следует, что профессия оценщика существует уже давно (оценщики автотранспорта, сметчики в строительстве, товароведы в ломбардах и т.п.), но для требований сегодняшнего дня возникла необходимость получения ими дополнительных знаний по оценке рыночной стоимости, чего ранее не осуществлялось в силу социально-экономических причин.
Таким образом, введение новой специальности оценщика, унифицированной для всех отраслей народного хозяйства не представляется возможным, а следовательно, и нецелесообразным.
Оценку месторождений будут вести маркшейдеры, а автотранспорта - инженеры-механики, прошедшие повышение квалификации с получением соответствующих документов.
Следовательно, предложения о введении обязательного требования документа об образовании (диплома) по одному из видов оценочной деятельности в объеме свыше 500 часов, как до 01 июля 2000г., так и после этого, для получения лицензии не соответствует существующей нормативной базе и не может быть введено без внесения изменений в Федеральное законодательство об образовании и оценочной деятельности.
В соответствии с указанными нормативными актами "профессиональная подготовка оценщиков" или "получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности" может осуществляться только высшими учебными заведениями по программам не менее 72 учебных часов, так как выдача документов государственного образца на семинары и прочие формы обучения менее 72 часов не предусмотрено.
Слушателям, успешно окончившим обучение в аккредитованных при Минобразовании России вузах выдаются следующие документы гособразца, подтверждающие получение профессиональных знаний (ст. 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.95г. № 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов"):
- удостоверение о повышении квалификации по программе в объеме от 72 до 100 часов;
- Свидетельство о повышении квалификации по программе в объеме свыше 100 часов;
- диплом о профессиональной переподготовке по программе свыше 500 часов.
В тоже время специалист, окончивший высшее учебное заведение по одной из специальностей предусматривающей специализацию по оценочной деятельности в этой области (например, оценка лесов) и получившей квалификацию "бакалавра", "дипломированного специалиста" или "магистра" в соответствии со ст.6 Федерального Закона от 22.08.96г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не может считаться получившим профессиональные знания в области оценочной деятельности, так как профессиональное обучение в области оценочной деятельности проводится на базе высшего и по согласованным программам с уполномоченными ведомствами (по отраслям), в свое время как обучение в вузах России проходит по образовательным стандартам утвержденным Минобразованием России. Тоже относится к аспирантуре и докторантуре.
В соответствии со ст.24 Федерального Закона от 29.07.98г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" образовательные программы должны быть согласованы с уполномоченным органом. Несмотря на некоторое противоречие со ст.32 п.п.6 и 7 "Закона об образовании" "разработка и утверждение образовательных программ, учебных планов, рабочих программ учебных курсов и дисциплин" - относятся к компетенции и ответственности самих образовательных учреждений, данное положение уже имеет свою положительную практику, так как программы должны отражать специфику отрасли, в которой слушатель собирается заниматься оценкой.
Так Госуниверситет по землеустройству согласовал программу обучения в Мингосимуществе России, Госкомземе России и Минсельхозпроде России, обучая оценке земли и недвижимости, ИПК при Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова согласовали программу с Госстроем России, обучая специалистов строительного бизнеса.
В тоже время подбор и расстановка преподавателей остается в полной компетенции самого вуза (п.4 ст. 32 "Закона об образовании").
С учетом требований ст. 25 Федерального Закона от 29.07.98г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" того, что "документы об образовании, подтверждающие получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности... подлежат приведению в соответствие с нормами настоящего Федерального Закона не позднее 01 июля 2000г." представляется целесообразным предъявлять в лицензирующие оценочную деятельность органы субъектов Федерации как документы гособразца (удостоверение, свидетельство или диплом) по формам в соответствии с Постановлением Госкомвуза России от 27.12.95г. № 3 "Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требований к документам" и "Инструкции о порядке заполнения государственных документов о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов", утвержденной Приказом Госкомвуза от 19.04.96г. № 708, так и межведомственный сертификат, где указаны ведомства, согласовавшие программу обучения. При необходимости более точного определения вида лицензируемых оценочных работ в соответствии с образовательными программами возможно предоставление утвержденного руководителем образовательного учреждения учебно-тематического плана (п.п.2.1., 2.7. Приказа Минобразования России от 18.07.97г. № 1221 "Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ").
Таким образом, в результате нормативно-правовой экспертизы законодательства об образовании на предмет положений Федерального Закона от 29.07.98г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" можно сделать следующие выводы:
1. Документами об образовании, подтверждающими получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности могут признаваться удостоверения, свидетельства и дипломы государственного образца или другие документы (сертификаты), выданные только высшими учебными заведениями (обладающие лицензией и аккредитацией при Минобразовании России), в том числе, и до момента вступления в силу Федерального Закона от 29.07.98г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
2. Образовательные программы должны быть в объеме не менее 72 часов, о чем должны свидетельствовать соответствующие записи.
3. Документы, выданные вузами, имеющими право на подготовку по соответствующим специальностям и по программам обучения оценщиков не менее 72 часов, должны признаваться и после 01 июля 2000 года.
4. Лицензия на оценочную деятельность выдается при наличии высшего образования у штатных сертифицированных оценщиков (для юридических лиц).
В тоже время следует отметить, что после формирования уполномоченного органа по регулированию оценочной деятельности, было бы крайне важно составить дополнительный перечень требований к вузам, осуществляющих обучение оценщиков с целью предотвращения проникновения неквалифицированных и не имеющих на это право образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Очередным шагом могло бы стать согласование программы обучения по видам оценочных работ, отраслям народного хозяйства, специальностям, что, в свою очередь, высшие учебные заведения отразили бы в выдаваемых по окончании обучения документах и привели их, таким образом, в соответствие с требованиями уполномоченного органа как указано в ст. 25 Федерального Закона от 29.07.98г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Аналитическая записка подготовлена экспертной группой Комиссии Московской городской Думы и Московской городской администрации по разработке земельных и имущественных правоотношений:
Цыпкин Ю.А. - зав.кафедрой Маркетинга и управления собственностью Госуниверситета по землеустройству, д.э.н.;
Цуканов И.Л. - профессор, эксперт-оценщик


.