Москве нужно упорядочить земельные правоотношения

15.02.2003

До настоящего времени земельные отношения в столице регулируются московским законом 1997 г. и многочисленными нормативными актами городского правительства. Однако происходящий в стране процесс правового оформления землепользования ускорил разработку аналогичного регионального закона "О землепользовании и застройке в городе Москве".

Следует отметить, что Конституция относит земельное законодательство к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. То есть Москва вправе на своей территории самостоятельно регулировать земельные правоотношения, не прописанные в федеральных законах. По оценкам специалистов, от одной трети до половины территории города станет столичной собственностью, и от эффективности и рациональности управления ею напрямую будет зависеть пополнение местного бюджета.

По мнению многих депутатов Мосгордумы, рассматриваемый проект закона "О землепользовании и застройке в городе Москве" способен обеспечить рациональное и эффективное использование земельных ресурсов, а также 'повысить инвестиционную привлекательность данного вида недвижимости. В законопроекте, в частности, предложено определять ущерб и ответственность землепользователей в соответствии с вредом, причиненным нерациональным использованием участка. При этом проводить экспертизы должны будут независимые оценщики. Если же окажется, что землевладельцы или землепользователи нарушают законодательство, их будут наказывать рублем. Москва уже имеет опыт подобного финансового воздействия: Государственная земельная инспекция города,

проведя в 2001 г. 18 705 проверок и выявив 7269 нарушителей, в том числе 680 арендаторов, уклонявшихся от своевременного внесения арендной платы за земельные участки, добилась перечисления в городской бюджет около 140 млн рублей. Всего же в 2001 г., по данным столичного правительства, доходы от сдачи в аренду земельных участков и продажи прав аренды на землю достигли 5,5 млрд рублей. Эта цифра впечатляет, ведь поступления в бюджеты всех остальных субъектов федерации составили 3,7 млрд рублей. Если же учитывать использование городского имущества и земли, то казна столицы в 2001 г. получила 14,3 млрд рублей, что составило около 15% всех доходов бюджета Москвы. Но и это не предел.

Согласно расчетам городских властей, доходы от использования земельных ресурсов в ближайшие годы могут быть существенно увеличены, что даст значительный экономический эффект. Новый закон позволит увеличить рыночную стоимость земли, улучшит собираемость земельных платежей, обеспечит большую прозрачность инвестиционных проектов в сфере недвижимости, будет способствовать развитию ипотечного кредитования, увеличит привлекательности земли как ликвидного объекта хозяйственного оборота. И все это самым позитивным образом повлияет на рост доходов московского бюджета. Однако пополнение городской казны является не самоцелью, но необходимым условием для повышения благосостояния москвичей и улучшения их социального самочувствия.

Заместитель председателя комиссии
по экономической политике
Московской городской думы
Степан ОРЛОВ

Мир Новостей №25 (700) от 12.02.2003