О создании Совета по оценочной деятельности

24.02.2004

Баяндин Э.П.
Президент Санкт-Петербургского
общества оценщиков

20.02.2004

05 февраля 2004 года в здании Торгово-промышленной палаты РФ состоялась Собрание Совета руководителей общественных организаций оценщиков России, на котором присутствовали:

  1. Антонов В.П. - президент Ассоциации "Русская оценка".
  2. Баяндин Э.П. - президент "Санкт-Петербургского общества оценщиков".
  3. Бочаров Е.В. - генеральный директор Некоммерческого партнерства "Национальная Лига субъектов оценочной деятельности".
  4. Верхозина А.В. - заместитель руководителя Департамента экономики и регулирования оценочной деятельности Минимущества РФ.
  5. Гагарин А.Г. - президент Некоммерческого партнерства "Коллегия экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата".
  6. Голицын В.А. - вице-президент Некоммерческого партнерства "ЭКСО" торгово-промышленных палат.
  7. Гуртовая И.М. - президент Некоммерческого партнерства "Европейская коллегия экспертов по управлению имуществом и оценке".
  8. Зимин В.С. - президент Региональной общественной организации "Московское общество оценщиков".
  9. Коряшкин Г.А. - начальник Департамента экономики и регулирования оценочной деятельности Минимущества РФ (ответственный секретарь Межведомственного совета).
  10. Кручинский П.Н. - президент Некоммерческого партнерства "Сибирская межрегиональная палата оценщиков".
  11. Кувалдин Д.А. - председатель Правления Некоммерческого партнерства "Российская коллегия оценщиков".
  12. Прозорова Р.А. - директор Некоммерческого партнерства "ЭКСО" торгово-промышленных палат.
  13. Рутгайзер В.М. - председатель Комитета ТПП РФ по оценочной деятельности.
  14. Табакова С.А. - президент Российского общества оценщиков.
  15. Федотова М.А. - директор Института профессиональной оценки.

На Собрании были рассмотрены следующие вопросы в следующем порядке:

По первому вопросу все выступавшие представители оценочных организаций поддержали предложение о создании Федерального общественного совета по оценочной деятельности. Но, заслушав информацию члена инициативной группы по созданию "Национального совета по оценочной деятельности в Российской Федерации" М.А. Федотовой, пришли к выводу, что, в целях консолидации усилий по выработке единой политики саморегулирования оценочной деятельности, всем оценочным организациям, участвующим в Собрании, целесообразно войти в "Национальный совет по оценочной деятельности в Российской Федерации".

По второму вопросу, участники Собрания выразили единодушное мнение о том, что оценочные организации России не смогут к 1 октября 2004 года создать соответствующую инфраструктуру, которая обеспечила бы действенный контроль оценочной деятельности, соответствующий действующему в настоящее время порядку государственного лицензирования. Поэтому Собрание решило обратиться в Правительство РФ с просьбой перенести срок отмены государственного лицензирования оценочной деятельности, как минимум на год. Принято решение, что участники Собрания встретятся 11 февраля для обсуждения и подписания этого обращения.

По третьему вопросу участники Собрания получили информацию о том, что в настоящее время Минимуществе РФ подготовлен доработанный вариант проекта закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Собрание обратилось к представителям Минимущества РФ с просьбой представить участникам этот новый вариант для его обсуждения.

Эта встреча показала, что представители оценочных организаций, участвующие в Собрании, готовы к совместной работе по выработке единой политики саморегулирования оценочной деятельности и готовы к компромиссам, обеспечивающим консолидацию усилий всех оценочных организаций России.

11 февраля 2004 года в здании Торгово-промышленной палаты РФ собрались руководители общественных организаций оценщиков России для согласования Обращения к Правительству РФ с предложением о переносе срока отмены государственного лицензирования оценочной деятельности на более поздний срок.

5 февраля разработку этого Обращения взяли на себя Д.А. Кувалдин Д.А. и С.А. Табакова, но 11 февраля С.А. Табакова. не присутствовала на встрече. Таким образом, Российское общество оценщиков не подписало это обращение. Участники встречи отредактировали Обращение и подписали его. Текст Обращения размещен на сайте www.appraiser.ru.

Участники встречи обратились к М.А. Федотовой с просьбой организовать совместное собрание руководителей оценочных организаций с инициативной группой по созданию "Национального совета по оценочной деятельности в Российской Федерации" с целью проведения организационного собрания по созданию объединенного Национального совета. М.А. Федотова пообещала участникам встречи организовать такое собрание в последнюю неделю февраля.

Кроме того, Некоммерческое партнерство "Национальная Лига субъектов оценочной деятельности" ознакомило участников встречи с Дополнением к обращению в Правительство РФ (Прилагается). Участники встречи решили не загружать в настоящее время Правительство другими вопросами, связанными с изменением закона "Об оценочной деятельности в РФ".

По согласованию с некоторыми участниками встречи, состоявшейся 05.02, мною к 11.02 также были подготовлены предложения по заданной тематике, связанные с изменением закона "Об оценочной деятельности в РФ" (Прилагаются). Эти предложения были мною сформулированы после ознакомления со всеми предложениями членов СЗОО, помещенными на сайте www.nwsа.ru.

Участники встречи 11.02 не смогли ознакомиться с последней редакцией проекта закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Поэтому я считаю, что в настоящий момент обсуждение этих изменений членами СЗОО следует приостановить до того момента, когда Объединенный Совет оценочных организаций поставит этот вопрос перед своими членами.

Было бы желательно, чтобы члены СЗОО направили на наш сайт www.nwsа.ru свои предложения, связанные с предстоящей встречей в Москве участников состоявшихся встреч с инициативной группой. Материалы по созданию "Национального совета…" прилагаются.


Приложение 1

ПРОЕКТ
ДОПОЛНЕНИЕ К ОБРАЩЕНИЮ
В ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ряд руководителей объединений оценщиков России считают необходимым изложить позиции своих объединений, дополнительно к Обращению в Правительство Российской Федерации от 11 февраля 2004 г.:

1. Сохранение регулирования оценочной деятельности за каким-либо государственном органом в виде контроля и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков является нарушением принципа саморегулирования и лишь перераспределяет функции государственного регулирования в организации, зависимые от государственного аппарата (чиновников), что противоречит духу проводимой в России административной реформы.

Регистрация саморегулируемых организаций в государственном или ином (в соответствии с определенным Федеральным Законом) реестре саморегулируемых организаций (который может вестись и под патронажем Минюста РФ), достаточна для подтверждения статуса саморегулируемой организации оценщиков с возложением на нее соответствующих обязанностей и прав.

Претензии к саморегулируемой организации и ее членам должны разрешаться в установленном судебном порядке (арбитражный суд или суды общей юрисдикции). Для ускорения и упрощения судебных разбирательств целесообразно активно подключать третейские суды.

2. Резервные фонды саморегулируемых организаций должны формироваться наравне с действующей нормой - обязательным страхованием гражданской (профессиональной) ответственности оценщиков. Размер этих фондов должен регламентироваться не законодательством и решением Правительства РФ, а являться конкурентным преимуществом каждой из саморегулируемых организаций. Порядок и размеры компенсаций, выплачиваемых из этих фондов, должны быть сформулированы в декларациях саморегулируемых организаций.

3. Разработка и введение в действие национальных стандартов оценки, стандартов организаций разрабатываются и вводятся в действие в соответствии с Федеральным Законом "О техническом регулировании".

Основой регулирования оценочной деятельности является Технический регламент оценочной деятельности Российской Федерации, разработка которого в соответствии с действующим законодательством должна осуществляться сообществом оценщиков в координации с государственными органами. Принятый технический регламент имеет статус Федерального Закона.

4. В части требований к численности членов саморегулируемых организаций, считаем целесообразным законодательно установить не менее 100 членов. Это позволит в ближайшие годы завершить начавшееся формирование региональных саморегулируемых организаций в Федеральных округах (Сибирский и Северо-западный округа уже начали этот процесс) в соответствии с административным делением России, сохранить независимость и работоспособность десятков и сотен оценочных компаний в регионах, что более соответствует понятию цивилизованного рынка. В противном случае (см. другие варианты поправок к Закону), введение большей численности для статуса саморегулируемой организации, ущемляет права и возможности Федеральных округов и региональных (как правило - небольших) оценочных компаний на равноправной основе и полноценно участвовать в процессе саморегулирования оценочной деятельности на своей территории.

Сообщество оценщиков имеет и готово предложить ряд других предложений, направленных на профессиональное и ответственное формирование в России цивилизованного рынка оценочных услуг, повышение конкурентоспособности отечественных компаний в рамках проведения в России полноценной Административной реформы.


Приложение 2

Предложения Э.П. Баяндина

О взаимной ответственности членов саморегулируемых организаций (взамен страхования гражданской ответственности оценщиков)

Проект предусматривает вместо существующего порядка страхования гражданской ответственности оценщика ввести "взаимное страхование членов" с созданием в саморегулируемых организациях "страховых резервов, которые формируются … за счет взносов членов в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого оценщика – члена саморегулируемой организации".

По сравнению с действующим порядком страхования гражданской ответственности предлагаемый вариант следует признать крайне неудовлетворительным (как сказали мои коллеги, это очень мягкая формулировка по отношению к предлагаемой системе взаимной ответственности).

Во-первых, значительно снижается сумма ответственности оценщика перед потребителем его услуг. При страховом взносе в 50000 рублей страховая сумма составит около 4 млн. рублей. По предлагаемой системе взаимной ответственности такая сумма может быть набрана только сложением взносов 80 оценщиков. То есть реальная ответственность оценщиков перед потребителями снижается в 80 раз.

Во-вторых, членами СРО являются оценщики, в которых работает различное количество специалистов-оценщиков и, соответственно, выполняющих различный объем оценочных услуг. В крупной компании уровень взаимной ответственности на один отчет оказывается ниже, чем в малой компании. И это при том, что в крупной компании больше вероятность выполнения оценок крупных объектов, ошибки по которым может стоить дороже, чем по малым объектам.

В-третьих, для малых компаний 50000 рублей является достаточно крупной суммой, значительно увеличивающей ее накладные расходы. Малые компании оказываются в худших конкурентных условиях. В странах с развитым рынком малые оценочные компании вполне успешно работают. Поэтому в оценочной деятельности "борьба с малым бизнесом" может только ухудшить рынок оценки.

В-четвертых, страхование гражданской ответственности позволяет достаточно гибко решать проблему компенсации ущерба потребителей от ошибок оценщиков. Можно страховать ответственность по деятельности оценщика за период (чаще всего – за год), параллельно можно страховать оценку отдельных, особенно крупных и сложных объектов, параллельно можно ввести совместное страхование членов саморегулируемой организации. Всего этого лишена система "взаимной ответственности".

В-пятых, "взаимную ответственность" следует признать неправомерной в условиях, когда основание для отказа в приеме в члены саморегулируемой организации могут служить только формальные признаки. Например, плохая репутация оценщика не может служить основанием для такого отказа. Отказ в приеме не по формальным признакам может быть отменен судом.

Некоторые оценщики ссылаются на то, что в договоре страхования некоторые страховые компании предусматривают срок своей ответственности только на период страхования, в то время как оценщик несет ответственность перед заказчиком в течение трех лет. На самом деле, у такого недобросовестного страховщика, наверное, лучше не страховаться, хотя по закону он все равно несет ответственность точно на срок ответственности оценщика.

Кроме того как на недостаток страхования, указывают, на отсутствие ответственности страховщика, если в суде будет доказан умышленный характер ошибки оценщика. Но и "взаимная ответственность" снимается в случае умышленной ошибки. В этом случае во всех странах предусматривается уголовная, а не гражданская ответственность, и, скорее всего, не оценочной компании, а непосредственно специалиста-оценщика.

На основании изложенного предлагается не отменять обязательного страхования гражданской ответственности оценщиков и не вводить взаимной ответственности членов саморегулируемых организаций оценщиков.

О членстве в саморегулируемых организациях оценщиков

В проекте предусматривает смешанное членство в саморегулируемых организация: оценщики юридические лица, оценщики предприниматели без образования юридического лица, и специалисты-оценщики.

В действующем законе лицензировались юридические лица и ПБОЮЛ, а квалификационные требования предъявлялись к физическим лицам.

Вообще, следует отметить, что интересы физических и юридических оценщиков в значительной мере различны, как различаются интересы собственника, управляющего и наемного работника, как различаются коммерческие и профессиональные интересы. И те, и другие интересы имеют место быть на рынке оценочных услуг. И те, и другие интересы подлежат саморегулированию. В тоже время неструктурированное смешение этих интересов в одной саморегулируемой организации представляется некорректным.

Когда я думал о создании оценочной структуры в Северо-Западном федеральном округе, я предполагал, что необходимо создать две взаимосвязанные организации: общественную организацию оценщиков физических лиц и некоммерческое партнерство оценочных компаний. Эти две организации взаимно дополняли бы друг друга, охватывая весь круг интересов оценочной деятельности. Важно, что при этом саморегулируемой организацией будут охвачены все оценщики физические лица. Все-таки, в странах развитого рынка оценочные организации объединяют именно физических лиц. Во всем мире оценщик это физическое лицо. Именно он может совершить умышленную или неумышленную профессиональную ошибку. За свою ошибку он может отвечать в полной мере своей пожизненной репутацией, своим дипломом, своим имуществом при умышленной ошибке. В наших условиях, когда еще не сложилась репутация российских оценочных компаний (во всяком случае – для иностранного заказчика), когда компания может закрыться, а потом возникнуть из пепла под другим названием, когда неизвестно каких ошибок на рынке больше – умышленных или неумышленных, наибольшее значение для развития оценочного рынка имеет повышение профессионального и этического уровня оценщиков физических лиц. В этом плане саморегулируемые организации должны охватывать всех профессионально признанных оценщиков физических лиц. И значит, членами саморегулируемых организаций должны быть физические лица.

Это не противоречит возможности создания некоммерческих партнерств юридических лиц. Но об их статуте надо говорить особо. Может быть они тоже могут быть саморегулируемыми организациями, но регулирующими другие функции оценочной деятельности. И должны эти два вида организаций работать в тесном сотрудничестве.

О количественном субъектов федерации, охватываемых саморегулируемыми организациями

Разброс предложений по количеству субъектов федерации, охватываемых саморегулируемыми организациями был очень велик – от 50 до 10.

Чем больше предлагаемое количество, тем больше видно московское центро-стремление к монополизму.

В стране существует структура федеральных округов. Представляется, что в условиях, когда в стране реально будет не одна – федеральная, а несколько саморегулируемых организаций, необходимо обеспечить возможность создания саморегулируемой организации в каждом федеральном округе. Достаточно указать, что саморегулируемые организации, создаваемые в округе должны охватывать, например, не менее 80% входящих в округ субъектов федерации. Для федеральных саморегулируемых организаций можно указать и минимальное количество, наверно не больше 10.

О минимальном количестве членов саморегулируемых организаций

В этом вопросе, как и в предыдущем, гигантомания и центростремительность вредны. Наверное, в настоящее время необходимо ставить вопрос об обязательности создания саморегулируемых оценочных организаций в федеральных округах. В масштабах нашей страны жесткая внеструктурная централизация тормозит интеллектуальное развитие страны, а значит в том числе тормозит и развитие оценочной деятельности. Исходя из этого, видимо, для окружных саморегулируемых организаций может быть имеет смысл минимальную численность членов установить в размере не более 100. Со временем эту цифру можно будет увеличить.


Приложение 3

В Российской Федерации формируется Национальный совет по оценочной деятельности

Правление Российского общества оценщиков на своем заседании 29.01.2003 г. поддержало решение Научного совета "Стратегия управления национальным имуществом" Отделения общественных наук РАН от 21.01.2003г. о создании инициативной группы по созданию "Национального совета по оценочной деятельности в Российской Федерации" из членов Научного совета в составе:

Грачев И.Д. (руководитель), Львов Д.С., Артеменков И.Л., Микерин Г.И., Федотова М.А.

Данное решение принято на основании Резолюции конгресс "10 лет оценочной деятельности в России. Итоги и перспективы развития", проведенного а соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 576-р от 7 мая 2003г.

Приоритетным направлением деятельности Совета станет:

Пресс служба РОО


Приложение 4

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ

1.1. Создание цивилизованного саморегулируемого рынка оценочных услуг.

1.2. Выработка единых "правил игры" в рамках саморегулируемых организаций оценщиков.

1.3. Формирование и поддержание нормативно-правовой базы оценочной деятельности как одного из стержневых элементов российской экономики.

1.4. Функции общественного контроля субъектов оценочной деятельности

Очень важно на переходной период не допустить возникновения хаоса, сохранить то положительное, чего удалось достичь в результате введения лицензирования: начало стандартизации, единые образовательные требования, некоторое отсечение недобросовестных компаний.

Наиболее целесообразным (незаметным) для потребителей оценочных услуг и наиболее болезненным для оценочного сообщества представляется постепенный переход ПО ЗАРАНЕЕ И МАКСИМАЛЬНО ЛЕГИТИМНО УСТАНОВЛЕННЫМ

ПРАВИЛАМ от государственного лицензирования к общественной сертификации. Для чего необходимо создание соответствующего ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОРГАНА, представляющего интересы всех существующих оценочных СРО – без изъятий и отсечений по каким либо признакам. А это возможно только на основании ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО ПРИНЦИПА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА. Любые формирования по названиям, территориям и т.п. приведут к такому же разбалансу и неопределенности.

2.НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Стандарты оценки.

2.2. Методология оценки.

2.3. Экспертиза законодательных актов, касающихся оценочной деятельности.

2.4. Разработка отраслевых нормативных документов.

2.5. Этика оценочной деятельности.

2.6. Регулирование аттестации профессиональных оценщиков.

2.7. Регулирование сертификации оценочных организаций.

2.8. Регулирование принципов взаимоотношений с потребителем оценочных услуг.

2.9. Взаимодействие с государственным регулирующим органом.

3.ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ:

3.1. Представители СРО оценщиков на пропорциональной основе с учетом прямого членства профессиональных оценщиков – физических лиц или оценщиков - юридических лиц (до 01.10.04 - лицензированных).

3.2. Исходя из предлагаемого количества направлений деятельности, представляется целесообразным количественный состав Национального совета - 20 человек.

3.2. По каждому из направлений деятельности после определения Национальным советом разумного количественного состава могут создаваться соответствующие комиссии из представителей СРО - также на пропорциональной основе.

3.3. Члены Национального совета переизбираются СРО ежегодно на пропорциональной основе, исходя из численности, утвержденной предыдущим составом Совета.

3.4. Два сопредседателя Национального Совета – от СРО,. объединяющих оценщиков – юридических лиц, и от СРО, объединяющих профессиональных оценщиков – физических лиц, выбираются на ротационной основе (раз в год).

3.6. Председатели комиссий также выбираются на ротационной основе.

Северо-Западное общество оценщиков