Футбольный клуб "Спартак" меняет хозяина и президента клуба

08.04.2004

Как стало известно "Ведомостям", на этой неделе должна завершиться сделка по продаже самого титулованного футбольного клуба страны - "Спартака". Покупателем называют структуру, близкую к вице-президенту "ЛУКОЙЛа" Леониду Федуну. Аналитики оценивают сделку в $50-70 млн, а президенту "Спартака" Андрею Червиченко уже ищут замену.

Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" в прошлом году добыла 81,5 млн т нефти. Выручка "ЛУКОЙЛа" за девять месяцев 2003 г. составила $16,1 млрд, чистая прибыль - $3,065 млрд. Вице-президенту "ЛУКОЙЛа" Леониду Федуну принадлежат 4,6% акций компании.

"Спартак" основан в 1922 г. и является самым титулованным российским футбольным клубом: команда 12 раз выигрывала чемпионат СССР, 10 раз - Кубок СССР, девять раз становилась чемпионом России (последний раз - в 2001 г.), три раза выигрывала Кубок России. "ЛУКОЙЛ" является генеральным спонсором "Спартака" и платит ему $3 млн в год.

Покупка спортивных клубов становится модным увлечением российских бизнесменов. Летом прошлого года губернатор Чукотки Роман Абрамович приобрел английский футбольный клуб Chelsea, а в марте близкая к депутату Сулейману Керимову компания "Нафта-Москва" пыталась приобрести итальянский футбольный клуб Roma. Сделка не состоялась, и "Нафта-Москва" подписала спонсорский контракт на $60 млн с подмосковным клубом "Сатурн".

А на подходе уже новая сделка. Как рассказал "Ведомостям" источник, знакомый с ситуацией вокруг футбольного клуба "Спартак", его президент Андрей Червиченко продал около 90% акций клуба структуре, подконтрольной вице-президенту "ЛУКОЙЛа" Леониду Федуну. По словам источника, сделка еще не завершена, но будет закрыта в ближайшее время и Червиченко фактически уже не управляет клубом. В пятницу стало известно, что должность президента "Спартака" была предложена Никите Симоняну, первому вице-президенту Российского футбольного союза (РФС), но тот отказался.

Связаться с Федуном и Червиченко "Ведомостям" не удалось. В футбольном клубе от комментариев отказались.

Но информацию о сделке подтвердил президент одного из клубов российской премьер-лиги. По его данным, 90% акций "Спартака" принадлежат теперь Леониду Федуну или близким к нему структурам, а 10% остались у Червиченко. "После ухода Червиченко фактически в клубе ничего не поменяется. Но это успокоит многочисленных болельщиков клуба, которые, мягко говоря, негативно относятся к его президенту", - говорит он.

Болельщики "Спартака" выходят на трибуны с плакатами "Чемодан - вокзал - Ростов", намекая на то, что президенту лучше вернуться в родной город. Два года назад, когда Андрей Червиченко стал президентом команды, она заняла 3-е место в чемпионате России, а в прошлом сезоне - только 10-е место. Гендиректор ФК "Динамо" и бывший гендиректор ФК "Спартак" Юрий Заварзин считает, что за последние два года "Спартак" заметно сдал позиции как в спортивной, так и в хозяйственной сфере. "Сегодня у клуба почти нет активов - только база, офис и стадион "Алмаз", а зрительская аудитория заметно сократилась", - говорит бывший руководитель "Спартака".

Между тем вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун готов тратить деньги на российский футбол. Почти два года назад после фиаско нашей сборной на чемпионате мира он и Василий Шахновский из "ЮКОСа" предложили РФС из своих личных средств перечислять $1 млн ежегодно на зарплату тренеру-иностранцу. В этом году Федун вошел в мировой список миллиардеров журнала Forbes с состоянием $1,3 млрд.

Официальный представитель "ЛУКОЙЛа" сказал "Ведомостям", что компания не покупала и не собирается покупать акции "Спартака". Про интерес Федуна к команде в компании ничего не известно. "Но если это и правда, то это его частный проект. А такие вещи мы не комментируем", - говорит представитель компании.

Руководитель одного из клубов российской премьер-лиги оценивает 90% акций "Спартака" примерно в $50 млн, президент другого клуба - в $70 млн. А по мнению Антона Дерлятки, консультанта консалтинговой компании AT Kearney, "Спартак" наряду с ЦСКА имеет самый большой потенциал для инвестиций. "Спартак" до сих пор остается известным в России и за ее пределами брэндом. Для ведения нормального спортивного бизнеса клубу не хватает только своего полноценного стадиона, полагает он.

Глеб Крампец
Дмитрий Симаков
Роман Кутузов

Ведомости - №57 (1097) от 5 апреля 2004 г.