Нужны частные инвестиции

Николай Серегин
руководитель Департамента дорог и методологии проектирования государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ

Федеральное дорожное агентство разработало концепцию "Национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2005 года", в которой предлагается наиболее оптимальный по срокам и денежным затратам вариант эксплуатации, модернизации и развития автотранспортной сети Российской Федерации.

Концепция исходит из того, что формируемая система должна обеспечить параллельное финансирование потребности отрасли дополнительно к тем объемам финансирования, которые уже осуществляются из бюджета. При этом сфера и объемы частного финансирования должны поэтапно расширяться и достигнуть не менее 15-20% от общего финансирования расходов на строительство и эксплуатацию дорожных объектов. Наиболее эффективное управление этими дополнительными средствами, обеспечение их целевого и строго подконтрольного использования возможно при аккумулировании частного капитала путем создания негосударственного фонда развития дорожной отрасли (НФРДО).

Наряду с управляющей компанией фонда, в обязанности которой будет входить решение всех финансовых вопросов, со стороны государства формируется Попечительский совет. В его состав могут быть включены представители правительства РФ на уровне вице-премьера, ряд министров (Минэкономики, Минтранса и др.) и их первых заместителей. Основная задача Попечительского совета - согласование вопросов финансирования проектов из бюджетных средств с частными инвестициями, а также законодательная поддержка данных проектов.

В дополнение к НФРДО с российской юрисдикцией может быть создан целевой инвестиционный фонд с иностранной юрисдикцией, способный привлечь длинные иностранные инвестиции. Такой инвестиционный фонд может быть также вкладчиком российского НФРДО. Таким образом, система заимствований будет ориентирована как на российский, так и на международный финансовый рынок.

Концепция предусматривает на начальной стадии две фазы развития системы привлечения частного капитала.

Начальная фаза (2004-2006 гг.) предусматривает развитие НФРДО для финансирования дорожных проектов, требующих ограниченных объемов инвестиций, имеющих средние сроки окупаемости (до 3-5 лет), низкие риски и приемлемую ликвидность:

Таким образом, частный капитал через систему НФРДО будет первоначально ориентирован главным образом на сопряженные, обслуживающие и вспомогательные производства дорожной отрасли с малым сроком окупаемости вложенных инвестиций. Финансовое оздоровление и развитие этого сектора дорожной экономики позволит более эффективно развивать и эксплуатировать дорожную сеть страны, соответственно косвенно повышая эффективность и экономя ресурсы бюджетного финансирования. Одновременно финансирование пилотных проектов платных дорог и концессий на содержание действующих магистралей позволит высвободить заметную часть бюджетных средств.

С точки зрения частных инвесторов, указанный выше инвестиционный портфель НФРДО будет обладать приемлемой диверсификацией, ликвидностью, сроками возврата капитала и доходностью.

Таким образом, обеспечивается сочетание государственного и частного интересов. Также достигается относительно быстрое развертывание системы привлечения частного капитала и ее последующее поступательное расширение за счет увеличения числа мало- и среднекапиталоемких инвестиционных проектов.

Реализация проектов начальной фазы позволит провести параллельную подготовку более капиталоемких проектов второй фазы и приступить к ней.

Особенностью второй фазы (2005-2015 гг.) является ориентация уже сформированной системы привлечения частного капитала на финансирование крупномасштабной программы строительства и модернизации автомобильных дорог, мостов и тоннелей - с учетом опыта, полученного при реализации пилотных проектов первой фазы.

Мировой опыт партнерства государства и частного бизнеса в сфере развития транспортной инфраструктуры свидетельствует о том, что наиболее распространенным типом партнерства являются концессии. Отношения государства и концессионера фиксируются в концессионных договорах.

В частности, в зарубежной практике сложился особый тип договоров для концессий дорожных объектов, известный как ЗР (Public Private Partnership). Этот тип договоров предусматривает определенный гарантированный объем государственного (безвозмездного) финансирования инвестиционных расходов на строительство дорожных объектов, переданных в концессию, в дополнение к финансированию их из частных источников на условиях коммерческого риска.

Для России, где по социальным соображениям не могут быть установлены европейские тарифы за проезд по платным дорогам, а также в силу природных факторов, требуются высокие затраты на строительство и содержание дорожных объектов и, кроме того, необходимо участие государства в частных концессиях по модели, аналогичной ЗР.

В рамках согласованной программы развития платных дорог отобран для конкурса ряд проектов с учетом установленной процедуры приобретения концессионных прав. Отобранные на конкурс проекты относятся к объектам строительства и реконструкции автомобильных дорог и внеклассных сооружений.

Инвестиционный портфель НФРДО

Наименование показателя Направления инвестиций
Проект №1* Проект №2* Проект №3* Проект №4* Проект№5* Проект №6*
Период возврата инвестиций, лет показатель не определяется 1-3 2-4 2-3 5-7 10-15
Доходность на инвестированный капитал, % 9-12 15-25 15-20 9-12 12-17 10-15
Доля проекта в инвестиционном портфеле НДФ (начальная фаза), % 20 10 40 15 15 0

 

Проект № 1 -ценные бумаги (дорожный заем, государственные облигации);

Проект № 2 - акции и доли в компаниях дорожного сектора, производство техники, материалов, СМР, лизинг и др.;

Проект № 3 - объекты придорожного обслуживания;

Проект № 4 - концессии на содержание дорог;

Проект № 5 - пилотные концессии платных дорог;

Проект № 6 - концессии на региональные сети и строительство новых магистралей.

Проекты с возможностью приобретения концессионных прав

1. Строительство нового выхода на МКАД с автомобильной магистрали М-1 "Беларусь"

Строительство планируется осуществить в два этапа.

Сдача в эксплуатацию 1-го этапа - 2006 г., сдача в эксплуатацию 2-го этапа- 2008г.

Протяженность трассы нового выхода составит 19,5 км, будет иметь шесть полос для движения автотранспорта с расчетной скоростью 120 км/ч.

Прогнозируемая интенсивность движения автотранспорта на новом выходе на МКАД с автомобильной магистрали М-1 "Беларусь" составит 31 000 авт./сутки, что позволит разгрузить действующую автомагистраль М-1 "Беларусь".

Стоимость строительства с учетом сооружения пунктов взимания платы составит $343,9 млн.

2. Автомобильная магистраль М-10 "Россия" на участке г. Химки - г. Клин с обходами г. Клина и г. Солнечногорска

Протяженность трассы составит 71 км и будет иметь шесть-восемь полос движения с расчетной скоростью 140 км/час.

Существующая интенсивность движения автомобилей - от 52 000 авт./сутки (на участке г. Солнечногорск - г. Клин) до 76 000 авт./сут. (на участке г. Химки - г. Зеленоград)

Прогнозируемая интенсивность движения автотранспорта по новой дороге - 30 000 авт./сутки. Стоимость реализации проекта составит $659,6 млн.

3. Автомобильная магистраль М-10 "Россия" на участке обхода г. Вышнего Волочка

Протяженность трассы составит 49,18 км и будет иметь четыре полосы движения расчетной скоростью 120 км/час.

Интенсивность движения автотранспорта сегодня - свыше 12 000 авт./сутки.

Прогнозируемая интенсивность движения автотранспорта по новой дороге в 2010 г. достигнет 17 000 авт./сутки, а в 2020 г. - 20 000 авт./сутки. Стоимость реализации проекта составит $150 млн.

4. Автомобильная магистраль М-4 "Дон" от начала обхода г. Задонска до начала обхода с. Хлевное в Липецкой области

Планируемая протяженность платного участка составляет 29,8 км с интенсивностью движения автотранспорта 8000 авт./сутки. Ориентировочная стоимость строительства составит $30 млн.

5. Автомобильная магистраль М-4 "Дон" на участке МКАД - Кашира (реконструкция)

Существующая на сегодня интенсивность движения по автомобильной магистрали - 43 300 авт./сутки.

Расчетная интенсивность движения в 2005 г. достигнет 65 000 авт./сутки, в 2010 г. - 76 000 авт./сутки, в 2020 г. - 104 000 авт./сутки.

В результате реализации проекта должны быть построены шесть пунктов взимания платы за проезд, дополнительные шумозащитные экраны, линия оптиковолоконной связи, отремонтированы отдельные участки альтернативного направления - существующего Каширского шоссе.

Обустройство дороги для платной эксплуатации намечено в два этапа: 1-й этап - реконструкция магистрали протяженностью 51 км, 2-й этап -протяженностью 45 км.

Расчетная скорость движения после реконструкции составит 150 км/час. Стоимость перевода указанного участка на платную основу - $34,5 млн. Срок реализации проекта - один год.

6. Автомобильная магистраль М-2 "Крым" на участке МКАД - Серпухов - Тула (реконструкция)

 

Существующая интенсивность движения автомобилей - 46 000 авт./сутки.

Расчетная интенсивность в 2010 г. составит 51 000 авт./сутки.

В результате реализации проекта должны быть построены: 21 пункт оплаты проезда, освещение, линии технологической связи, станции технологического обслуживания автомобилей, кемпинги, мотели, шумозащитные экраны.

Стоимость проекта по подготовке дороги к эксплуатации на платной основе составит $120 млн. Расчетная скорость движения по данному участку автомобильной дороги будет составлять 150 км/час.

7. Мостовой переход через р. Волгу у г. Ульяновска (1-я очередь 1-й пусковой)

Планируемая протяженность платного участка -12,98 км (5928 п. м) с расчетной интенсивностью движения автотранспорта 15 000 авт./сутки. Ориентировочная стоимость завершения строительства составит $301,82 млн.

8. Мостовой переход через р. Волгу в г. Волгограде (1-я очередь 1-й пусковой)

Планируемая протяженность платного участка - 7,11 км (3839 п. м) с расчетной интенсивностью движения автотранспорта 13 000 авт./сутки. Ориентировочная стоимость завершения строительства составит $211,5 млн.

9. Мостовой переход через р. Волгу у с. Пристанное в Саратовской области

Планируемая протяженность платного участка -12,76 км (2770 п. м) с расчетной интенсивностью движения автотранспорта 18 000 авт./сутки. Ориентировочная стоимость завершения строительства составит $205,3 млн.

10. Мостовой переход через р. Ангару в г, Иркутске

Планируемая протяженность платного участка - 2,19 км (1615 п. м) с расчетной интенсивностью движения автотранспорта 24 000 авт./сутки. Ориентировочная стоимость завершения строительства составит $154,0 млн.

11. Мостовой переход через р. Каму у с. Сорочьи Горы, Республика Татарстан (1-я очередь 1-й пусковой)

Планируемая протяженность платного участка -13,96 км (2494 п. м) с расчетной интенсивностью движения автотранспорта 17 000 авт./сутки. Ориентировочная стоимость завершения строительства составит $105,0 млн.

12. Мостовой переход через Кольский залив в Мурманской области

Планируемая протяженность платного участка - 2,5 км (1612 п. м) с расчетной интенсивностью движения автотранспорта 13 000 авт./сутки. Ориентировочная стоимость завершения строительства составит $48,6 млн.

13. Обход г. Ярославля с мостовым переходом через р. Волгу (1-я очередь 1-й пусковой)

Планируемая протяженность платного участка - 3,87 км (2142 п. м) с расчетной интенсивностью движения автотранспорта 18 000 авт./сутки. Ориентировочная стоимость завершения строительства составит $155,7 млн.

14. Мостовой переход через р. Каму в Пермской области (1-я очередь)

Планируемая протяженность платного участка -15,2 км (1736 п. м) с расчетной интенсивностью движения автотранспорта 18 000 авт./сутки. Ориентировочная стоимость завершения строительства составит $113,2 млн.

Приложение "Форум" к газете Ведомости, апрель 2004