Дорожные инвестиции - 100% прибыли

21.05.2004

Владимир Ногай
Заместитель генерального директора ГП "РОСДОРНИИ"

Экономический эффект

В период активного реформирования экономики и социальной сферы России необходимо изменение характера развития сети автомобильных дорог. Требуется обеспечить согласование темпов развития сети с темпами роста автомобилизации населения и бизнеса.

Реализация данной задачи предусмотрена в "Транспортной стратегии России", одобренной Государственным советом Российской Федерации. Также выполнение этих условий предусматривается в "Национальной программе модернизации и развития автомобильных дорог в Российской Федерации до 2025 года".

Достижение поставленных в Национальной программе целей и задач потребует совершенствования системы финансирования дорожного хозяйства. Среди мер, направленных на увеличение объемов финансирования дорожного хозяйства и поиск дополнительных источников финансирования, на мой взгляд, должно быть мероприятие, обеспечивающее рациональное использование финансовых ресурсов, предназначенных для инвестирования развития сети автомобильных дорог. Имеется в виду, что при формировании перечня дорожных объектов, подлежащих строительству и реконструкции на среднесрочную и долгосрочную перспективу, необходимо руководствоваться оценками, характеризующими влияние конкретного построенного дорожного объекта на изменение экономической ситуации в районе прохождения трассы.

Только показатели экономической эффективности должны быть основными критериями, руководствуясь которыми можно и нужно решать вопросы включения дорожного объекта в план финансирования строительства и реконструкции.

Комплексный подход

Об этом также свидетельствует и мировой опыт. Во многих странах от затратного метода планирования и исполнения бюджета переходят к бюджетированию по результатам. То есть не только рассматривается вопрос целевого использования государственных средств, но и оценивается эффективность государственных расходов. Кроме того, привлекательность дорожных объектов для потенциального инвестора определяется только бизнес-планом, основным показателем которого является экономический эффект осуществления программы.

В настоящее время экономическая оценка инвестиций в дорожные объекты главным образом определяется на основе снижения стоимости перевозок грузов и пассажиров, а также изменения налоговых сборов и пошлин. Обоснование адресных инвестиций путем учета только указанных факторов не позволяет полностью учесть изменения, происходящие в различных отраслях экономики. Известно, что внеотраслевой эффект от дорожных инвестиций, как правило, значительно превышает отраслевой (транспортный).

Таким образом, актуальным является выбор вариантов перечня автомобильных дорог, подлежащих строительству и реконструкции, на основе оценок общественной эффективности, включающей в себя транспортный и внетранспортный эффекты.

Расчет эффективности

На основе положений "Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов", разработанных группой ученых во главе с профессором Института экономики Вениамином Лившицем, нами определены показатели чистого дисконтированного дохода (ЧДД) и индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДДИ) на более чем 900 дорожных объектах, подлежащих строительству и реконструкции в Российской Федерации на период до 2025 г. При этом размер общественного эффекта определен как прирост валового регионального продукта за счет увеличения мобильности товаров и подвижности населения в результате строительства рассматриваемых участков дорог. Необходимо отметить, что в ГП "РосдорНИИ" разработан программный комплекс "МОДОС", с использованием которого определяется динамика изменения функционирования региональной экономики как системы производства валового регионального продукта в результате улучшения условий реализации транспортных связей.

Результаты расчетов оценки эффективности с использованием указанного программного продукта позволили сформировать ранжированный ряд объектов по показателю эффективности - индексу доходности (ИДДИ), определяемому как отношение эффекта к затратам.

Ранжированный ряд по показателю эффективности может быть использован при формировании годовых программ работ по развитию сети, определении очередности реализации объектов и корректировке перечня в сторону увеличения или уменьшения при необходимости учета изменений по ограничениям финансовых ресурсов.

Анализ полученных результатов свидетельствует, что в целом сеть автомобильных дорог России не адекватна потребностям экономики, а развитие отдельных регионов сдерживается отсутствием возможности реализации существующих и генерации новых транспортных связей. Из результатов по регионам видно, что особенно остро несоответствие существующей сети автомобильных дорог потребностям экономики имеет место в Центральном, Южном и Уральском федеральных округах.

В этих округах от 40% до 50% объектов, включенных в перечень, являются суперэффективными, и реализация этих проектов сейчас насущно необходима.

В других округах это несоответствие носит более локальный характер. К таким регионам относится Северо-Западный округ. Можно с уверенностью отметить, что развивающаяся экономика Санкт-Петербурга и примыкающей к нему зоны сдерживается низкими темпами развития сети автомобильных дорог.

Характерным для всей совокупности объектов является наличие значительного числа объектов с показателями эффективности, отвечающими условиям коммерческого капитала, что создает предпосылки для привлечения частных инвестиций и притока денежных средств из-за рубежа.

Экономическая оценка эффективности программы работ по рассмотренному перечню составляет более 2 руб. на 1 руб. затрат, что свидетельствует о несомненной целесообразности инвестирования средств в развитие сети автомобильных дорог и наличии предпосылок к началу широкомасштабной программы работ по привлечению коммерческого капитала.

Таким образом, автомобильные дороги являются среди инвестиционных отраслей наиболее высокоэффективными. Было бы весьма полезным привлечь внимание руководителей Минфина и Минэко-номразвития России к высоким инвестиционным показателям развития автомобильных дорог, что, возможно, позволит ускорить решение проблемы ликвидации российского бездорожья.

Приложение "Форум" к газете Ведомости, апрель 2004