Цена конфликта. Акции "ВымпелКома" недооценены по отношению к МТС

Опубликованные вчера финансовые итоги сотового оператора МТС за I квартал показали, что компания зарабатывает в два раза больше, чем его основной конкурент - "ВымпелКом". При этом МТС стоит в 2,35 раза дороже конкурента. Аналитики объясняют относительную недооцененность "ВымпелКома" конфликтом с регулятором и проблемами с номерной емкостью.

МТС в I квартале 2004 г. выросла до $808,7 млн -на 4,8% по сравнению с IV кварталом 2003 г. и на 81 % по сравнению с / кварталом 2003 г. Показатель EBITDA увеличился до $400,6 млн, на 10% и 96% соответственно, а чистая прибыль -до $152,7 млн, на 36,1% и 159,1%. Норма прибыльности по показателю EBITDA в I квартале выросла с 51,9% до 54,5%- Среднемесячный счет абонента (ARPU) уменьшился за I квартал с $16$ до $14,7 в России и с $15,4 до $14 на Украине. Абонентская база МТС на конец мая 2004 г. превысила 22,2 млн человек (из них в России 17,2 млн).

Сопоставление основных показателей МТС с опубликованными две недели назад данными "ВымпелКома" показывает, что результаты компаний отличаются ровно в два раза. К примеру, EBITDA "ВымпелКома" составляет $202 млн, а МТС - $401. При этом капитализация "Вымпел-Кома" отстает от МТС - $4,82 млрд против $14,35 млрд. Сравнительную дешевизну "ВымпелКома" аналитики объясняют его проблемами с регулирующими органами.

"Недооцененность "Вымпел-Кома" можно объяснить конфликтом с Минсвязи, а также отчасти проблемами с номерной емкостью", - полагает управляющий директор инвестиционного блока Внешторгбанка Юлий Матевосов. С ним согласна аналитик "Ренессанс Капитал" Ольга Жилинская, отмечающая, что за счет политических рисков ценовой разрыв между акциями МТС и "ВымпелКома" в последние месяцы усилился. Директор "ВымпелКома" по связям с общественностью Михаил Умаров согласен, что регуляторные вопросы могли отчасти сказаться на стоимости акций компании. Также он объясняет разницу в цене премией за лидерство.

Главной тенденцией прошлого квартала как для МТС, так и для "ВымпелКома" стал рост рентабельности при снижении ARPU. Первый показатель растет из-за снижения расходов на рекламу и за счет эффекта масштаба, когда издержки распространяются на все большее количество регионов и абонентов. Второй же падает, потому что в I квартале народ традиционно меньше разговаривает и мало роумеров - не сезон.

У МТС показатели рентабельности и чистой прибыли оказались чуть лучше скорректированных ожиданий аналитиков. Особенно сильно аналитики просчитались с чистой прибылью: их средние ожидания, рассчитанные Reuters, - на 4,6% ниже. "Это лишний раз показывает, как быстро растет сеть", - отмечает аналитик "Тройки Диалог" Евгений Голосной.

"Похоже, компания показала рекордный рост чистой прибыли и на это повлияло несколько факторов: снижение доли миноритариев, хорошие доходы от неконсолидированных "дочек" и курсовые разницы", - констатирует аналитик ИК "НИКойл" Владимир Богданов. В МТС подтвердили, что получили около $10 млн от дочерних компаний - в основном это "Примтелефон" на Дальнем Востоке и "Мобильные ТелеСистемы - Беларусь", результаты которых не консолидируются в отчетности МТС.

В целом аналитики довольны динамикой развития сотовой связи. "МТС и "ВымпелКом" показывают результаты лучше, чем они ожидаются рынком, а значит, история роста мобильных операторов еще не закончена", - говорит аналитик Brunswick UBS Владимир Постоловский. По итогам I квартала аналитики собираются корректировать свои финансовые прогнозы на 2004 г. в сторону повышения. Они полагают, что рентабельность операторов по EBITDA продолжит расти, несмотря на то что у МТС она очень высокая. "Скорее всего, будет еще рост, так как во II и III кварталах абоненты ведут себя более активно", - предположил Богданов.

Светлана Витковская
Ведомости, №103 (1443) 17 июня 2004 г.