02.09.2004
Комитет по оценочной деятельности Торгово-промышленной палаты РФ
Фонд системного анализа и социально-экономического проектирования
25 ноября 2003 года
Участники научно-практической конференции "Проблемы определения таможенной стоимости товаров в Российской Федерации" заслушав и обсудив доклады и сообщения представителей органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, ведущих ученых в области ценообразования и таможенного оформления, представителей российских предприятий-экспортеров, членов общественных организаций, а также разработанный Фондом системного анализа и социально-экономического проектирования проект соответствующих поправок в Федеральный закон "О таможенном тарифе" выразили озабоченность тем, что некоторые вопросы в этой сфере не в полной мере законодательно урегулированы.
Оценка товаров, перемещаемых через таможенную границу, с целью определения размера взимаемых таможенных платежей представляет собой одну из самых сложных и ответственных процедур в таможенной практике. От правильного определения таможенной стоимости зависит размер взимаемых платежей, а это напрямую отражается на поступлениях в государственный бюджет. Зачастую таможенные органы сталкиваются с проблемами информационной обеспеченности об уровне цен мирового рынка на конкретные товары и что особенно важно - о движении этих цен.
Расчеты таможенной стоимости могут проводиться только специально подготовленными независимыми специалистами. Эти расчеты носят во многом оценочный характер. В том случае, если они проводятся не на основе специальных знаний, это может привести к злоупотреблениям и к неквалифицированным, малопрофессиональным решениям в области определения таможенной стоимости таможенными органами.
Следует также учитывать, что в других сферах экономики подобные экспертизы стоимости объектов оценки проводятся только с участием оценщиков. Нужно также иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" любой вид оценки стоимости объектов оценки могут выполнять только лицензированные оценщики.
В этой связи участники научно-практической конференции считают необходимым обратиться к Президенту Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, депутату Государственной Думы ФС РФ Е.М.Примакову с просьбой поддержать обсужденную на конференции законодательную инициативу и совместно с другими депутатами внести в установленном порядке в Государственную Думу ФС РФ третьего созыва проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О таможенном тарифе" (прилагается), разработанный Фондом системного анализа и социально-экономического проектирования.
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О таможенном тарифе"
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. № 5003-I следующие изменения и дополнения.
1. Пункт 2 статьи 16 Федерального закона "О таможенном тарифе" изложить в следующей редакции:
"При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, определение таможенной стоимости товара осуществляется таможенным органом на основании заключения независимого оценщика. Таможенная стоимость устанавливается на основе методов определения таможенной стоимости, установленных настоящим Законом. К деятельности оценщика по определению таможенной стоимости Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" применяется в части, не противоречащей положениям настоящего Закона.
В случае, если таможенная стоимость товара не превышает 500 тысяч рублей, таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара".
2. Изложить пункт 3 статьи 16 Федерального закона "О таможенном тарифе" в следующей редакции:
"Таможенный орган Российской Федерации обязан в течение семи дней предоставить декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не может быть принята таможенным органом в качестве базы для начисления пошлины".
3. Абзац первый пункта 2 статьи 15 дополнить словами:
"путем предоставления дополнительных документов, заключения независимого оценщика".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О таможенном тарифе"
В настоящий момент оценочная экспертиза для определения таможенной стоимости перевозимых товаров декларантами и таможенными органами осуществляется без привлечения независимых экспертов. Это оправдано и правомерно в случае, когда декларант указывает таможенную стоимость товаров, предназначенных к перевозке. Но Федеральный закон "О таможенном тарифе" содержит также положения, в соответствии с которыми при сомнениях таможенного органа о реальной таможенной стоимости товаров, может самостоятельно принимать решение о несоответствии или соответствии такой стоимости реальной, а также самостоятельно определять таможенную стоимость. Вместе с тем, расчеты таможенной стоимости предполагают наличие специальных знаний, а также носят во многом оценочный характер, что может привести к злоупотреблениям и непрофессионализму в области определения таможенной стоимости таможенными органами.
Следует также учитывать, что во всех остальных сферах экономики подобные экспертизы проводятся только с участием независимых экспертов. Также в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" производить любой вид оценки могут только лицензированные оценщики.
Исходя из изложенного выше, представляется целесообразным внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О таможенном тарифе", в соответствии с которыми в случае возникновения споров с таможенными органами относительно таможенной стоимости товаров стало возможным привлечения независимых экспертов-оценщиков для объективного определения такой стоимости.