Деловая переписка и рабочие материалы органов законодательной и исполнительной власти города Москвы, посвященных проблеме аттестации и аккредитации оценщиков и некоторым другим вопросам оценочной деятельности

Первому заместителю Мэра
Москвы в Правительстве Москвы,
Руководителю Комплекса экономической
политики и развития города Москвы
Ю.В. Росляку

О регулировании оценочной
деятельности в городе Москве

Уважаемый Юрий Витальевич!

Оценка объектов собственности прочно вошла в российскую систему рыночных отношений. Независимая рыночная оценка активно применяется в процессе управления имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности города Москвы.

В настоящий момент для отбора оценщиков в целях оценки стоимости имущества, находящегося в собственности города Москвы, используются процедуры аккредитации и аттестации, которые регулируются следующими нормативными актами: распоряжение Мэра Москвы от 3 апреля 2000г. №352-РМ "Об аккредитации лицензированных оценщиков", распоряжение Первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 6 июня 2000г. №448-РЗП "О реализации положения об аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оценочную деятельность в городе Москве", распоряжение Первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 11 марта 1998г. №177-РЗП "О некоторых вопросах организации работы Московского совета по оценке и проведения официальной аттестации оценщиков", распоряжение Мэра Москвы от 15 июля 1997г. №578-РМ "О совершенствовании систем официальной аттестации и аккредитации профессиональных оценщиков недвижимости".

Следует отметить, что существующая система аккредитации и аттестации оценщиков не соответствует федеральному законодательству и общим принципам регулирования предпринимательской деятельности по следующим причинам.

1. В соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оценочная деятельность подлежит лицензированию. В Законе, а также принятых в соответствии с ним нормативных актах, установлены четкие требования к лицензируемым оценочным компаниям и индивидуальным предпринимателям, в том числе и к уровню профессиональной подготовки и образования персонала. Понятия аттестации в Законе не предусмотрено. Таким образом, вопрос о составе действий по проверке образовательной подготовки оценщиков решен на федеральном уровне, и принятие в данной сфере нормативных актов субъекта Федерации, устанавливающих требования к образованию оценщиков невозможно.

Кроме того, уполномоченным органом в сфере оценочной деятельности было определено Минимущество России (ныне ФАУФИ РФ), за которым и закреплены полномочия по проверке профессиональной подготовки и образовательного уровня оценщиков. В этой связи наделять такими же полномочиями Аттестационную комиссию или Московский совет по оценке некорректно.

2. В соответствии с распоряжением Мэра Москвы "Об аккредитации лицензируемых оценщиков" обязательным условием для получения аккредитации является наличие членства в одной из зарегистрированных в Москве саморегулируемых организаций оценщиков, объединяющей не менее 10 лицензированных оценщиков и имеющей в отношении своих членов действующие системы контроля качества осуществления оценочной практики и /или оказания оценочных услуг.

Подобное положение существенно ущемляет права оценочных организаций, не состоящих в саморегулируемых организациях. В соответствии с Законом создание саморегулируемых организаций оценщиков не является обязательным, и многие успешные компании могут не являться членом ни одной оценочной организации. Таким образом, указанный критерий не может являться объективным показателем профессионализма оценочной компании.

В соответствии с Федеральным законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам государственной власти субъектов Российской Федерации, запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов,

3. В соответствии с Законом города Москвы "О городском государственном заказе" городской государственных заказ на поставку товаров, производство работ и оказание услуг осуществляется на открытом конкурсе. Таким образом, рассматриваемые нормативные акты в настоящее время противоречат указанному Закону города Москвы, так как не предполагают проведения конкурса для получения аккредитации.

4. Федеральная лицензия на оценочную деятельность в настоящий момент выдается на основании диплома о прохождении обучения по образовательной программе "Оценка стоимости предприятий (бизнеса)" (объем свыше 800 часов), а аттестация оценщиков при Правительстве Москвы производится по итогам тестирования, разработанного в рамках образовательной программы "Оценка стоимости недвижимости". Обучения и успешного прохождения итогового контроля знаний (в том числе и через процедуру тестирования) по образовательной программе "Оценка стоимости недвижимости" в соответствии с новыми правилами федерального лицензирования (с февраля 2002 года вступил в силу ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") недостаточно для получения лицензии на оценочную деятельность. Получается логическое и правовое несоответствие: требования по лицензированию к оценщикам многократно перекрывают требования к ним же по аттестации и аккредитации при Правительстве Москвы.

Существующая до настоящего времени система аттестации оценщиков, основанная на тестировании по вопросам оценки недвижимости, не учитывает тот факт, что город Москва является собственником большого количества нематериальных активов, долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, иного движимого имущества. Результатом этого явилось то, что многие известные оценочные компании, специализирующиеся на оценке отдельных видов имущества не видят целесообразности прохождения тестирования по несвойственной их работе тематике и отстраняются от участия в работе по квалифицированному определению стоимости объектов московской собственности.

5. Распоряжение "Об Аттестационной комиссии" издано во исполнение распоряжения Мэра Москвы от 29 июня 1998г. №644-РМ "О нормативных правовых актах по оценке недвижимости", которое признано утратившим силу в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 13 ноября 2002г. №648-РМ. Соответственно, распоряжение "Об Аттестационной комиссии" также должно быть признано утратившим силу.

6. 17 марта 2004года в Департаменте имущества города Москвы состоялся круглый стол по вопросу регулирования оценочной деятельности и координации структурных подразделений Правительства Москвы, обеспечивающих эффективное управление имуществом города Москвы. Среди участников мероприятия были депутаты Московской городской Думы, руководящие работники Департамента имущества города Москвы, представители большого количества общественных организаций оценщиков, научные работники, занимающиеся подготовкой оценщиков и совершенствованием методологической базы оценки. Участники круглого стола однозначно высказались за отмену существующей системы аттестации и аккредитации оценщиков, как устаревшей и не соответствующей современному уровню образования оценщиков. По результатам круглого стола было принято решение о размещении заказов на оценку объектов собственности города Москвы на условиях открытого конкурса.

В соответствии с изложенным выше, следующие нормативные акты города Москвы подлежат отмене в возможно сжатые сроки: распоряжение Мэра Москвы от 3 апреля 2000 г. № 352-РМ "Об аккредитации лицензированных оценщиков", распоряжение Первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 6 июня 2000г. №448-РЗП "О реализации положения об аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оценочную деятельность в городе Москве", распоряжение Первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 11 марта 1998г. №177-РЗП "О некоторых вопросах организации работы Московского совета по оценке и проведения официальной аттестации оценщиков", распоряжение Мэра Москвы от 15 июля 1997г. №578-РМ "О совершенствовании систем официальной аттестации и аккредитации профессиональных оценщиков недвижимости".

Процедура отбора оценщиков для оценки стоимости имущества, находящегося в собственности города Москвы, должна осуществляться на условиях открытого конкурса, что соответствует существующей на федеральном уровне практике.

Председатель Комиссии,
координатор направления
"Оценочная деятельность"
С.В. Орлов


ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МЭРА МОСКВЫ
В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ

20.08.2004 №4-30-12745/4
на №44-05-46/4 от 21.07.2004

Председателю по
городскому Московской Думы
С.В.Орлову

Комиссии хозяйству городской

О регулировании оценочной деятельности

Уважаемый Степан Владимирович!

Ваше обращение по вопросу регулирования оценочной деятельности в городе Москве рассмотрено.

Предложения и замечания, касающиеся существующей в настоящее время системы аттестации и аккредитации оценщиков, приняты.

С целью совершенствования системы регулирования оценочной деятельности и отбора оценщиков для проведения оценок имущества в сделках с участием г. Москвы Департаментом имущества города Москвы проведен круглый стол и создана рабочая группа, в состав которой вошли представители Московской городской Думы, Управления координации деятельности Комплекса экономической политики и развития города Москвы, саморегулируемых организаций, оценочных фирм, учреждений образования, структурных подразделений Департамента.

В настоящее время подготовлены проекты распорядительных актов Правительства Москвы и Департамента имущества города Москвы о реформировании системы оценок стоимости имущества в сделках с участием Москвы, в том числе по оценке для расчета арендной платы.

После их принятия и создания новой системы соответствующие нормативные акты, указанные в Вашем обращении, будут отменены.

Ю.В. Росляк


.