Full-time MBA теряет популярность

29.09.2004

Молодая американка Со Юнь Мэрин три года собиралась пройти полный курс МВА, но решила сесть за парту только в этом году. Она, однако, стала совмещать работу в British Telecommunications с учебой в Smith School of Business при University of Maryland.

Девушка решила отказаться от формы обучения full-time по одной простой причине. Ее напугали "ужасные истории" о том, как выпускникам программ МВА приходится искать работу по окончании учебы; да и за обучение нужно платить, а зарплата теряется. "Я совершенно не хотела оказаться в такой ситуации, - говорит она. - Я предпочла убить сразу двух зайцев: сохранить стабильную работу и получить хорошее МВА-образование".

Сегодня многие разделяют опасения Мэрин и либо откладывают учебу до лучших времен, либо идут учиться на условиях part-time. В результате в лучших бизнес-школах количество абитуриентов, желающих получить образование с отрывом от работы, уменьшилось в этом году на 20-35%, а число слушателей part-time осталось на прежнем уровне, а кое-где и выросло. Увеличилось и количество поступающих на курсы для руководящего состава (Executive МВА, ЕМВА).

Опрос, проведенный в этом году всемирной организацией бизнес-школ Graduate Management Admission Council (GMAC), показал, что по сравнению с прошлым годом 78% школ недосчитались в этом году абитуриентов двухгодичной программы full-time и только 48% школ жаловались на то, что стало меньше желающих учиться по системе part-time; 26% заявили, что сократилось число поступавших на курсы ЕМВА. Увеличение числа абитуриентов part-time отметили 27% школ, абитуриентов full-time - 16%, а заявок от топ-менеджеров поступило на 53% больше, чем год назад.

Деканы многих бизнес-школ задаются вопросом, становится ли падение интереса к программам full-time устойчивой тенденцией. С одной стороны, многие связывают происходящее с улучшением экономической ситуации. Работодатели все чаще предлагают сотрудникам продвижение по службе и более высокие зарплаты, чтобы те не уходили с работы, полностью посвящая себя учебе. С другой стороны, стоимость обучения в ведущих бизнес-школах растет в среднем на 5-8% в год, а найти работу сегодня непросто, поскольку ситуация на рынке труда в США и Европе остается сложной. "Некоторые люди тратят $60 000 на обучение. Окончив школу, они не находят столь же хорошей работы, как раньше", - говорит Роберт Доулан, декан Ross School of Business при University of Michigan. Так что многие не хотят бросать работу и влезать в долги, и поступают на курсы, part-time или учатся по программе ЕМВА

Full-time чаще выбирают те, кто решил поменять сферу деятельности: во время обучения можно устроиться на практику или получить предложение о новой работе. Большинство деканов бизнес-школ считают, что еще рано говорить о том, что форма обучения full-time утратила былую популярность. Альберт Ниеми, декан Сох School of Business при Southern Methodist University в Далласе (штат Техас), признает, что в ближайшем будущем ожидается рост числа абитуриентов программ part-time и ЕМВА. По его словам, вырастет и количество программ, разработанных на заказ для отдельных компаний. Вместе с тем он понимает, что студенты курсов part-time меньше времени проводят в стенах школы. Декан пытается создать им те же условия, в которых учатся их товарищи с курсов full-time. "Мы создаем учебные группы, чтобы студенты подружились друг с другом, предоставляем им возможность учиться за рубежом во время отпуска", - говорит он.

Примеру Southern Methodist University следуют сегодня многие бизнес-школы. Они ищут новые формы обучения МВА. Например, Kelley School of Business при Indiana University открыла курсы, где смешаны очная и заочная формы обучения. Очный курс рассчитан на восемь месяцев, в течение которых учащиеся живут в студенческом городке, далее следует практика, а за ней - заочные курсы в режиме он-лайн, которые можно совмещать с работой. Одни студенты остаютсяработать в компании, где проходили практику, другие возвращаются к бывшему работодателю. "Мы считаем, что будущее МВА за программами смешанного типа, - утверждает Дэниел Смит, временный декан Kelley School. - Многие компании хотят, чтобы их талантливые работники получали степень МВА, но не готовы отпустить их на два года". Он приводит в пример Philip Morris (подразделение Altria Group), которая оплачивает талантливым сотрудникам обучение по комбинированной программе.

Рональд Олсоп
Ведомости, 27 сентября 2004 г.