К вопросу о порядке экспертизы оценочных отчетов

25 января 2005 года в Минэкономразвития России под председательством директора Департамента корпоративного управления А.В. Поповой состоялось совещание по вопросу урегулирования порядка экспертизы отчетов об оценке собственности, в том числе в рамках реализации функции финансово-контрольного органа.

В совещании приняли участие представители Федеральной службы по управлению федеральным имуществом, а также представители профессионального сообщества и научных кругов.

В соответствии с действующими стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности, экспертиза отчета должна включать в себя:

- оценку соблюдения требований законодательства РФ об оценочной деятельности;

- оценку выполнения требований договора об оценке;

- анализ достаточности и достоверности используемой информации;

- анализ обоснованности сделанных оценщиком допущений;

- экспертизу использования или отказа от использования подходов к оценке.

При выполнении первых двух пунктов устанавливается наличие всех обязательных данных, указанных в нормативных документах, а также наличие обязательных элементов отчета по оценке в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» и Стандартами оценки. Реализация остальных пунктов представляется существенно более сложной, в связи с отсутствием в действующем законодательстве критериев достаточности и достоверности используемой оценщиком информации, обоснованности допущений и выбора подхода к оценке.

Для устранения проблем в области экспертизы отчетов об оценке участниками заседания были высказаны мнения о целесообразности:

1. определения порядка проведения экспертизы, в том числе в рамках реализации функций финансово-контрольного органа, включая разработку регламентов организации и проведения экспертизы отчетов, разработку формы экспертного заключения, урегулирование вопросов апелляций по итогам экспертизы;

2. определения органов/организаций, которые могут проводить экспертизу отчетов, разработки требований к экспертам;

3. формализации требований к отчетам (с учетом наиболее типичных ошибок) и составления перечня критериев, по которым проводится экспертиза отчетов;

5. подготовки предложений по экспертизе отчетов с использованием новых методов оценки;

6. совершенствования национальной системы стандартов оценки и иных нормативных документов методологического характера;

7. совершенствования информационного обеспечения оценочной деятельности, в т.ч. формирования единого каталога информационных ресурсов для использования оценщиками.

С учетом этих вопросов в ближайшее время Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации планирует подготовить проект положения о проведении экспертизы отчетов об оценке.

МЭРТ