Комментарий юриста об оценке стоимости наследуемого имущества для исчисления размера государственной пошлины в соответствии с п.п. 4-10 ст. 333.25 Федерального закона от 02.11.2004 г. № 127-ФЗ

28.03.2005

"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"

В связи с многочисленными обращениями оценщиков по поводу отказа нотариусов в приеме документов об оценке транспортных средств, недвижимого имущества, земельных участков, составленных оценщиками - индивидуальными предпринимателями, представляемых для совершения нотариальных действий, сообщаю следующее:

Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Нотариальные палаты не вправе вмешиваться в нотариальную деятельность и давать нотариусам какие-либо указания. Нотариусы вправе самостоятельно решать принимать, либо не принимать отчеты об оценке объекта оценки от индивидуальных предпринимателей, так как прямого запрета в законе не предусмотрено. Например, нотариусы города Москвы в данной ситуации проблемы не видят и принимают отчеты, поскольку индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление оценочной деятельности не лишен возможности осуществлять эту деятельность.

Дополнительно сообщаю следующее:

Постановлением Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 10.12.2004 г. № 05-14/15-1, утверждены Рекомендации по применению Федерального закона от 2.11.2004 г. № 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

При совершении нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, оценка предмета договора и наследственного имущества осуществляется с учетом документа об оценке имущества (имущественных прав), выданного названными в Налоговом кодексе РФ лицами, органами (организациями).

При совершении нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, оценка предмета договора производится по цене, установленной соглашением сторон.

Обоснование: части 2 и 3 ст. 22 Основ, п. 1 ст. 424 ГК РФ. подпункты 5-10, 12 п. 1 ст. 333.25 НК РФ.

Оценка имущественных прав осуществляется применительно к правилу, изложенному в подпункте 12 п. 1 ст. 333.25 НК РФ, исходя из стоимости имущества, на которое переходят имущественные права, поскольку нотариальный тариф не является налогом или сбором и в данном случае допускается применение по аналогии права, регулирующего сходные отношения. Обоснование: ст. ст. 8. 13-15 НК РФ, ст. 6 ГК РФ.

Оценка имущества (имущественных прав) осуществляется по рыночной стоимости, так как в главе 25.3 НК РФ, содержащей требование обязательного проведения оценки имущества (имущественных прав), не определен конкретный вид стоимости объекта оценки. Обоснование: ст. 7 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", п. п. I, 13 ст. 40 Н К РФ, часть 2 ст. 1115. абзац 3 п. 1 ст. 1172 ГК РФ.

Лицам, обращающимся за совершением нотариальных действий, следовало бы разъяснять о представлении документов, подтверждающих рыночную стоимость. При этом следует иметь в виду, что судебно-экспертные учреждения и организации по учету объектов недвижимого имущества вправе осуществлять оценку имущества (имущественных прав) по рыночной стоимости. Органы по ведению кадастра объектов недвижимости не уполномочены на проведение рыночной стоимости земельных участков. Оценка земельных участков указанными органами осуществляется по кадастровой стоимости, которая равна рыночной только при оценке земельных участков первой группы, земель промышленности и иного специального назначения; по остальным видам использования земель кадастровая оценка может либо равняться, либо отличаться от рыночной. Обоснование: ст. 37 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации": п. 1.3 раздела 1 Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 19.10.2004 г. № 281; п. 5.4. раздела 5 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 37; раздел 2 Методики, утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 г. № П/49; п. 5.4.1 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 г. № 418; Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316.

Руководитель юридического отдела РОО
О.В.Дундева