Интервью руководителя Росземкадастра госп. Сая С.И. для "эж-ЮРИСТ" с комментарием VALNET.RU

Комментарий ValNet.ru

Министерству имущественных отношений России от бывшего Госкомзема России досталось тяжелое наследство. Бесспорно, «жемчужиной этого «богатого наследства» является разработанный в 1994-1995 годах и не принятый до сих пор проект Земельного кодекса. Второй наследник Госкомзема России - Федеральная служба земельного кадастра России, отказавшись от амбициозной доли наследства в виде земельной политики, добровольно хочет принять на себя менее заметные, но более приятные обязанности по регистрации, учету и оценке земельных участков, как минимум, для кадастровых целей. Правда, на выполнение этих и смежных функций, по крайней мере, на их наиболее интересную часть претендентов хватает как на федеральном, так и на региональном уровнях. И оппоненты, прямо скажем, не из легких - один Минюст России чего стоит, не говоря уже о возможностях субъектов Федерации и городских администраций. А многочисленные заявления ответственных сотрудников Росземкадастра о том, что к оценке земли для кадастровых целей никакого отношения не имеют ни базовый Федеральный закон от 28.07.1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ни стандарты оценки и т.д. вряд ли будут приняты безоговорочно к сведению Минимуществом России как уполномоченным органом по оценочной деятельности и, тем более, сообществом независимых оценщиков. Что же касается правоприемства Минимущества России в части земельной реформы, то здесь можно только посочувствовать. Посмотрим удастся ли этому ведомству повторить подвиг Геракла по расчистке «Авгиевых конюшен», или укатают «Сивку» крутые горки. В связи с этим размещаем на нашем сайте небезынтересное интервью по данной теме руководителя Федеральной службы земельного кадастра России господина Сая С.И., данное им газете "эж-ЮРИСТ" и размещенное в № 47 за ноябрь 2000 г.

Интервью руководителя Росземкадастра госп. Сая С.И. для "эж-ЮРИСТ"

Каковы перспективы принятия Земельного кодекса и введения в действие гл. 17 ГК РФ на ближайший период? Является ли данная проблема исключительно политической или же существующие проекты Земельного кодекса недостаточно совершенны с юридической точки зрения?

Прежде всего этот вопрос не совсем по адресу. За проведение земельно-имущественной политики в настоящее время отвечает Министерство имущественных отношений. Что касается перспективы принятия ЗК, то, по моему личному мнению, за истекший период тот ЗК, который был разработан в 1994-1995 годах, морально устарел и требует серьезной доработки.

Сейчас встает вопрос стратегии, которую выберет государство, Президент, Правительство РФ. Необходимо совместно начать готовить большой пакет дополнений и изменений к Земельному кодексу, который находится в третьем чтении. Это один вариант, он осуществим в течение месяца-полутора. Если же мы считаем, что проект ЗК несостоятелен, а есть все основания так думать, поскольку в нем есть еще масса внутренних противоречий, то тогда требуется более серьезная проработка новой редакции. Конечно, государству необходим Земельный кодекс, однако все дело в цене решения этого вопроса.

Известно, что пока федеральное законодательство «обходит стороной» регулирование земельных отношений, этот вопрос активно решается на региональном уровне. В отдельных субъектах даже фактически вводят право собственности на землю (например в г. Москве). Каково ваше мнение по этому вопросу?

Я думаю, что это нормально. Есть два варианта: сделать ЗК «рамочным» или сделать закон прямого действия. На Украине сейчас пытаются принять закон прямого действия, то есть закон, который будет всеобъемлющим. В него войдет около 350 статей.

Однако Украина - это страна с маленькой и достаточно однородной территорией, в то время как в России сложилась достаточно сложная ситуация и с точки зрения территории, и в смысле традиций, менталитета, специфики земель. Поэтому, может быть, достаточно было бы рамочного варианта. В данном случае этот вопрос скорее политический.

Каким образом взаимодействует Федеральная служба земельного кадастра с другими органами по учету и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним?

Хотелось бы обратить внимание на то, что учет объектов и регистрация права - это взаимоувязанные процессы. Совершенно очевидно, что границы объектов не существуют без границ права, потому что если нет права, то граница юридического значения не имеет.

Закон о регистрации и Закон о государственном земельном кадастре, который был подписан Президентом РФ 02 января и вступил в силу 10 июля этого года, сконструированы совершенно однотипно. Они взаимоувязаны и должны обеспечивать гарантии прав собственности. Кадастровый учет играет здесь далеко не последнюю роль, так как чаще всего возникают споры не о наличии права на объект, а о границах объекта этого права.

Другой вопрос, что по логике вещей сначала должен был появиться Закон о кадастре, а затем Закон о регистрации. В каком-нибудь европейском государстве, где учет объектов права давно завершен, работа регистратора достаточно проста. В нашей же ситуации каждый объект требует предварительного учета. Поэтому у нас существует огромное поле для работы органов по учету земельных участков и другого недвижимого имущества и по регистрации прав на них.


.