Обзор материалов о позиции ФКЦБ России c комментарием ValNet.ru

В последнее время заметно повысился интерес аналитиков и участников фондового рынка к позиции ФКЦБ России по вопросам корпоративного управления, повышения инвестиционной привлекательности и капитализации российских компаний; по приватизации, банкротству и реструктуризации предприятий через механизм эмиссии, рыночного оборота и независимой оценки ценных бумаг. После того, как в феврале 2000 года в ФКЦБ России пришло новое руководство, это ведомство, растерявшее к тому моменту свой престиж, стало одним из центров разработки стратегии экономической реформы. Инициированная Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг подготовка Кодекса корпоративного управления (или как, обычно, говорит председатель Комиссии Игорь Костиков - корпоративного поведения) постоянно находится в поле зрения СМИ и фондового сообщества и поддерживается премьер-министром Правительства России М.М. Касьяновым.

В последнее время ФКЦБ России выступила с несколькими энергичными инициативами, добилась передачи к себе от Центробанка России права контроля за эмиссией ценных бумаг в банковском секторе, изменила для традиционно находящихся в ведении Минтруда России негосударственных пенсионных фондов порядок выбора ими депозитариев, предприняла активные действия по закреплению за собой функций уполномоченного органа по регулированию оценочной деятельности в РФ в части оценки ценных бумаг (фактически всего бизнеса, учитывая, что оценка только акций - это 60-80% доли рынка оценочного консалтинга). Заметно поднял свой личный рейтинг и сам И. Костиков, который 28 ноября 2000 года успешно сделал доклад концептуального характера на заседании Правительства России. В ходе дискуссии докладчику больше всех оппонировал «главный стратег» - Г. Греф, который и в содержании, и в самом факте такого обсуждения, возможно, усмотрел попытку поиска альтернативных вариантов экономической стратегии и идеологическое обоснование необходимости передачи от Минэкономразвития России в пользу ФКЦБ России и других структур некоторых важнейших практических функций, например, экспертного контроля за иностранными инвестициями, включая оценку их эффективности. По итогам заседания Правительство РФ поддержало инициативу ФКЦБ России по созданию Кодекса корпоративного управления (поведения) и определило план разработки и принятия этого документа.

Все это свидетельствует о том, что у Минимущества РФ как у уполномоченного органа по регулированию оценочной деятельности появился более чем серьезный конкурент в лице ФКЦБ России. Федеральная комиссия считает, что оценка стоимости ценных бумаг по своей сути является деятельностью в области фондового рынка, а при эмиссии ценных бумаг их оценку должны выполнять инвестиционные компании как профессиональные участники этого рынка. Отсюда, по логике ФКЦБ России, в ее компетенции находится и оценка стоимости ценных бумаг. Не исключено, что позиция ФКЦБ России - это не следствие обычного ведомственного торга при согласовании проектов принимаемых правительственных решений, а отражение серьезных интересов крупных игроков на рынке. Вполне возможно, что происходящие события - это проявление обострившейся борьбы ведомств экономического блока за передел государственных полномочий в пользу более сильных и имеющих лучший реформаторский потенциал. В любом случае ситуация намного глубже и сложнее, чем ее воспринимают в аппарате Минимущества РФ. Потребуется длительная и ювелирная работа, чтобы найти баланс интересов всех сторон. И результаты согласования позиций будут иметь принципиальное значение для статуса уполномоченного органа по регулированию оценочной деятельности в РФ. Проигрыш на федеральном уровне в борьбе за контроль над оценкой бизнеса будет означать для Минимущества России неизбежную перспективу превращения в номинальный уполномоченный орган с максимумом обязанностей и минимумом прав. Это предположение выглядит еще более реальным, если дополнительно учесть, что регулировать оценку недвижимости, как и в большинстве других стран, будут, скорее всего, региональные администрации (примером этому может служить деловая практика в г. Москве с лицензированием в городской лицензионной палате и аттестацией оценщиков недвижимости при Мэрии).

Учитывая изложенное, для информирования оценщиков был произведен отбор материалов о позиции ФКЦБ России по основным названным проблемам. В связи с этим выражаем благодарность пресс-службе ФКЦБ России за предоставленную информацию. Материалы о деятельности ФКЦБ России в анализируемой сфере с комментарием, читайте в разделе «Аналитика», учрежденного Международным оценочным консорциумом (МОК) портала по оценочному консалтингу - www.ValNet.ru.


Касьянов учит инвестиционной привлекательности (РосБизнесКонсалтинг, 28.11.2000)
Эмитентов заставят чтить кодекс (КоммерсантЪ, 29.11.2000)
Кодекс Костикова (Ведомости, 29.11.2000)
Управление под присягой (Известия, 29.11.2000)
Как сделать бумагу ценной (Время Новостей, 29.11.2000)
ФКЦБ заставит компании вести себя примерно (Сегодня, 29.11.2000)
Честные продаются дороже (Время МН, 29.11.2000)
Нужна прозрачность в работе (Российская газета, 29.11.2000)
Правительство научит акционеров правилам поведения (Новые Известия, 29.11.2000)
ФКЦБ предлагает запретить вхождение в органы управления акционерных обществ лиц, признанных по суду виновными... (АК&М, 28.11.2000)
Правительство РФ намерено предпринять меры по совершенствованию корпоративного управления акционерными предприятиями (ИТАР-ТАСС, 28.11.2000)
РФ надо усилить работу над инвестпривлекательностью предприятий (REUTERS NEWS, 28.11.2000)
ФКЦБ обещает через 18 мес. усовершенстовавать корпоративное управление (REUTERS NEWS, 28.11.2000)
Касьянов защищает права акционеров - правительство решило усовершенствовать корпоративное управление (Полит.ру, 28.11.2000)
ФКЦБ и Минэкономразвития должны помогать акционерным предприятиям в отношениях с акционерами ... (Прайм-ТАСС, 28.11.2000)
На заседании правительства РФ рассмотрен первый вопрос о мерах по совершенствованию корпоративного управления (Страна.RU, 28.11.2000)
ФКЦБ подготовит проект Кодекса корпоративного поведения к концу июня 2001 г - И. Костиков (Прайм-ТАСС, 28.11.2000)
Полный текст Кодекса корпоративного поведения должен быть подготовлен ФКЦБ к концу июня 2001 года, заявил И. Костиков (AK&M, 28.11.2000)
Ответ ФКЦБ на аналитическую записку о Международном оценочном консорциуме (№ ИК-1601 от 31.03.2000)
ФКЦБ хочет лицензировать оценочную деятельность (КомерсантЪ, 5.12.2000)
ФКЦБ считает целесообразным закрепить за комиссией функции лицензирования оценочной деятельности (AK&M, 04.12.2000)

 


 

РосБизнесКонсалтинг, 28.11.2000

Касьянов учит инвестиционной привлекательности

 

Инвестиционная привлекательность компаний зависит от уровня корпоративного управления, заявил премьер-министр РФ Михаил Касьянов, предваряя рассмотрение данного вопроса на заседании правительства.

Из-за того, что данная тема недооценивалась в предшествующие годы, отметил премьер, постоянно занижались потенциальными инвесторами котировки акций российских предприятий и компаний.

"Инвестиционная привлекательность зависит от уровня корпоративного управления, прозрачности деятельности фирм, защиты интересов акционеров, оценка стоимости акций инвесторами осуществляется ими исходя из имиджа страны и рисков для акционеров", - добавил глава правительства. Именно поэтому, по его словам, уровень капитализации российских компаний в десятки раз ниже, чем мог бы быть, эта заниженная оценка касается и их котировок на рынках.

Методологическая помощь по данному направлению практически не велась, но теперь МЭРТ и ФКЦБ РФ должны активизировать ее, чтобы "эмитируемые акции на самом деле представляли из себя ценные бумаги, а активы оценивались по настоящему, тем более, что за ними стоят, в том числе, колоссальные ресурсы нефти и газа" - подчеркнул Михаил Касьянов.


КоммерсантЪ, 29.11.2000

Эмитентов заставят чтить кодекс

 

Вчера на заседании правительства премьер Михаил Касьянов одобрил основные положения разрабатываемого ФКЦБ Кодекса корпоративного управления. В частности, принцип, согласно которому акции предприятий, не желающих следить за своим моральным обликом в глазах инвесторов, попросту не будут допущены к биржевым торгам. А их менеджерам запретят впредь занимать руководящие посты.

Как сообщил вчера председатель ФКЦБ Игорь Костиков, основное внимание при разработке Кодекса корпоративного управления будет уделено регулированию годовых собраний акционеров и положениям о совете директоров акционерных обществ. По мнению комиссии, сложившаяся практика проведения собрания акционеров зачастую не позволяет владельцам акций эффективно участвовать в управлении АО. Иногда акционеров не уведомляют о сроках и месте проведения собраний, не информируют об истинном содержании финансово-хозяйственной деятельности эмитента, отсутствует и внятная процедура голосования по доверенности. Одновременно эмитенты уклоняются от распространения информации, не определяют свою дивидендную политику, "разводняют" капитал и практикуют заключение "инсайдерских" сделок.

Не лучше обстоят дела с исполнительными органами АО. Отсутствуют требования к компетентности членов совета директоров, их независимости и формам представительства мелких акционеров и внешних инвесторов. По мнению ФКЦБ, "в России отсутствуют ориентиры для определения пределов полномочий совета директоров, критериев разумности и добросовестности действий членов совета директоров".

Именно эти недостатки и должен устранить кодекс. Предполагается, что сначала он будет носить рекомендательный характер. Однако постепенно ряд положений станет обязательным к выполнению, а впоследствии и весь документ планируется сделать правоприменительным. В частности, соблюдение принципов корпоративного управления должно стать обязательным для всех эмитентов, чьи ценные бумаги обращаются на бирже. Одновременно эмитенты будут обязаны обнародовать свои "корпоративные календари" на год вперед. При этом контроль за соблюдением эмитентами правил корпоративного управления возьмут на себя сами организаторы торгов.

Кроме того, чтобы менеджеры не смогли пренебречь соблюдением кодекса, в законодательство будут внесены изменения. Во-первых, предполагается значительно увеличить штрафы за нарушения прав инвесторов. Во-вторых, будет упрощена процедура возбуждения исков против менеджеров, чьи действия нанесли ущерб акционерам. При этом менеджеры, признанные виновными, более не смогут занимать управляющие должности в российских компаниях.

Понятно, что подобные идеи ФКЦБ не могли не вызвать определенного противодействия со стороны эмитентов (достаточно вспомнить громкий конфликт комиссии с руководством РАО БЭС летом этого года, инициированный мелкими акционерами компании). Поэтому Игорю Костикову важно было заручиться поддержкой премьера еще на стадии разработки кодекса. Что он вчера и сделал. Согласно решению правительства, до 1 февраля следующего года все заинтересованные ведомства должны будут предоставить в ФКЦБ свои предложения по разработке кодекса. Они будут сведены воедино, и к марту будущего года план работы по внедрению документа будет представлен в правительство.

Cергей Тягай


Ведомости, 29.11.2000

Кодекс Костикова

 

Кодекс корпоративного управления, создание которого инициировано председателем ФКЦБ Игорем Костиковым, получил путевку в жизнь: вчера правительство России одобрило меры по совершенствованию корпоративного управления. Довольный Костиков пообещал, что концепция кодекса будет готова уже послезавтра, а сам кодекс появится к концу июня. Сначала он будет носить рекомендательный характер, но со временем станет обязательным. А тем компаниям, которые не будут его соблюдать, путь на биржи будет заказан.

Конфликты между менеджерами российских компаний и их акционерами стали притчей по языцех. Именно из-за отсутствия культуры корпоративного управления, по мнению ФКЦБ, инвесторы не спешат вкладывать деньги в российские предприятия, которые недополучают в итоге десятки миллиардов долларов.

В работе над Кодексом корпоративного управления помимо ФКЦБ принимают участие крупнейшие эмитенты, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСГ) и российские министерства экономического блока. Проект частично финансируется ЕБРР. Для его принятия необходимо внести изменения в законодательство, в частности в законы о рынке ценных бумаг и об акционерные обществах.

К первоочередным задачам ФКЦБ относит наличие ясной оценки деятельности менеджмента компании. Для этого при совете директоров нужно избрать комитеты по внутреннему аудиту, по крупным сделкам, по отношениям с органами государственной власти, по персоналу и назначениям.

Особое внимание, по мнению ФКЦБ, необходимо уделять порядку раскрытия информации и контролю за инсайдерской информацией. А эмиссия ценных бумаг дочерних и зависимых обществ должна подвергаться особому контролю.

ФКЦБ предлагает сделать обязательным соблюдение эмитентом принципов корпоративного управления для включения его ценных бумаг в листинг любого организатора торгов, в том числе фондовых бирж.

Подобная практика давно введена на Западе, в частности на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), условия листинга которой включают и требования, связанные с корпоративным управлением, которые обязательны для всех компаний. котирующих обыкновенные акции на бирже. Эти требования не касаются иностранных компаний при наличии подтверждения, сделанного на основе независимой оценки, что стандарты корпоративного управления в компании соответствуют законам страны, где она зарегистрирована, и правилам обращений акций на рынке.

Впрочем, это требование давно существует и на российских биржах. Так, в пресс-службе РТС "Ведомостям" сообщили, что в котировальный список могут быть включены акции компаний, которые соблюдают права акционеров и требования регулирующих органов. Более того, за "плохое повеление" по отношению к инвесторам котировальный комитет РTC может приостановить торги акциями нарушителя или вообще исключить его из котировального листа. Это довелось испытать на себе "ЮКОСу". Почти год - с июня 1999 г по май 2000 г. - торги акциями его "дочек" в РТС были приостановлены.

Николай Мазурин
Борис Сафронов


Известия, 29.11.2000

Управление под присягой
Правительство заказало корпоративный кодекс

 

Вчера правительство дало зеленый свет разработке Кодекса корпоративного управления — документа, который будет определять взаимоотношения менеджмента компании и ее акционеров. В концептуальном виде кодекс будет готов к 1 декабря этого года, а в целом — к концу июня 2001 года.

Аналогичный документ был принят около полутора лет назад Организацией по экономическому сотрудничеству в Европе (ОЭСР). Суть этого документа в том, что если уж акционерное общество не может управляться референдумами акционеров, то есть смысл сформировать свод правил, регламентирующих права и обязанности менеджеров компаний.

По мнению главы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Игоря Костикова, отсутствие аналогичной культуры в России приводит в тому, что капитализация российских предприятий остается на крайне низком уровне. Суммарная оценка всего российского рынка корпоративных ценных бумаг немного выше $40 млрд., что в несколько раз меньше, чем капитализация лишь одной крупной американской корпорации.

Кодекс не будет иметь законодательной силы, однако Федеральная комиссия примет целый ряд мер для стимуляции эмитентов к выполнению изложенных в документе рекомендаций. Так, в частности, компании, нарушившие кодекс, не будут допускаться к торгам на организованном фондовом рынке.

Кроме того, ФКЦБ намерена стимулировать эмитентов к выполнению этого документа. Речь идет, в частности, о повышении штрафов за невыполнение федерального законодательства.

Соответственно к марту 2001 года Федеральная комиссия предполагает подготовить перечень конкретных нормативных актов по совершенствованию корпоративного управления. Речь прежде всего идет о внесении изменение в законы "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах" в части совершенствования механизма по регулированию годового собрания акционеров.

Детальная методика проведения собрания акционеров станет, судя по всему, одной из центральных частей отечественного

Кодекса корпоративного управления. В частности, предполагается введение стандартной формы годовой отчетности, в которой отдельный раздел будет отведен соблюдению изложенных в кодексе принципов. Кроме того, компаниям будет рекомендовано составлять и публиковать "корпоративный календарь", в котором должны отражаться важнейшие события, предстоящие корпорации на год вперед.

К разработке кодекса, помимо ФКЦБ, согласно принятому на заседании правительства решению будут привлечены Минэкономразвития, Минимушество, Минюст, Российский фонд федерального имущества, а также прочие федеральные органы исполнительной власти и организации с участием Банка России. Им поручено представить в правительство Российской Федерации материалы по данному вопросу в I квартале 2001 года.

Не останутся в стороне и участники рынка. К разработке документа будут привлечены крупнейшие российские компании. По словам Игоря Костикова, в настоящее время около 10 крупнейших компаний-эмитентов по и собственной инициативе работают над внутренними кодексами корпоративного управления.

Игорь Иванов


Время Новостей, 29.11.2000

Как сделать бумагу ценной
Правительство хочет упорядочить корпоративные отношения

 

Инвестиционная привлекательность России — тема, без которой нынче не обходится ни один зарубежный визит первых лиц страны, ни одна встреча с бизнесменами. И всякий раз потенциальные иностранные инвесторы в качестве одного из базовых условии для вложения десятков и сотен миллиардов долларов призывают российские власти повысить уровень корпоративного управления в России.

Вчера кабинет министров решал, каким образом можно направить процесс совершенствования корпоративных отношений в России в организованное русло. Ведь, по определению Михаила Касьянова, "привлекательность той или иной компании для инвестиций зависит от управления, прозрачности компании, от того, как защищаются права акционеров". Тут же были определены и главные помощники предприятий: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) и Минэкономразвития должны, уверен премьер, подсобить предприятиям, "чтобы выпускаемые акции действительно представляли собой ценные бумаги, и ресурсы, стоящие за ними, были бы достойно оценены".

Перечисление попыток менеджеров обойти доверчивого акционера (не последний среди которых — государство) заняло львиную долю констатирующей части обсуждения. Акционерам то не дают участвовать в управлении предприятием, то не пускают на собрания, то не дают поделить прибыли, то подсовывают не обеспеченные имуществом бумаги.

Согласившись с актуальностью вопроса, изложенного на заседании правительства главой ФКЦБ Игорем Костиковым, коллеги по правительству призвали его не ограничиваться вопросами фондового рынка и отношениями менеджмента и акционеров. "Участники дискуссии сошлись во мнении, что корпоративное управление, — пояснил в беседе с корреспондентом газеты "Время новостей" замминистра Минэкономразвития Андрей Шаронов, — включает и вопросы банкротства, финансовой отчетности предприятий, правоприменительной практики, особенно в случае проведения сделок с аффилированными компаниями".

Чтобы ограничить корпоративную вольницу строгими рамками, глава ФКЦБ Игорь Костиков предложил создать сводный документ — кодекс корпоративного поведения, обеспечивающий применение принципов управления, которые разработаны и совершенствовались в течение последних 15 лет в рамках Организации экономического сотрудничества и развития. Соблюдения этих принципов (баланса интересов, подконтрольности исполнительных органов акционерам, разграничение их компетенции и прозрачности принятия решений) добиться непросто и недешево. Сначала придется свести положения всех действующих законов и нормативных актов в методические указания, затем внести изменения в действующее законодательство и принять новые законы. А потом попробовать убелить предприятия в том, что все эти рекомендации имеет смысл выполнять. "Мы предполагаем, что вначале этот документ будет носить рекомендательный характер, а в дальнейшем, когда для его реализации будет создана необходимая нормативно-законодательная база, он станет обязательным", — заявил Игорь Костиков.

До возникновения подобного кодекса в России, по подсчетам специалистов ЕБРР, не менее 15 месяцев, и на часть работы банк даже согласился выделить кредит в полмиллиарда евро. Список первоочередных мер до 1 февраля должен подготовить ФКЦБ.

Николай Кузнецов
Алексей Иевлев


Сегодня, 29.11.2000

ФКЦБ заставит компании вести себя примерно
Кодекс корпоративного управления призван привлечь инвестиции в Россию

 

Идея кодекса корпоративного управления, разработкой которого с 2001 года займется Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), вчера обсуждалась на заседании правительства. По словам премьера Михаила Касьянова, эта тема незаслуженно игнорировалась в последнее время. Самого кодекса пока нет — поэтому вчера правительство лишь ознакомилось с его идеей. И предложения ФКЦБ нашли широкую поддержку среди членов правительства. Предполагается, что полный текст свода правил корпоративной этики комиссия подготовит к концу июня 2001 года, а до 1 февраля будет принимать предложения по его созданию. По инициативе главы банковского комитета Александра Шохина, название кодекса будет звучать как "Кодекс корпоративного поведения", а не "управления" как раньше. На таком названии настаивает и Европейский банк реконструкции и развития, который уже выделил на это 585,6 тыс. евро.

"Мы планируем, что к июню будут готовы главы, регулирующие проведение годовых собраний акционерных обществ и деятельность совета директоров", - отметил глава ФКЦБ Игорь Костиков. По его словам, вначале кодекс будет носить рекомендательный характер. Но впоследствии будут внесены изменения в законодательство и документ станет обязательным для всех. "Мы для себя ставим горизонт в 18 месяцев, но на практике подготовка может происходить быстрее", — сказал он.

Соблюдение кодекса, по мнению Костикова, должно стать обязательным требованием для компаний при включении их бумаг в листинг фондовых бирж. Это будет сделано для того, что предотвратить повторение ситуации, аналогичной той, когда в июне биржа РТС исключила акции НК "ЮКОС" из листинга за нарушения прав акционеров, а через несколько дней эти акции уже торговались в фондовой секции ММВБ. У ФКЦБ по отдельным статьям будущего кодекса есть сильный оппонент - крупные инвесткомпании, которых беспокоит идея ФКЦБ о формировании "рейтинга надежности" профессионалов рынка. Как заявил "Сегодня" главный аналитик управления активами ИК "Метрополь" Андрей Беспалов, "каждый участник рынка сейчас сам формирует "рейтинг надежности": с кем-то договоренности заключаются на словах, с кем-то обязателен письменный договор, с кем-то крупный оператор даже не будет пытаться заключать сделки. Поэтому ФКЦБ не должна жестко обязывать крупные компании торговать "со всеми": вопрос рисков каждый брокер должен решать индивидуально".

Виктория Абраменко
Елена Гостева


Время МН, 29.11.2000

Честные продаются дороже
У российских компаний появится кодекс чести

 

Государство, как крупный акционер, заинтересовано в скорейшем принятии кодекса корпоративного управления. Он нужен и иностранным инвесторам, и крупным российским корпорациям. Однако основной массе российских компаний этот документ может принести только лишние хлопоты.

Вчерашнее заседание правительство России начало именно с обсуждения необходимости такого кодекса. Премьер-министр Михаил Касьянов напомнил о депрессивном влиянии сложного инвестиционного климата на развитие отечественного бизнеса. "Оценка стоимости акций компаний производится в первую очередь на основе имиджа страны, рисков нарушения прав акционеров и инвесторов, и в связи с негативным имиджем России в этом отношении акции российских компаний оцениваются в десятки раз ниже, чем западных". Однако государство пока мало что сделало для решения данной проблемы.

"Говоря об инвестициях, нужно помнить, что инвестиционная привлекательность компаний зависит от уровня корпоративного управления, степени прозрачности и защиты прав акционеров", — отметил премьер.

После такого зачина радикальные предложения главы ФКЦБ Игоря Костикова уже не выглядели так жестко. В частности, он предложил наделить биржи функциями выявления "инсайдерских сделок" (сделок, совершенных с использованием служебной информации), случаев манипулирования ценами, а также оперативного раскрытия информации об эмитентах. ФКЦБ предлагает усилить административную ответственность за нарушение прав акционеров исполнительными органами акционерных обществ и увеличить штрафы за эти прегрешения.

По словам Костикова, к 1 февраля 2001 г. все ведомства должны представить в ФКЦБ свою точку зрения для формирования кодекса корпоративного управления. К июню 2001 г. этот документ как перечень нормативных и законодательных норм должен быть готов. В кодексе будут прописаны правила проведения годовых собраний акционеров и функции совета директоров как независимого органа. Кому все это выгодно? Прежде всего иностранным инвесторам. Известно, что идею внедрения корпоративного кодекса в России активно продвигает ОЭСР, а ЕБРР готов даже дать ФКЦБ более полумиллиона евро на эту работу.

К тому же корпоративный кодекс нужен крупнейшим российским компаниям, которые активно работают на мировых рынках капитала, однако из-за настороженного отношения иностранцев к России платят за это больше, чем могли бы. По имеющейся информации, уже 10 компаний готовы сотрудничать с ФКЦБ в этом направлении.

Однако менее крупные компании пока не выражают особых восторгов по поводу нового проекта. Уже сейчас очевидно, что выход на внутренние рынки капиталов для них затруднится. К тому же, по мнению председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Александра Шохина, вслед за принятием кодекса возникает проблема его соблюдения.

Антон Белов


Российская газета, 29.11.2000

Нужна прозрачность в работе

 

На состоявшемся вчера заседании Правительства обсуждались меры по совершенствованию корпоративного управления в российской экономике. К 1 июня 2001 года должен появиться специальный кодекс, регулирующий эту важнейшую рыночную проблему.

Корпоративное управление — это система взаимоотношений между акционерами и управляющими приватизированных предприятий. Сегодня, на девятом году экономических реформ, вопрос этот в России запутан донельзя. У нас существуют десятки тысяч акционерных обществ, которые на самом деле представляют из себя одну видимость. Акционеры практически не могут контролировать деятельность наемных управляющих, и те, по сути дела, разворовывают вверенные им предприятия. Активы наших акционерных компаний вовсю выводятся в дочерние структуры. Права небольших (так называемых миноритарных) акционеров практически ничем не защищены. У наших акционерных обществ по большей части отсутствует всякая гласность в работе менеджеров, нет внятной политики дивидендов. А нарушения прав акционеров на собраниях встречаются сплошь да рядом.

Все это приводит к тому, что рыночные механизмы в России бездействуют. Предприятия не могут привлекать инвестиции в свое развитие, размещая свои акции на бирже. Капитализация предприятий России (курс их акций) ужасающе низка: по данным Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, российская капитализация лишь немногим превышает 40 миллиардов долларов, что в 6—8 раз меньше капитализации одной только крупной американской корпорации вроде "Интел" или "Экссон". Даже нынешний рост российской экономики не приводит пока к повышению капитализации российских акций.

Что предполагается сделать? Председатель ФКЦБ Игорь Костиков сообщил о том, что его комиссия разработала основные принципы корпоративного управления, взяв за основу последний опыт стран с развитыми фондовыми рынками.

Целая гамма мер должна быть направлена на обеспечение прозрачности в работе акционерных обществ. ФКЦБ предполагает разработать минимальный набор внутренних документов акционерных обществ, в который войдут правила раскрытия информации, положения об органах управления АО, положение о проведении общих собраний акционеров и выплате дивидендов. Особо будут прописаны принципы ответственности предприятия перед мелкими акционерами. Ради лучшей защиты их прав планируется снизить размер пошлины, взимаемой при судебных исках акционеров. Особо будут прописаны принципы ответственности предприятия перед мелкими акционерами. Ради лучшей защиты их прав планируется снизить размер пошлины, взимаемой при судебных исках акционеров к предприятиям. ФКЦБ также предлагает ввести норму, запрещающую занимать место в органах управления АО тем лицам, которые признаны судом виновными в нарушении должностных обязанностей.

Ради проведения подобной политики при ФКЦБ России появится консультативный совет по корпоративному управлению, в состав которого войдут руководители образцовых акционерных структур, а также представители крупных инвесторов, консультационных компаний, и общепризнанные авторитеты в области корпоративного дела.

Все эти разработанные документы, изменения и дополнения в законодательство сведут в Кодекс корпоративного управления, который появится в окончательном виде к 1 июня 2001 года.

Как сообщил по итогам заседания председатель ФКЦБ Игорь Костиков, скорее всего кодекс будет называться Кодексом корпоративного поведения. На этом настаивает, в частности, Европейский банк реконструкции и развития, который собирается ассигновать на его разработку гранд в 560 тысяч евро. И. Костиков сообщил о том, что две главы кодекса будут готовы уже в марте 2001 года, еще 18 месяцев понадобятся на то, чтобы сделать кодекс действующим документом. Однако принятие подобного кодекса затрагивает мощные корыстные интересы многочисленного клана людей, делающих большие деньги на акционерном хаосе в России. Так что жаркие дебаты вокруг кодекса в парламенте уже обеспечены.

Владимир Кучеренко


Новые Известия, 29.11.2000

Правительство научит акционеров правилам поведения
Бумаги российских предприятий ценнее от этого не станут

 

Вчера правительство впервые за много месяцев обсуждало вопрос о том, как поднять имидж российских ценных бумаг. Михаил Касьянов, открывая заседание кабинета, заявил о том, что из-за недооценки важности корпоративного управления репутация российских предприятий и их акций невысока, а уровень капитализации отечественных компаний в десятки раз ниже западных.

На первый взгляд, обращение к теме рынка ценных бумаг, а точнее, отсутствия этого рынка в России на данный момент выглядит логичным. Провал переговоров с Международным валютным фондом и печальные перспективы по поводу отношений с Парижским клубом кредиторов может привести к экономической изоляции России. Конечно, за этот год Центробанк накопил такие гигантские по российским меркам золотовалютные резервы (26,5 миллиарда долларов), что какое-то время ситуация в стране будет стабильной. Однако рано или поздно резервы будут проедены, упадут цены на нефть, и приток валюты резко сократится. И тогда правительству придется срочно искать пресловутые "внутренние ресурсы". То есть товары, которые могут понравиться западному инвестору. Акции российских предприятий в принципе к таким товарам отнести можно.

Правда, с большой натяжкой. Во-первых, потому, что фондовый рынок так и не смог прийти в себя после августа 1998 года, и спросом пользуются ценные бумаги предприятий, которые можно пересчитать по пальцам. А во-вторых, целая серия громких скандалов, связанных с нарушением прав акционеров (в том числе и иностранных), кажется, надежно отбила у западных инвесторов охоту вкладывать в российские бумаги. Так что если правительство всерьез решило заняться рынком акций и имиджмейкерским строительством отечественных компаний, то сделано это крайне своевременно. Но всерьез ли?

Пафос вчерашних выступлений свелся к тому, что главным средством реанимации фондового рынка должна стать разработка некоего документа, который называется Кодексом корпоративного поведения. Это что-то типа свода правил поведения акционеров предприятия, хартия такая. Разрабатывать ее в течение 18 месяцев будут Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), Минэкономразвития и другие министерства. Европейский банк реконструкции и развития. По словам председателя ФКЦБ Игоря Костикова, вначале новые правила поведения будут носить рекомендательный характер, а позже обязательный.

Как относятся в России к правилам поведения, известно. Можно привести кучу примеров того, как иностранных инвесторов без объяснения причин просто вышвыривали за ворота предприятий. И все делалось в соответствии с российским законодательством, а иногда и по личному распоряжению президента одной из российских республик. Каждый из таких чиновников, разумеется, выше любого свода и кодекса. Таким образом, трудно поверить в то, что "хартия корпоративного поведения" прорвет возможную экономическую блокаду России. Имидж компании - это не бумажный вопрос. Утешиться остается одним: ФКЦБ, статус которой при практически полностью отсутствующем фондовом рынке до сих пор был совершенно невнятным, наконец оказалась при деле. Причем на целых полтора года.


АК&М (Россия), 28.11.2000

ФКЦБ предлагает запретить вхождение в органы управления акционерных обществ лиц, признанных по суду виновными...

 

ФКЦБ России предлагает запретить вхождение в органы управления акционерных обществ лиц, признанных по суду виновными в нарушении должностных обязанностей. Это предложение содержится в докладе председателя комиссии Игоря Костикова к сегодняшнему заседанию российского кабинета министров. Глава ФКЦБ считает нужным внести соответствующие изменения в закон "Об акционерных обществах". ФКЦБ считает нужным также установить и иные квалификационные и профессиональные требования к членам Совета директоров и исполнительных органов акционерных обществ. Кроме того, комиссия предлагает усилить административную ответственность за нарушение прав акционеров исполнительными органами акционерных обществ. В докладе Игоря Костикова содержится предложение увеличить размеры штрафов за административные нарушения, допускаемые исполнительными органами акционерного общества в отношении акционеров. Соответствующие изменения, по мнению ФКЦБ, должны быть внесены в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ.


ИТАР-ТАСС (Россия), 28.11.2000

Правительство РФ намерено предпринять меры по совершенствованию корпоративного управления акционерными предприятиями

 

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Министерство экономического развития и торговли должны оказывать помощь акционерным предприятиям в сфере их отношений с акционерами, "чтобы выпускаемые акции действительно были ценными бумагами и ресурсы, стоящие за ними, были бы достойно оценены". Необходимость этого подчеркнул сегодня председатель правительства РФ Михаил Касьянов, открывая заседание правительства РФ на котором рассматриваются меры по совершенствованию корпоративного управления.

Премьер сообщил, что к сегодняшнему заседанию ФКЦБ подготовило фактически свод правил и поведения в корпоративном управлении, с тем, чтобы оказать предприятиям методологическую помощь. М. Касьянов отметил, что в последние годы корпоративное управление недооценивалось, что привело к тому, что в мире невысок имидж российских акционерных предприятий, а уровень их капитализации в десятки раз ниже, чем у западных компаний.

Глава российского правительства отметил, что "когда мы говорим об инвестиционной привлекательности нашей страны, мы забываем, что привлекательность той или иной компании для инвестиций зависит от корпоративного управления, прозрачности компании, от того, как защищаются права акционеров". Эту ситуацию, заявил премьер-министр, необходимо в корне менять.

Иван Иванов


REUTERS NEWS, 28.11.2000

РФ надо усилить работу над инвестпривлекательностью предприятий

 

Премьер-министр РФ Михаил Касьянов считает, что правительству необходимо активизировать работу с предприятиями в решении проблемы их инвестиционной привлекательности и разработать комплекс мер, направленных на совершенствование корпоративного управления. Как сообщило агентство Интерфакс, в выступлении при открытии заседания Кабинета министров Касьянов подчеркнул, что тема корпоративного управления в прежние годы недооценивалась правительством, и ей уделялось мало внимания.

"Когда мы говорим об инвестициях, мы мало понимаем, что инвестиционная привлекательность предприятий во многом зависит от корпоративного управления", - цитирует агентство слова Касьянова. По его словам, с точки зрения рисков и нарушения прав инвесторов у России сложился негативный имидж, и именно поэтому акции российских предприятий оцениваются "в десятки раз ниже акций западных компаний".

Касьянов подчеркнул, что Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) и Министерству экономического развития и торговли РФ необходимо более активно работать с предприятиями. ФКЦБ неоднократно в этом году анонсировала планы разработки Кодекса корпоративного управления, участие в финансировании Кодекса подтвердил Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Глава комиссии Игорь Костиков заявил на Всероссийской конференции профучастников рынка ценных бумаг 15 ноября, что ФКЦБ приступит к разработке Кодекса в январе 2001 года.

На сегодняшнем заседании Кабинета министров Костиков выступит с докладом на тему корпоративного управления.

Ранее руководство ФКЦБ заявляло, что будет разрабатывать и внедрять принципы корпоративного управления при участии всех заинтересованных сторон: менеджмента эмитентов, инвесторов, экспертов в сфере корпоративного управления. С этой целью при ФКЦБ формируется Консультативный совет по корпоративному управлению, при котором будет также создан и Клуб инвесторов. На базе региональных отделений ФКЦБ в семи федеральных округах будут организованы рабочие группы по корпоративному управлению.

ФКЦБ предлагает установить квалификационные и профессиональные требования к членам совета директоров и исполнительных органов АО. Комиссия намерена урегулировать вопрос учета прав на ценные бумаги, являющиеся базовым активом для выпуска депозитарных расписок.

ФКЦБ считает необходимым обеспечить усиление административной ответственности за нарушение прав акционеров исполнительными органами акционерных обществ и предусмотреть увеличение размеров штрафов за административные нарушения, допускаемые исполнительными органами акционерного общества в отношении акционеров.

ФКЦБ предлагает обеспечить формирование нормативно-правовой базы для использования международных стандартов финансовой отчетности.


REUTERS NEWS, 28.11.2000

ФКЦБ обещает через 18 мес. усовершенстовавать корпоративное управление

 

Работа над Кодексом корпоративного управления, или корпоративного поведения, должна быть полностью завершена через 18 месяцев, сказал журналистам по итогам заседания правительства РФ председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) Игорь Костиков. "Мы определили для себя горизонт по решению этой проблемы с целью наведения порядка на рынке - 18 месяцев", - сказал Костиков. Правительство РФ сегодня в целом одобрило меры по совершенствованию корпоративного управления.

Костиков сообщил, что к 1 февраля 2001 года все заинтересованные ведомства должны представить свои предложения по совершенствованию корпоративного управления, а к марту предполагается подготовить список нормативных и законодательных актов, которые станут основой кодекса. Кроме того, к концу июня будущего года предполагается подготовить две главы кодекса, касающиеся механизма проведения заведений советов директоров и собраний акционеров.

По словам Костикова, сначала кодекс будет представлять из себя рекомендательный документ, однако, по истечении 18 месяцев предполагается сделать его правоприменительным. "Мы предполагаем, что вначале этот документ будет носить рекомендательный характер, а в дальнейшем, когда для его реализации будет создана необходимая нормативно-законодательная база, документ будет носить обязательный характер", - сказал Костиков.

"Мы хотим сделать кодекс достоянием всей страны", - добавил он.

Премьер-министр РФ Михаил Касьянов сказал в начале заседания правительства, что кабинет министров должен активизировать работу с предприятиями в решении проблемы их инвестиционной привлекательности и разработать меры, направленные на совершенствование корпоративного управления.

"Когда мы говорим об инвестициях, мы мало понимаем, что инвестиционная привлекательность предприятий во многом зависит от корпоративного управления", - процитировал Интерфакс слова Касьянова. По его словам, с точки зрения рисков и нарушения прав инвесторов у России сложился негативный имидж, и поэтому акции российских предприятий оцениваются "в десятки раз ниже акций западных компаний".

ФКЦБ неоднократно в этом году анонсировала планы разработки Кодекса корпоративного управления, в финансировании которой намерен принять участие Европейский банк реконструкции и развития, обещавший выделить на эти цели 585,6 тысячи евро.

Ранее Костиков сообщил, что ФКЦБ приступит к разработке Кодекса в январе 2001 года.

Ранее руководство ФКЦБ заявляло, что будет разрабатывать и внедрять принципы корпоративного управления при участии всех заинтересованных сторон: менеджмента эмитентов, инвесторов, экспертов в сфере корпоративного управления. С этой целью при ФКЦБ формируется Консультативный совет по корпоративному управлению, при котором будет также создан и Клуб инвесторов. На базе региональных отделений ФКЦБ в семи федеральных округах будут организованы рабочие группы по корпоративному управлению.

В частности, ФКЦБ предлагает установить квалификационные и профессиональные требования к членам советов директоров и исполнительных органов АО. Комиссия также намерена урегулировать вопрос учета прав на ценные бумаги, являющиеся базовым активом для выпуска депозитарных расписок.

ФКЦБ считает необходимым обеспечить усиление административной ответственности за нарушение прав акционеров исполнительными органами акционерных обществ и предусмотреть увеличение размеров штрафов за административные нарушения, допускаемые исполнительными органами акционерного общества в отношении акционеров.

ФКЦБ также предлагает обеспечить формирование нормативно-правовой базы для использования международных стандартов финансовой отчетности.


Полит.ру, 28.11.2000

Касьянов защищает права акционеров - правительство решило усовершенствовать корпоративное управление

 

Премьер Касьянов после заседания правительства, посвященного мерам по совершенствованию корпоративного управления, отметил, что, говоря об инвестиционной привлекательности той или иной компании, не надо забывать о том, как защищаются права акционеров, насколько вообще прозрачна ее деятельность. Правительство, ФКЦБ и Минэкономразвития хотят добиться того, "чтобы выпускаемые акции действительно представляли собой ценные бумаги и ресурсы, стоящие за ними, были бы достойно оценены". Как сообщает Департамент правительственной информации, на заседании решено поручить ФКЦБ, Минэкономразвития, Минимуществу, Минюсту и РФФИ разработать до 1 января 2001 года, а затем представить в правительство план первоочередных мер по совершенствованию корпоративного управления. А ФКЦБ должен будет разработать свод методических и практических рекомендаций, "обеспечивающих на основе федеральных законов и иных нормативных правовых актов реализацию основных принципов корпоративного управления". Всем вышеперечисленным ведомствам поручено тщательно изучить вопрос корпоративного управления и представить в правительство соответствующие материалы по первому кварталу 2001 года.


Прайм-ТАСС, 28.11.2000

ФКЦБ и Минэкономразвития должны помогать акционерным предприятиям в отношениях с акционерами, "чтобы выпускаемые акции действительно были ценными бумагами" — М. Касьянов

 

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Министерство экономического развития и торговли РФ должны оказывать помощь акционерным предприятиям в сфере их отношений с акционерами, "чтобы выпускаемые акции действительно были ценными бумагами, и ресурсы, стоящие за ними, были бы достойно оценены". Об этом заявил сегодня председатель правительства РФ Михаил Касьянов, открывая заседание правительства, на котором рассматриваются меры по совершенствованию корпоративного управления.

Как передает ИТАР-ТАСС, премьер сообщил, что к сегодняшнему заседанию ФКЦБ подготовила фактически свод правил и поведения в корпоративном управлении - с тем, чтобы оказать предприятиям методологическую помощь.

М. Касьянов отметил, что в последние годы корпоративное управление недооценивалось, и это привело к тому, что в мире невысок имидж российских акционерных предприятий, а уровень их капитализации в десятки раз ниже, чем у западных компаний.

По словам главы правительства, "когда мы говорим об инвестиционной привлекательности нашей страны, мы забываем, что привлекательность той или иной компании для инвестиций зависит от корпоративного управления, прозрачности компании, от того, как защищаются права акционеров". Эту ситуацию, заявил премьер-министр, необходимо в корне менять.


Страна.RU, 28.11.2000

На заседании правительства РФ рассмотрен первый вопрос о мерах по совершенствованию корпоративного управления

 

На проходящем сейчас заседании правительства РФ завершилось рассмотрение первого вопроса "О мерах по совершенствованию корпоративного управления". С докладом выступил председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Игорь Костиков.

Он заявил: "Отсутствие Кодекса корпоративного управления (поведения - по предложению Шохина) является главным сдерживающим фактором для роста Российского фондового рынка. Незначительные инвестиции на рынке ценный бумаг на фоне экономического роста объясняются, в том числе, отсутствием Кодекса корпоративного управления (поведения)".

Сегодня правительство поддержало предложение ФКЦБ о создании такого кодекса, сначала как рекомендательного документа, а затем как правоприменительного. Первый проект Кодекса может появиться к июню 2001 года. Точную дату вступления Кодекса в силу в силу Костиков не назвал, но указал, что они ориентируются на период около 1,5 лет. Процедура принятия Кодекса будет предусматривать, в том числе, внесение изменений в действующее законодательство. ФКЦБ планирует подготовку поправок к законодательству и внесение их в Думу. По словам Костикова в разработке Кодекса принимают участие десятки крупнейших компаний-эмитентов ценных бумаг. Как сообщил глава ФКЦБ, Михаил Касьянов полностью поддержал план принятия Кодекса корпоративного управления (поведения).

Михаил Сергеев


Прайм-ТАСС, 28.11.2000

ФКЦБ подготовит проект Кодекса корпоративного поведения к концу июня 2001 г - И. Костиков

 

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг подготовит проект Кодекса корпоративного поведения к концу июня 2001 года. Об этом сегодня сообщил журналистам председатель ФКЦБ Игорь Костиков по итогам обсуждения этого вопроса на заседании правительства России.

И. Костиков подчеркнул, что "без решения проблемы корпоративного управления развитие фондового рынка в России как главного источника финансирования экономики вряд ли будет возможным".

По словам председателя ФКЦБ, к марту 2001 года будет составлен список нормативных и законодательных документов, которые необходимо принять Государственной Думой для того, чтобы сделать возможным составление Кодекса корпоративного поведения. Всего же работа над Кодексом, по мнению И. Костикова, должна занять 18 месяцев. "Мы предполагаем, что вначале этот документ будет носить рекомендательный характер, в дальнейшем, когда для его реализации будет создана необходимая нормативно-законодательная база, документ будет носить обязательный характер".

По словам И. Костикова, в работе над проектом Кодекса корпоративного поведения принимают участие помимо ФКЦБ ряд российских министерств и ведомств экономического блока. Европейский банк реконструкции и развития /ЕБРР/, к работе привлекается и российское деловое сообщество.


AK&M, 28.11.2000

Полный текст Кодекса корпоративного поведения должен быть подготовлен ФКЦБ к концу июня 2001 года, заявил И. Костиков

 

Полный текст Кодекса корпоративного поведения, представленного сегодня ФКЦБ на заседании Правительства РФ, должен быть подготовлен комиссией к концу июня 2001 года. Об этом сообщил сегодня журналистам по окончании рассмотрения данного вопроса председатель ФКЦБ Игорь Костиков. Он подчеркнул, что указанный вопрос рассматривался кабинетом министров "в порядке постановки", так что никаких решений относительно его одобрения не принималось. Вместе с тем, предложения ФКЦБ нашли широкую поддержку среди членов Правительства.

По его словам, название Кодекса было изменено с "Кодекс корпоративного управления" на "Кодекс корпоративного поведения" по предложению членов Правительства. До 1 февраля 2001 года все ведомства и министерства должны высказать свои точки зрения относительно предложений ФКЦБ. В течение марта ФКЦБ планирует свести все поступившие рекомендации воедино и подготовить список нормативных и законодательных документов, которые необходимо принять для введения в действие Кодекса.

Параллельно в первой половине следующего года ФКЦБ планирует разрабатывать текст самого Кодекса. Структура этого документа, как ожидается, будет ясна ориентировочно в феврале - марте 2001 года. В первую очередь, по словам председателя ФКЦБ, Кодекс должен содержать нормы, регулирующие проведение годовых собраний акционеров российских акционерных обществ, а также деятельность и ответственность советов директоров.

Первоначально, по словам И. Костикова, Кодекс должен быть рекомендательным документом и не будет иметь законодательной силы. Впоследствии необходимо будет внести изменения в законодательные акты РФ, что обеспечит юридическое применение Кодекса корпоративного поведения.

По мнению И. Костикова, законодательную силу Кодекс может получить примерно через 18 месяцев.

В настоящее время "с десяток крупнейших российских эмитентов" уже имеют собственные внутренние Кодексы корпоративного управления, отметил председатель ФКЦБ. Основной задачей государства, таким образом, является распространение этого опыта на все акционерные общества, действующие в России, подчеркнул он. Отсутствие общероссийского Кодекса корпоративного поведения остается в настоящее время одной из главных причин, сдерживающих рост отечественного фондового рынка, признал он.

Напомним, что российский Кодекс корпоративного поведения должен стать сводом методических указаний, практических рекомендаций и форм отчетности, обеспечивающих надлежащее управление предприятием и соблюдение интересов и прав всех сторон корпоративных отношений, в первую очередь - акционеров и инвесторов.


ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ
(ФКЦБ России)

Заместителю председателя Комитета
по аграрным вопросам Государственной думы
Федерального Собрания Российской Федерации,
Руководителю подкомитета по
совершенствованию земельных отношений
В.Е. Коптеву-Дворникову

№ ИК-1601 от 31.03.2000

О концепции развития независимой оценки

Уважаемый Владимир Евгеньевич!

 

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг рассмотрела Ваше обращение и Аналитическую записку об организации совместной деятельности как эффективном инструменте развития института национальной оценки, подготовленную членом Межведомственного совета по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации, главным экспертом - оценщиком Международного оценочного консорциума профессором Цукановым И.Л., и разделяет мнение автора записки о целесообразности создания и развития консорциумов, объединяющих представителей российских и международных организаций, действующих в области оценки, аудита, финансового анализа, приватизации, страхования, антикризисного управления и др.

Вместе с тем, межотраслевой характер описанного в Аналитической записке в качестве наиболее удачного примера совместной деятельности отечественных оценочных фирм партнерского объединения "Международный оценочный консорциум предполагает, по нашему мнению, рассмотрение более широкого круга вопросов, выходящих за рамки Концепции развития оценочной деятельности в Российской Федерации, и в большей степени относящихся к условиям лицензирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации, включая лицензирование деятельности иностранных фирм.

Несмотря на то, что в Аналитической записке достаточно подробно описаны опыт создания и деятельности: "Международного оценочного консорциума", организационно-правовая форма которого не предусматривает создания юридического лица, и потребность введения лицензионного требования об обязательном привлечении российских фирм при выполнении иностранными фирмами заказов, оплачиваемых за счет средств государственного бюджета, автор не высказал прямо свою точку зрения или предложений об изменении законодательства по затронутым ими вопросам.

Изложенный в резюмирующей части вывод о необходимости оказания всемирного Содействия оценочным фирмам в развитии организационно-правовых форм совместной деятельности, также не содержит конкретных примеров или форм такого содействия.

В связи с вышеизложенным, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг считает, что высказанные в Аналитической записке мнения нуждаются в конкретизации и более серьезной юридической проработке на предмет их соответствия и непротиворечивости требованиям российского законодательства (Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и др.), а также в более широком обсуждении, в том числе и в рамках заседаний Межведомственного совета по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации.

Председатель И.В. Костиков


КомерсантЪ, 5.12.2000

ФКЦБ хочет лицензировать оценочную деятельность

 

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) считает целесообразным закрепить за комиссией функции лицензирования деятельности, связанной с оценкой и эмиссией ценных бумаг. Об этом заявил член ФКЦБ Александр Плешаков, выступая на парламентских слушаниях по развитию законодательного обеспечения оценочной деятельности. По словам г-на Плешакова, оценка стоимости права собственности в отношении ценных бумаг, а также других объектов, проходящая в целях эмиссии ценных бумаг, должна осуществляться инвестиционными компаниями. Деятельность инвестиционных компаний, по мнению ФКЦБ, является необходимым элементом и условием осуществления эмиссии ценных бумаг и поэтому должна регулироваться комиссией.

АК&М


AK&M, 04.12.2000

ФКЦБ считает целесообразным закрепить за комиссией функции лицензирования оценочной деятельности, связанной с оценкой ценных бумаг и эмиссией ценных бумаг

 

ФКЦБ России считает целесообразным закрепить за комиссией функции лицензирования оценочной деятельности, связанной с оценкой ценных бумаг и эмиссией ценных бумаг. Об этом заявил сегодня член ФКЦБ Александр Плешаков, выступая на парламентских слушаниях по развитию законодательного обеспечения оценочной деятельности.

По словам А.Плешакова, оценка стоимости права собственности в отношении ценных бумаг, а также других объектов, проходящая в целях эмиссии ценных бумаг должна осуществляется инвестиционными компаниями. Деятельность инвестиционных компаний, по мнению ФКЦБ, является необходимым элементом и условием осуществления эмиссии ценных бумаг, и поэтому, должна регулироваться комиссией. Если же происходят ошибки при оценки стоимости объектов, связанных с инвестированием, то они непременно трансформируются в потери инвесторов, и, как следствие, - влекут за собой нарушение их законных прав и интересов. Обеспечивать же права инвесторов, акционеров и вкладчиков, как и проводить единую государственную политику в области рынка ценных бумаг - задача ФКЦБ России.

Лицензирование оценочной деятельности, осуществляемой в интересах эмиссии ценных бумаг, с точки зрения ФКЦБ, должно осуществляться независимым органом, каким является Федеральная комиссия, осуществляющая полномочия регулятора рынка ценных бумаг. Так как если этой оценкой, по мнению ФКЦБ, займется федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия по управлению этими же объектами, возникает конфликт интересов. Это может привести к недостоверной оценке объектов и, как следствие - к нарушению законных прав и интересов инвесторов.

Александр Плешаков заявил также, что и в целом оценка стоимости права собственности в отношении ценных бумаг является деятельностью в области рынка ценных бумаг, и в соответствии с закрепленными за ФКЦБ России полномочиями находится в сфере ее регулирования.';


.