Открытое письмо г-на Микерина Г.И. (с личного согласия автора и адресата)

08.04.2001

В ООО " ЭКСО " ТПП РФ
Копии: членам Объединенного совета
по оценочной деятельности
(при Отделении экономики РАН)

Чем заниматься?

В связи с тем, что весьма странное послание с адреса1 Вашей компании пришло по факсу около 12 часов 27-го марта с.г., т.е. в день моего шестидесятилетия, в общей куче поздравлений я не уловил юмора этого послания.

Сегодня, попытавшись разобраться, кто и чем занимается в структурах, связанных с оценочной деятельностью, я пришел к еще более "удручающим" выводам, чем те, о которых я сказал 20 марта 2001г. на мероприятии в ТПП РФ, организованном "Вашей компанией", если понимать ее более широко, чем - просто - одна из нескольких тысяч оценочных фирм, расплодившихся в России.

Хотя 20 марта несколько выступавших и по несколько раз позитивно отзывались о концептуальных и методологических работах (выполненных за прошедшие полтора года коллективами, которые формировались Объединенным советом, доверившим мне руководить этими работами, - опубликовано полтора десятка аналитических исследований, пособий и статей, общим объемом более 2000 страниц, не считая десятков рабочих материалов для госорганов, и нескольких докладов, стенограммы которых размещены в интернете), организаторы мероприятия не давали мне слова, а после моего, быть может, эмоционального прорыва к микрофону, - совершенно необоснованно публично оскорбляли меня. Естественно, что без принесения мне столь же публичных извинений, не может быть и речи о совместной работе с людьми, которые сделали интриги и оскорбления способом делового общения.

Дело не в личной обиде, а в непрекращающихся со стороны "Вашей компании" нарушениях не только деловой этики, о которой так любят поговорить профессора от оценки, но элементарных правил приличия. Я не являюсь членом ни одной организации, объединяющей оценщиков, не собираюсь сутяжничать (особенно, в "третейском суде" ТПП РФ) и жаловаться. Хотя просительные обращения ко мне - принять участие в не совсем понятной новой общественной структуре - носили персональный характер, я сразу же предупредил, что, во-первых, представляю Объединенный совет по оценочной деятельности (при Отделении экономики РАН), во-вторых, буду участвовать в этой затее только при обеспечении делового сотрудничества различных профессиональных организаций оценщиков, Более того, я принял посильное участие в достижении некоторой консолидации. На организационном собрании мои предложения сосредоточить деятельность оценочного альянса на вопросах научно-методического характера в контактах с Объединенным советом - были поддержаны всеми участниками.

24 января - в ответ на личное обращение ко мне - я направил на Ваш электронный адрес (получение было подтверждено) "предложения, которые могли бы быть учтены в рамках общего доклада", а также сообщил: "Письменный текст своего развернутого выступления могу представить, как только определится сам факт и дата проведения Парламентских слушаний, в той форме, которая принята в ГД, о чем прошу меня проинформировать". (См. Приложение 1.) Принципиальные положения доклада, о чем я дополнительно сообщил устно, заключались в развитии тех современных методологических подходов, о которых я докладывал на Парламентских слушаниях по оценочной деятельности 4 декабря 2000г. и на научно-практической конференции "Оценка для государственных нужд" в Финансовой академии при Правительстве РФ 5 марта 2001г.

В выступлениях и в проекте решения 20 марта, подготовленных "Вашей компанией", - хотя, конечно, это совсем другое мероприятие, чем было заявлено раньше, - использованы некоторые мои предложения, но в извращенном до неузнаваемости виде. Со мной ни до, ни после "мероприятия" никто из "Вашей компании" не общался, хотя я всех извещал о развернутых предложениях, связанных с научно-методическими разработками, которые были представлены (практически одновременно с упомянутыми выше предложениями) от Отделения экономики РАН академиком Д.С.Львовым - в Межведомственный совет, и которые уже сослужили полезную службу в организации работ, проводимых по заданиям уполномоченного органа по оценочной деятельности - Минимущества РФ.

Чем надо заниматься в научно-методических (или методологических) разработках по оценочной деятельности, как показывают все проходившие последнее время обсуждения (и в Объединенном совете, и в Минимуществе, и на конференциях, и даже на "общественных слушаниях" 20 марта), - стало теперь очевидным для представителей всех компаний. Надо выходить на освоение международных стандартов, их адаптацию к российским условиям и практическое их применение во всех видах оценочной деятельности. Все с этим согласны, но никто не хочет всерьез заниматься их изучением в современном, существенно изменившемся за последний год состоянии.

В своей реплике на "мероприятии" я успел лишь упомянуть о том, что изданные нами всего лишь год назад Международные стандарты оценки2 (МСО-2000) - сейчас совершенно недостаточны. Их объем теперь увеличился в два раза, произведены существенные коррективы (нами они переведены и прокомментированы) в связи с их гармонизацией, прежде всего, с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО-2000), в которые также были внесены существенные дополнения и изменения.

Простейшие изменения (а есть и весьма сложные), например, состоят в том, что объектом стоимостной оценки (valuation) являются различные виды имущества (или собственности), но не активы. А объектами бухгалтерского измерения (measurement), что в российском бухучете именуется также оценкой, хотя это принципиально другая процедура, - являются активы, уже получившие признание. А затраты, признанные первоначально расходами впоследствии не могут "перепризнаваться" активами, это очень важно для любых видов оценок, но, особенно, для интеллектуальной собственности. В новой редакции МСФО 16 была введена альтернативная процедура бухгалтерского измерения (оценки) по рыночной стоимости (и в российском ПБУ 6 - тоже), затем она была дополнена таким же указанием в МСФО 38 для нематериальных активов (что запрещено новейшим российским ПБУ 14). Но все это сминается новыми правилами по "Обесцениванию активов" (МСФО 36), согласно которым - упрощенно объясняя - бухгалтерская оценка всех активов при снижении финансовой эффективности бизнеса должна быть для них всех пропорционально уменьшена.

Увеличение стоимости (рыночной) активов, которую в России подразумевают под "переоценкой", в финансовой отчетности недопустимо. Пересчет первоначальных или "исторических" затрат - во всем мире уже отказались от двусмысленного понятия "балансовой стоимости" (book value) - согласно МСФО 29 (от 1989 года) "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции" должен теперь производиться с выполнением охарактеризованных новых правил индивидуально для каждого предприятия. И нельзя сказать заранее, приведет ли бухгалтерский пересчет к увеличению или к уменьшению стоимости бизнеса. Проведенный нами в 2000г. анализ (в сотрудничестве со специалистами Госкомстата, Минэкономики, Минфина и Минналогслужбы, а также с консультациями эконом-математиков из Отделения экономики РАН, которые делали модельные расчеты для предыдущих переоценок) подтвердил, что с точки зрения стоимостной оценки, предназначенной для совершения сделок, принятые в России принципы - соответствуют всем международным стандартам, хотя при этом были сделаны предложения по их методическому совершенствованию.

Кстати сказать, применение декретированных правительством индексов переоценки - до середины 90-ых годов - в Западной Европе разрешалось только в бывших тоталитарных (фашистских) странах - в Испании и Португалии. Хотя все это не имеет прямого отношения к оценочной деятельности, а решается в бухгалтерском учете, именно эти проблемы столь пафосно выставляются "Вашей компанией" на обсуждения в Госдуме, в Совете Федерации, в ТПП РФ - без приглашения профессионалов. То же самое относится и к налоговым делам. Определение налоговой базы (assessment), если и можно по-русски называть "оценкой", то обязательно с эпитетом "налоговая", потому что, как и "бухгалтерская оценка", - она методически отличается от стоимостной оценки для совершения сделок (шире, - трансакций), совершаемых с оборотом прав (реаллокацией любых ресурсов).

В самой же оценочной деятельности самым актуальным, с нашей точки зрения, - и в концептуальном, и в методологическом, и в остро политическом плане (обмен госдолга на доли в собственности предприятий - по какой оценке?) - является теоретическое и практическое освоение новейших Европейских стандартов оценки (ЕСО-2000). Накануне "мероприятия", вместе с М.А. Федотовой мы представили в Минимущество проект Российских методических рекомендаций по оценке бизнеса (предприятий) и по оценке интеллектуальной собственности - в полном соответствии с ЕСО-2000. Эти два документа прошли предварительную апробацию в Отделении экономики РАН и в Российском обществе оценщиков. Об этих непростых материалах я и намеревался рассказать коллегам, интересующимися оценочной наукой и профессиональной практикой, - на организованном "Вашей компанией" "мероприятии".

Увы, пришлось выслушивать преступно непрофессиональные суждения об оценке интеллектуальной собственности, - суждения, дезавуирование которых в последний месяц отняли массу времени в РАН не только у экономистов, но также у правоведов и выдающихся академиков-физиков и инженеров. Я уже называл деятельность, которую организовали Минюст со своим агентством (ФАПРИД) - "фальшивыми авизо", а сейчас добавлю, что те, якобы, специалисты по оценке интеллектуальной собственности, которые за деньги (официально и неофициально) давали кургузые положительные заключения на методику ФАПРИД - являются пособниками мошенников.

Пределом безответственности (см. Приложение 2 - материалы поступили в Лигу содействия оборонным предприятиям) в оценочном бизнесе следует считать саму выдачу от лица частной компании - под названием "Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса" - "подтвержденных и оцененных" (указанным институтом) "сертификатов интеллектуальной собственности" ("сертификаты" - не на отчет об оценке, не на самого оценщика, а на собственность!). Уже выдан, например, Министерству сельского хозяйства РФ - на сумму 1000 млн.руб. (сертификат №ООНХ486 от 01.01.2000), известно о еще ряде "выдач". Но это - на уровне Остапа Бендера. А вот - уже на уровне Мавроди, который в бегах, или Майкла Милкена (основателя "мусорных облигаций"), который даже в США был посажен в тюрьму. На основании этих липовых сертификатов предлагается: "Министерству финансов Российской Федерации учредить ценные бумаги в виде "государственных интеллектуальных сертификатов (облигаций) - ("ГИС") и корпоративных интеллектуальных сертификатов (облигаций) -("КИС")… Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов". Слава Богу, еще подписи нет.

Больше заниматься научным разбирательством со всеми бредовыми "инициативами", а на самом деле - авантюрами со стоимостной оценкой - я не буду. Зарекаюсь. И также зарекаюсь встречаться с представителями "Вашей компании", которые, судя по тону "поздравительного послания", больше специализируются на криминальных разборках, чем на научных разбирательствах. Стиль-то каков: "30 марта 2001 года прошу Вас принять участие в совещании по вопросу работы, возглавляемого Вами подкомитета", - хоть бы запятые научились расставлять. Этот стиль последнюю неделю ежедневно можно обнаружить на сайте www.valnet.ru, являющемся "отвязанным" рупором всей "Вашей компании" (см. Приложение 3).

Информирую всю "Вашу компанию", что как и всем активно работавшим последний год специалистами, входящим в состав Объединенного совета по оценочной деятельности, научно методические материалы о том, чем заниматься в оценочной деятельности, будут в ближайшее время представлены и Председателю Правления Торгово-промышленной палаты РФ, чл.-корр. РАН С.А. Смирнову, который дал согласие войти в состав Объединенного совета. Надеюсь, что способные к профессиональной деятельности сотрудники этой организации смогут также, наконец-то, заняться делом.

20.03.2001 5 часов утра - другого времени нет, чтобы заниматься просветительством.

Г.И.Микерин


 

1Сайт www.ekso.ru, который значится на приходящих от Вас письмах, - закрыт для публичного доступа. Сайт ТПП РФ www.rbcnet.ru уже больше года не содержит информации об оценочной деятельности. На Rambler'е есть несколько поисковых ссылок, типа: Компания "Экспертиза собственности" Торгово-промышленной палаты РФ - Новости О компании Новости Контакты Лицензия Специалисты Публикации Аккредитации Структура Наши работы Список рассылки Книга отзывов Проекты Ссылки Поиск & сору ООО " ЭКСО " ТПП РФ Designed by Necrosoft Studio 28 марта 2000 г. Уважаемые друзья! Поздравляю всех членов Единой Системы ' Экспертиза собственности ' Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации с 5-летием нашей компании. Мы многое успели. 09.01.2001

2Международные стандарты оценки: перевод, комментарии, дополнения. Книга 1 М., 2000 г., 421 с.
Глоссарий к Международным стандартам оценки на русском языке. Книга 2 М., 2000 г., 313 с.
Авторский коллектив: Г.И. Микерин (руководитель), М.И. Недужий, Н.В. Павлов, Н.Н. Яшина; в подготовке дополнений принимали участие (в скобках - номера дополнений) Д.М. Гриненко (5), А.Н. Козырев (2), Г.А. Попов (1).
Консультанты: академик Д.С. Львов, проф., д.э.н. М.А. Федотова.
Рецензенты: Э. Спайсер - ведущий специалист, Школа менеджмента Калифорнийского университета (University of California)в Риверсайде (США);
В.Г. Гребенников - проф., д.э.н., заместитель директора Центрального экономико-математического института РАН;
И.И. Недужий - к.э.н., Партнер, директор службы оценки Эрнст энд Янг (СНГ) Лимитед.
Предисловия: Г.О. Греф, В.И. Моргунов, И.Л. Артеменков


Приложение 1

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по оценочной деятельности

Заместителем председателя Комитета,
председателям, сопредседателям
подкомитетов

 

В связи с предстоящими Парламентскими слушаниями по изменению и дополнению закона РФ "Об оценочной деятельности", которые организуются Комитетом ГД по приватизации и собственности совместно с Комитетом ТПП РФ по оценочной деятельности, ставлю Вас в известность о том, что Комитет ТПП РФ по оценочной деятельности представляет самостоятельный доклад на этих слушаниях. Они состояться в феврале 2001 г. (точная дата Вам будет сообщена дополнительно).

Прошу Вас до 25.01.01:

1. Представить свои предложения по изменению указанного закона, которые будут учтены в рамках общего доклада;

2. Определиться в том, будите ли Вы выступать с предложениями на этих Парламентских слушаниях, если "да", то желательно представить письменный текст своего выступления, который, по принятой в ГД процедуре, будет включен в стенограмму Парламентских слушаний.

Приглашения на участие в Парламентских слушаниях будут Вам высланы от указанного Комитета ГД.

С уважением!
Председатель Комитета ТПП РФ
по оценочной деятельности
В.М. Рутгайзер

Председателю Комитета ТПП РФ
по оценочной деятельности
В.М. Рутгайзеру

Уважаемый Валерий Максович!

 

Направляю Вам краткие предложения, которые могли бы быть учтены в рамках общего доклада, подготавливаемого Комитетом ТПП РФ по оценочной деятельности "в связи с предстоящими Парламентскими слушаниями по изменению и дополнению закона РФ "Об оценочной деятельности", которые организуются Комитетом ГД совместно с Комитетом ТПП РФ по оценочной деятельности".

Я также готов выступить с развернутыми предложениями на этих Парламентских слушаниях. Письменный текст своего развернутого выступления могу представить, как только определится сам факт и дата проведения Парламентских слушаний, в той форме, которая принята в ГД, о чем прошу меня проинформировать.

Приложение: на 2 листах и из 10 пунктов, как это любите Вы, уважаемый Валерий Максович.

Сопредседатель подкомитета
по оценке стоимости бизнеса
Г.И.Микерин

24/I 2000

Приложение

Краткие предложения для общего доклада
Комитета ТПП РФ по оценочной деятельности

1. Суть Парламентских слушаний нами рассматривается как предметное обсуждение состояния оценочной деятельности в международном сообществе и в Российской Федерации для принятия аргументированных решений по поводу совершенствования нормативно-правовой и методической базы оценочной деятельности.

2. В этой связи на Парламентские слушания представляются результаты анализа, проведенного профессиональными оценщиками, по вопросам состояния оценочной деятельности в международном сообществе - после произошедшей в 2000 году глобальной гармонизации, которая выразилась:

- с одной стороны, в согласовании международных стандартов инвестиционной деятельности (на рынках капитала), финансовой отчетности, оценки (стоимости), а также аудита и других профессиональных стандартов;

- с другой стороны, в согласовании между собой международных, европейских и национальных (большинства стран) стандартов оценки, хотя ряд вопросов решен в виде "проектов для обсуждений", которые будут продолжаться в 2001 году.

3. Представители Российской Федерации входят в Международный и в Европейский комитеты по стандартам оценки (в отличие от аналогичных комитетов и организаций по финансовой отчетности и по близким видам профессиональной деятельности) и регулярно принимают участвуют в их заседаниях. Это позволяет российским оценщикам быть полностью и без задержек информированными обо всех изменениях, происходящих в международном сообществе оценщиков.

4. Однако, на сегодняшний день, российские оценщики не в состоянии оказывать какое-либо влияние на международные изменения, как и во всех других экономических профессиях. Более того, к российским профессионалам, прежде всего, к менеджерам и бухгалтерам - в мире существует откровенное недоверие, распространяющееся также на консультантов и экспертов, к которым относятся оценщики.

5. В связи с этим, даже при оценке крупных объектов для внутренних нужд, не говоря уже об оценке для иностранных партнеров или инвесторов, привлекаются только иностранные специалисты из фирм, аккредитованных в России. Затраты, которые несут при этом российские организации в разы и даже в десятки раз превышают те, которые могли бы быть, если бы ту же работу можно было доверить российским специалистам.

5. Одной из важнейших задач законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации является создание в стране благоприятного инвестиционного климата, не только для иностранных, но прежде всего для отечественных инвесторов. А этот климат, в существенной мере, определяется той ролью, которую играют в современных условиях независимые оценщики.

6. Статус независимости российских оценщиков закреплен Законом "об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее, - Закон), как и основные права и обязанности оценщиков. По основным своим положениям Закон соответствует международным правилам, включая и те вопросы, которые согласованы в 2000 году.

7. Однако правоприменительная практика, по сути, - нулевая, и это связано с неисполнением органами исполнительной власти прямых требований Закона (по стандартам, лицензированию, образованию и т.д.), а также со Статьей 26 Закона "Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом", которая гласит: "Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом".

8. Кроме указанной статьи в тексте Закона содержится 21 ссылка на действующее законодательство. Один раз (Статья 6): "Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности". А двадцать раз - неявные отсылки к другим законодательным актам.

9. Необходимо специалистам вместе с заинтересованными законодателями подготовить детальные Комментарии к этому Закону, как это делается по отношению к другим законам. После этого будет видно, по каким позициям обнаруживается рассогласование, и в какие законы (включая данный Закон) надо вносить изменения.

10. До того как будет проделана работа, необходимая для выполнения изложенного в п.п. 6-8, и эта работа будет обсуждена специалистами вместе с представителями законодательной и исполнительной власти, - внесение каких либо существенных изменений в данный Закон может нанести только вред оценочной деятельности, и так влачащей в России жалкое существование.


Приложение 2

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от "__" ____ 2001 г. №__
О мерах по привлечению дополнительных
денежных средств для финансирования прорывных
НИОКР на основе вовлечения в хозяйственный
оборот объектов интеллектуальной собственности

В целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов для поддержки НИОКР по прорывным направлениям за счет постепенного формирования рынка объектов интеллектуальной собственности и в порядке эксперимента -

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Для обеспечения финансовой поддержки научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, высших учебных заведений Министерства образования Российской Федерации, других заинтересованных министерств ( ведомств), а также отдельных авторов, имеющих подтвержденные и оцененные "Федеральным институтом сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса" сертификаты интеллектуальной собственности - Министерству финансов Российской Федерации учредить ценные бумаги в виде "государственных интеллектуальных сертификатов (облигаций) - ("ГИС") и корпоративных интеллектуальных сертификатов (облигаций) -("КИС").

2. Разрешить Центральному Банку Российской Федерации принимать в качестве залога при предоставлении централизованного кредита государственные и корпоративные интеллектуальные сертификаты.

3. Поручить Министерству финансов Российской Федерации выступать в качестве эмитента государственных интеллектуальных сертификатов в порядке, установленном законом РФ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных бумаг".

4. Разрешить предприятиям и организациям негосударственной формы собственности выступать в качестве эмитентов корпоративных интеллектуальных сертификатов в порядке, установленном законом РФ "О рынке ценных бумаг" (№39-фз) от 22.04.1996 г.

5. Поручить Центральному Банку Российской Федерации выступать в качестве генерального агента по обслуживанию выпусков государственных интеллектуальных сертификатов и регламентировать по согласованию с Министерством финансов РФ порядок проведения операций, связанных с размещением, обращением, обслуживанием и погашением государственных интеллектуальных сертификатов.

6. Министерству финансов Российской Федерации в порядке эксперимента по формированию рынка ценных бумаг, соответствующих объектам интеллектуальной собственности, организовать в 2001 году выпуски государственных интеллектуальных сертификатов по линии нескольких министерств (ведомств), имеющих подтвержденные оценкой "Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса" сертификаты интеллектуальной собственности.

В том числе:

по линии Министерства образования РФ - на сумму ____млн.руб. (сертификат №_____);

по линии Российской Академии наук - на сумму ______млн.руб. (сертификат №_____);

по линии Министерства сельского хозяйства РФ - на сумму 1000 млн.руб. (сертификат № ООНХ486 от 01.01.2000).

7. Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерству образования Российской Федерации, Министерству государственного имущества Российской Федерации, Центральному Банку Российской Федерации во II квартале 2901г. подготовить предложения по созданию Федерального экспертно-депозитарного центра мониторинга, оценки и учета интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

8. Поручить Центральному Банку Российской Федерации принять в 2001 г. от Министерства образования РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Российской Академии наук в качестве залогов государственные интеллектуальные сертификаты на суммы до 1000 млн.рублей по линии каждого министерства (ведомства) для предоставления централизованных кредитов предприятиям (организациям) указанных министерств, являющимся создателями интеллектуальной собственности и выполняющим высокоэффективные приоритетные НИОКР, со сроком гашения сертификатов 24 месяца.

9. Поручить Министерству финансов Российской Федерации ввести в хозяйственный оборот путем эмиссии в 2001 году государственных интеллектуальных сертификатов по линии Министерства образования РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Российской Академии наук номиналом 10000 рублей на суммы до 1000 млн. рублей от каждого министерства (ведомства) и продажи их на внешнем и внутреннем рынках со сроком гашения сертификатов 24 месяца, имя в виду, что средства от продажи государственных интеллектуальных сертификатов будут направлены для финансирования подведомственных предприятий (организаций), являющихся создателями интеллектуальной собственности и выполняющих высокоэффективные приоритетные НИОКР.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов


Приложение 3

Информационный источник - МОК-Информ mok@valnet.ru При перепечатке и другом использовании материалов обязательны уведомление и ссылка на www.ValNet.ru

29.03.2001 (Четверг) [ID 301] Публикуем в раздел АНАЛИТИКА материалы "Версии независимых экспертов о сценариях развития процесса государственного регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации". Эти материалы являются подборкой наших прошлых публикаций, в основном, в разделе НОВОСТИ и АНАЛИТИКА портала ValNet.ru. Прочитав их, Вы убедитесь, что наши эксперты не только прекрасно осведомлены о текущих событиях, но и лучше других умеют прогнозировать их развитие в будущем. Мы рекомендуем практикующим оценщикам почаще посещать раздел АНАЛИТИКА и ежедневно знакомиться с информацией в разделе разделе НОВОСТИ нашего сайта, что позволит Вам избежать многих ошибок, в том числе и финансовых потерь

28.03.2001 (Среда) [ID 300] Приостановление в результате судебных решений на федеральном уровне лицензирования оценочной деятельности в г. Москве было произведено по инициативе Минимущества России и Российского общества оценщиков. Правда, насколько нам известно, сами эти организации исков в суды не подавали, но то, что именно они организовали эти события мало у кого вызывает сомнения. Так, по крайней мере, считают высокопоставленные представители московской администрации И. Шустов и Е. Черновол, которые, бесспорно, являются самыми осведомленными в этом вопросе.

В результате у более 100 оценочных фирм, начиная с марта т.г., закончаются сроки лицензий, выданных им ранее на 1 год. Обменивать эти лицензии на другие сроком на 3 года им теперь Московская лицензионная палата не будет. Федеральное лицензирование, как мы уже неоднократно разъясняли, раньше чем через 1-1,5 года по объективным причинам не появится. Понятно, что в ближайшее время фирмы с просроченными лицензиями ждут немалые убытки, а некоторых из них даже и банкротство. Сейчас к московским властям поступает немало запросов на эту тему от пострадавших.

На слушаниях в ТПП РФ представитель администрации г. Москвы И. Шустов предложил таким фирмам обращаться через суд за компенсацией своих потерь к РОО, как к главному инициатору приостановления лицензирования в г. Москве. Там же раздавались предложения о целесообразности привлечения через суд к материальной ответственности и конкретных чиновников аппарата Минимущества России, благодаря преднамеренным действиям которых создана эта ситуация

26.03.2001 (Понедельник) [ID 298] Подтверждается из ряда достоверных источников информация о том, что Правительство России до принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" приостановило рассмотрение проекта Постановления Правительства РФ "Положение о лицензировании оценочной деятельности". Более того, Госстрой России и Минтранс России официально попросили Правительство РФ вернуть им этот Проект на новое согласование. Теперь они претендуют на то, чтобы иметь полномочия по оценке недвижимости (Госстрой России) и машин, оборудования и транспортных средств (Минтранс России) на уровне не меньшем, чем в соответствии с этим Проектом Постановления имеет ФКЦБ РФ по оценке предприятий (бизнеса). В свою очередь, ФКЦБ России с учетом новой ситуации намерено потребовать увеличения своих полномочий до уровня самостоятельного лицензирующего органа по оценке бизнеса. Что касается Минимущества России, то оно, по мнению представителей вышеназванных ведомств, из-за избытка полномочий явно не справляется с обязанностями уполномоченного органа по регулированию оценочной деятельности в Российской Федерации. Поэтому эти полномочия, по их мнению, надо пересмотреть, оставив за Минимуществом России только функции по общей координации деятельности и подготовке стандартов по оценке. С мнением о том, что Минимущество России не справляется с обязанностями уполномоченного органа по оценочной деятельности сегодня согласны многие. В частности, об этом на недавних слушаниях в Торгово-промышленной палате РФ открыто говорили И. Шустов (Мэрия Москвы) и В. Кругликов (Национальная коллегия оценщиков). Не все просто у Минимущества России и с перспективой осуществления общей координации оценочной деятельности, так как эту функцию де-факто уже в значительной мере выполняет ТПП РФ. Что касается разработки стандартов, то на эту роль всегда претендовало Минэкономразвитие России, где для этой работы имеется более опытный и подготовленный аппарат. Здесь можно также ожидать сюрпризов и лично от министра этого ведомства Г. Грефа, который, возможно, еще не расстался окончательно с амбициями идеолога оценки в России, которые он явно имел в бытность своей работы в Минимуществе РФ (собственно он и являлся главным автором той схемы государственного регулирования оценочной деятельности, которая сегодня на глазах разваливается). Нельзя списывать со счета и субъекты Федерации, многие из которых уже устали от ожидания федерального решения оценочной проблемы. Не исключено, что скоро они сами начнут принимать свои местные законы по оценке. Например, Московская городская дума в марте т.г. уже начала процесс слушаний по внесению поправок в закон по оценке г. Москвы. Все это свидетельствует о том, что и после принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" предстоит долгий и трудный путь поиска компромиссов и баланса интересов в вопросах лицензирования оценочной деятельности и обучения экспертов-оценщиков. Так что сделанный нами ранее прогноз о том, что эта история на 1-1,5 года, следует, видимо, рассматривать как оптимистический сценарий развития событий. И это при том, что до некоторых "стратегов" дойдет наконец, что с крупными игроками на рынке надо договариваться, а не пытаться всех "продавить" или обмануть. Иначе процесс может дополнительно затянуться, а, в итоге, решения будут приняты уже без участия этих горе-стратегов

23.03.2001 (Пятница) [ID 297] Новых главных претендентов на участие в сфере государственного регулирования оценочной деятельности - ФКЦБ РФ, Госстрой РФ и Минтранс РФ крайне удивляет предлагаемая Минимуществом РФ сверхсложная и путаная схема обучения оценщиков, в которой они не заинтересованы и не собираются в будущем ей следовать. Действительно, ничего подобного не было раньше ни у специалистов по ценным бумагам, ни у антикризисных управляющих, ни у аудиторов. Тем более, что правовая сторона лоббируемой схемы, мягко говоря, вызывает сомнения.

Возникает вопрос: кому и зачем это все нужно? Просто очень похоже на то, по мнению ряда информированных экспертов, что кое-кто решил воспользоваться ситуацией повышенного интереса к оценке и стать на этой волне член-корреспондентом Российской академии наук (РАН). Для достижения этой цели нужно только правдоподобно изобразить из себя крупного организатора науки и образования общероссийского масштаба в совершенно новом экономическом направлении - в оценке. Отсюда, по их версии, размах и основной вектор деятельности: Совет по оценке при РАН (сопредседатели - академик-секретарь отделения экономики РАН Д. Львов и проф. А. Грязнова), Российская ассоциация Вузов по обучению оценке (председатель - ректор Финансовой академии А. Грязнова), Учебно-методический Совет уполномоченного органа по регулированию оценочной деятельности в РФ (председатель А. Грязнова), упорные попытки открыть образовательную специальность по оценке и создать под нее новое УМО при Минобразовании России с головным учебно-методическим центром - Финансовой академией (ректор А. Грязнова), не говоря уже про беспрецендентные по трудоемкости и стоимости 500-850-часовые программы профессиональной переподготовки по очной форме обучения (основной разработчик - ИПО при Финансовой академии) и т.д.

Если это так, то возникает закономерный вопрос: для достижения каких целей уполномоченным органом по регулированию оценочной деятельности в РФ (Минимущество России) разрабатывается и предлагается такая схема обучения оценщиков - исходя из государственных потребностей в эффективной организации оценочной деятельности или для того, чтобы помочь одному из крупных вузовских администраторов стать член-корреспондентом РАН?

21.03.2001 (Среда) [ID 295] 20 марта в Торгово-промышленной палате РФ прошли слушания на тему "Состояние оценочной деятельности в России (правовые и концептуальные вопросы)". В ходе слушаний обсуждены следующие вопросы: о состоянии законодательной базы оценочной деятельности, о перспективах развития оценки в России, о лицензировании оценочной деятельности, о переоценке основных фондов. Присутствовало около 100 человек. Выступили: С.Смирнов (ТПП РФ), В.Рутгайзер (ТПП РФ), М.Сидоров (Госкомстат РФ), И.Шустов (Мэрия Москвы), В.Семириков (МИО РФ), В.Кругликов (НКО), Е.Нейман (РОО) и другие. Размах и уровень мероприятия, круг обсуждаемых проблем, количество и статус участников слушаний свидетельствуют о том, что ТПП РФ по своей инициативе, но при очевидном согласии других участников оценочного сообщества де-факто начинает успешно выполнять функции по координации оценочной деятельности в России. В связи с эти в кулуарах ряд влиятельных представителей высших органов государственной власти, заинтересованных министерств и ведомств высказывают свое личное мнение о целесообразности закрепления де-юре того, что уже произошло де-факто. В частности, имеется пока неофициальная точка зрения о необходимости укрепления наиболее видными представителями ТПП РФ ныне недостаточно эффективных главных органов по координации - Межведомственного совета по регулированию оценочной деятельности в РФ и Учебно-методического совета. Многие склоняются к мнению о целесообразности назначения на должности председателей этих Советов соответственно С. Смирнова и В. Рутгайзера. Ныне занимающие эти посты Ф. Газизуллин и А. Грязнова, по мнению многих экспертов, объективно не могут полноценно выполнять функции по координации из-за конфликта интересов, так как они одновременно являются руководителями крупных организаций, имеющих свои собственные интересы на рынке оценочного консалтинга. В силу этого возглавляемые ими Советы могут легко превратиться из органов координации усилий всех участников оценочной деятельности в инструмент лоббирования интересов отдельных структур. ТПП РФ не обременена такими проблемами, так как в отличие от Минимущества РФ не имеет значительных государственных правомочий и административных ресурсов в сфере оценки, а в отличие от Финансовой академии не является крупным игроком на рынке оценочного образования и не имеет там коммерческих интересов