Комментарий ValNet.ru к данным статистики по объему и структуре оценочных услуг в России

Известно, что валовой объем оценочных услуг в России за 2000 год равнялся 27 млн. долл. США. Из этой суммы на долю отечественных фирм пришлось 9 млн. долл. США или 33%, соответственно 18 млн. долл. США и 67% составила доля рынка для иностранных консультантов. Много это или мало? Для экономически эффективной работы оценочной фирмы в России годовая выручка от реализации в расчете на одного эксперта должна составлять около 30 тыс. долл. США (у иностранных консультантов этот показатель в 4-6 раз выше). Следовательно, исходя из этой информации получается, что весь отечественный рынок оценочного консалтинга может обеспечить полную загрузку только 300 российским экспертам (9 млн. долл. США : 30 тыс. долл. США). А сколько всего в России независимых экспертов-оценщиков? РОО утверждает, что членами этой саморегулируемой организации являются 2,0-2,5 тыс. чел. МЛП в свое время выдала лицензии на оценку более чем 500 фирмам, в которых согласно поданным лицензиатами документам работало примерно 1,5-2,0 тыс. экспертов. Около 1,0 тыс. оценщиков в соответствии с данными реестра прошло аттестацию при Мэрии г. Москвы. Таким образом, можно предположить, что в России пытаются заниматься оценочной деятельностью в качестве независимых экспертов около 3-5 тыс. чел. Это по международным меркам примерно в 5-7 раз меньше, чем требуется для страны с таким количеством населения и объемом имущества, тем более в переходный период развития экономики. Однако, это в 10-15 раз больше чем сегодня составляет реальный платежеспособный рыночный спрос на эти услуги. Причина такого малоприятного положения для независимых экспертов заключается в том, что пока главным оценщиком в России по-прежнему остается аппарат государственных органов управления.

Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» повсеместно не выполняется, особенно, в части обязательности проведения независимой оценки при совершении сделок с государственным имуществом. И активную борьбу с этим правовым нигилизмом и административным произволом для защиты независимой оценки как эффективного инструмента рыночных реформ сегодня по существу никто не ведет - ни саморегулируемые организации, ни уполномоченный орган по регулированию оценочной деятельности в Российской Федерации. Возникает вполне логичный вопрос: «Зачем учиться, аттестовываться, аккредитовываться, страховаться, становиться членом саморегулируемой организации, лицензироваться, если достойно оплачиваемой работой при сохранении нынешней ситуации может быть обеспечен только один из десяти экспертов?». Может лучше для всех будет, если уполномоченный орган и саморегулируемые организации займутся, наконец, тем, что входит в их прямые функциональные обязанности и является главной на сегодня проблемой для практикующих оценщиков, т.е. деятельностью по кардинальному увеличению объема оценочных услуг в России, хотя бы на основе требований о неукоснительном соблюдении положений уже упоминавшегося Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ? Иначе занятие оценочной деятельностью в России будет и дальше напоминать стрижку свиней, когда визгу много, а шерсти мало. Пора бы уже функционерам уполномоченного и саморегулируемого органов понять это и сменить свою ориентацию, перейдя со «стрижки» оценщиков на «окучивание» заказчиков оценочных услуг.


.