Комментарий ValNet.ru о депутатских инициативах по отмене лицензирования независимых оценщиков

07.02.2002

Депутаты Госдумы Н.Арефьев и Е.Ищенко представили законопроект, вносящий изменения в федеральное законодательство о лицензировании. В нем предлагается отменить лицензирование оценочной деятельности. Лицензирование этого вида деятельности, по мнению депутатов, является излишним. Однако, руководитель департамента оценки Минимущества России Г.Коряшкин считает, что отменять лицензирование преждевременно и поэтому это ведомство не согласует указанный законопроект. Учитывая, что Минимущество России является уполномоченным органом по государственному регулированию оценочной деятельности в России, провести такие изменения без поддержки этого ведомства представляется трудноразрешимой задачей.

Примерно в это же время по информации прессы (газета "Известия") состоялась встреча президента ТПП РФ Е.Примакова и министра имущественных отношений России Ф.Газизуллина. На этой встрече речь шла, в частности, о необходимости передачи общественным организациям части контрольных государственных функций.

А главной функцией государственного регулирования в сфере оценки, как раз, и является лицензирование, которое осуществляется Минимуществом России. Поэтому связь между двумя указанными событиями, на наш взгляд, существует прямая. И истинные интересы одной из сторон переговоров не ограничиваются, на самом деле, только разработкой методик оценки. Тем более, что имеются очень серьезные конкуренты в лице Минэкономразвития РФ на выполнение таких научно-исследовательских работ за счет средств госбюджета.

Об этом косвенно свидетельтвует и тот факт, что законопроект внесен именно депутатом Н.Арефьевым. За последние 2-3 года года в Госдуму вносилось несколько законопроектов по оценке, правда, ни один из них в итоге не был принят. Чаще других инициировали этот законодательный процесс депутаты И.Грачев и Н.Арефьев. При этом И.Грачев, обычно, лоббирует интересы РОО или Минимущества России, а Н.Арефьев - ТПП РФ.

Вряд ли последние события соответствуют интересам оценщиков. Федеральное лицензирование оценочной деятельности для большинства фирм уже завершено. Проходит оно вполне либерально, в основном, всех устраивает. Хотя есть недостатки в правилах, имеются и обиженные, но их немного. В конце концов, и это дело поправимо. Как нам представляется, аппарат Минимущества РФ настроен вполне конструктивно и, при необходимости, готов к разумным компромиссам и к корректировкам действующих правил.

Представление о том, что в России можно заменить государственное регулирование на саморегулирование бизнеса с помощью общественных организаций, далеко от реальной практики. Государственные органы, как региональные так и федеральные, все равно найдут способ управления этим процессом. Например, после отмены лицензирования оценочной деятельности в субъектах Федерации Правительство Московской области ввело аккредитацию оценочных фирм. Активизировалось навязывание оценщикам подобной аттестации и аккредитации Московской городской администрацией. Если и дальше так пойдет, то для того, чтобы оценивать по всей России, фирмам придется аккредитовываться в 89 субъектах Федерациии. Да и некоторые федеральные органы ведут себя аналогичным образом. Например, инспекция негосударственных пенсионных фондов выпустила приказ, согласно которому актуарные проверки пенсионных фондов могут проводить только независимые актуарии, имеющие аккредитацию инспекции. При этом процедуры указанных "аккредитаций" почти ничем не отличаются от правил лицензирования. По существу, это и есть лицензирование, замаскированное под аккредитацию. Но если порядок лицензирования четко прописан в законах, то про аккредитацию там нет ни слова и делается она по правилам, самостоятельно диктуемым организацией ее проводящей. А этот правовой вакуум создает идеальные условия для административного произвола.

Изменение правил в связи с переходом на единую федеральную лицензию на оценочную деятельность и так уже спровоцировало введение аккредитации в регионах, пока, правда, только в отдельных крупных субъектах Федерации. Полная же отмена лицензирования может подтолкнуть по принципу домино к введению аналогичной "аккредитации" рядом федеральных ведомств и уже не отдельных, а всех субъектов Федерации.

Что касается предложений о "передаче части контрольных функций государства общественным организациям", то вместо одного федерального лицензирования можно реально получить обязательное членство в российской общественной (саморегулируемой) организации плюс аккредитацию в федеральных ведомствах и субъектах Федерации, причем в каждом отдельно. Кроме того, известно, что членство в саморегулируемой (общественной) организации, когда оно носит обязательный характер в качестве условия осуществления предпринимательской деятельности, стоит неизмеримо больше, чем плата за государственную лицензию. Спросите об этом, например, адвокатов.

Таким образом, в интересах оценщиков, чтобы в создавшейся ситуации все развивалось постепенно и без революционных перемен. Будем надеяться, что и этот законопроект повторит судьбу многих предшествующих и навсегда исчезнет в бюрократической пучине нормотворческих недр Госдумы. А оценочное сообщество должно этому способствовать, хотя бы байкотом таких квази аккредитаций, псевдо аттестаций и открытым, где это возможно, неприятием подобных "реформ".