Помимо четко отработанных технологий приема, обучения, мотивации сотрудников не меньше важна и сложившаяся система увольнения сотрудников.
Сегодня специалисты, занимающиеся проблемой увольнения, единодушно сходятся во мнении, что увольнение - это искусство, а в искусстве нельзя импровизировать просто так, сначала надо приобрести необходимые знания и овладеть техникой.
Одна из новинок работы с кадрами, появившаяся недавно - МЕТОДИКА… ЩАДЯЩЕГО УВОЛЬНЕНИЯ.
Необходимо соблюдать основные правила "прощального разговора".
Такой разговор никогда не следует назначать перед выходными днями или праздниками, когда бедолага обречен несколько дней чувствовать себя совершенно одиноким, не знающим, что сказать друзьям, семье.
Нельзя проводить такой разговор на рабочем месте увольняемого или в зале, где работает много народу, чтобы увольняемому не пришлось уходить через шеренгу сочувственно глядящих на него сослуживцев. Разговор не должен продолжаться дольше 20минут, поскольку оглушенным неприятным известием, работник все равно не в состоянии слушать и обдумывать различные подробности, которые вкладывает ему начальник с благородной целью подсластить горькую пилюлю Необходимо, чтобы увольняющий начальник сам заранее подготовился к разговору, осознал собственные чувства, чтобы говорить максимально искренне. Если вы скажете, что-то хорошее увольняемому, вы вроде бы можете уменьшить собственные угрызения совести И все же лучше этого не делать, и не давать увольняемому никаких оснований сомневаться в справедливости решений.
Не цинизм ли это? Нет, это более гуманный подход, по мнению крупных специалистов по вопросам управления, за плечами которых блестящая карьера в крупнейших транснациональных корпорациях. Существуют специальные консультативные фирмы, специализирующиеся на помощи, с одной стороны фирмам, которым надо организовывать увольнения, а с другой - увольняемым сотрудникам в поисках новых мест. За эту работу им платят те фирмы, которые увольняют своих сотрудников. И платят им хорошо - в размере 15% годовых оклада уволенного специалиста. На эти средства консалтинговая фирма создает нечто, вроде реабилитационной программы для уволенных руководителей - их буквально водят за ручку, пытаясь возродить в них чувства уверенности в собственных силах и воссоздать их авторитет в глазах окружающих.
Многие очень трудно переживают увольнение Вот один из типичных случаев. Фирма не решалась уволить одного из руководителей среднего уровня и попыталась создать условия, в которых он бы сам принял решение об уходе. С этой целью его перевели в отдельный кабинет, окна которого смотрели на задний двор и где он практически был изолирован от всей жизни фирмы. Там не было ни телефона, ни шкафа, ни пишущей машинки. Только стул и стол. Да еще бюро. Через некоторое время бюро поменяли на меньшее. Потом заменили его столиком, который обычно используют под пишущие машинки. А затем забрали и этот столик, под предлогом, что он нужен вновь принятой на работу машинистке. И только тогда наш герой сдался. Но, продолжалась эта история два года, на протяжении которых он исправно отсиживал в своей "камере" все положенные восемь часов
Этот пример, кстати, иллюстрирует, что для самоуважения работника немалое значение имеет даже то, какая мебель стоит в его комнате. Вот потому, в консалтинговых фирмах, дают уволенному руководителю кабинет, шкаф для бумаг, телефон и даже секретаря, чтобы ему было кем командовать. А самое главное - они ему дают свои советы. Самый первый из них - не забывать бриться по утрам Дело в том, что уволенный часто впадает в депрессивное состояние, и по утрам ему даже бриться не хочется
Консультанты напоминают ему, что он должен иметь, благообразный вид, возбуждать доверие и даже выглядеть слегка агрессивным. Чаще всего им приходиться иметь дело с людьми, проработавшими на одном предприятии 15 - 20 лет, и слишком молодыми, чтобы уйти на преждевременную пенсию, но слишком старыми, чтобы вступать в бой молодыми, владеющими несколькими языками и специальностями. Уволенные даже не знают, что им делать, и потому наставники дают им имена людей, с которыми надо говорить о работе, телефоны и адреса предприятий, где для них может найтись место.
В лучшем случае такая реабилитация приносит результат через 3 - 4 месяца, в худшем - растягивается еще на столько - же.
В одной только Франции сегодня насчтитывается около 60 таких фирм, помогающим уволенным руководителям. В США их примерно 400, что не удивительно, поскольку такая процедура помощи часто предусматривается трудовыми договорами. В Москве и Санкт Петербурге стали появляться такие фирмы. В Мурманске в этом направлении работает Департамент центра занятости.
Видимо, так и должно быть, потому, что мировой опыт подсказывает: для блага руководителей и фирм управленческие кадры должны время от времени подвергаться ротации. Увольнение и переход в другую фирму должны в сегодняшнем динамичном мире стать делом вполне обычным и не ущемляющим ничьего достоинства. Конечно, работник должен твердо знать те социальные гарантии, которые будут ему предоставлены при увольнении. И тогда процедура "прощального разговора" перестанет вызывать стресс у того, кто должен через минуту сказать сидящему напротив человеку: "Вы уволены"
Читайте также статью Assessment Centre - залог объективности в оценке персонала