Новости

03.08.2000

Статьёй 8 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что «проведение оценки … является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов …, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованьям, в том числе: … в целях их приватизации, передаче в доверительное управление либо передачи в аренду». Указанная статья, особенно в части обязательной независимой оценки при сдаче государственного и муниципального имущества в аренду, не выполняется на территории всей страны. Устанавливаемые в нарушении закона самими государственными органами арендные платежи, обычно, в 1,5 - 2 раза, а в ряде случаев и на порядок ниже рыночных. В результате государственный бюджет ежегодно теряет миллиарды долларов, а независимые оценщики недополучают на свои услуги заказов на десятки миллионов долларов. Ответственные за решение этой проблемы сотрудники аппарата Минимущества России (Торопов, Кудряшкин) явно не торопятся, они до сих пор даже не разработали и не утвердили « … порядок определения величины и внесения платы за государственное (муниципальное) имущество, сданное в аренду», т. е. не выполнили поручение п. 13 Указа Президента РФ от 14 октября 1992 года № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду». Пассивную выжидательную позицию в части требования к государственным органам управления о необходимости соблюдения законодательства в вопросах обязательной независимой оценки занимают и руководители саморегулируемых организаций оценщиков (Артёменков, Нейман, Зимин, Буров, Климов), а некоторые из них вместо защиты экономических интересов оценщиков и разработки методического обеспечения оценки всё больше предпочитают специализироваться в роли консультантов и партнёров аппарата государственных органов по «бизнесу на оценщиках».

Не лучше дела обстоят и с оценкой земли. За последние 10 лет реформ в результате бездеятельности аппарата Минимущества России (Рустамова, Симирисов), Госкомзема России (Нестерова, Скуфинский), МСХ России в стране отсутствуют официально утверждённые и апробированные методики рыночной оценки земельных ресурсов, а большая часть сделок с землёй находится в теневом обороте.

Вместе с тем на многие из этих проблем методического характера уже найдены ответы отечественными учёными-экономистами и практикующими оценщиками, как на основе собственных разработок, так и на базе адоптации зарубежных методик. В связи с этим планируется в ближайшее время провести на нашем сайте серию публикаций некоторых авторских методических разработок известных российских экспертов по оценке. Откроет эту серию публикация профессора Государственного университета по землеустройству, главного эксперта-оценщика Международного оценочного консорциума И. Л. Цуканова, который является автором нескольких методик по оценке земельных и природных ресурсов. Затем планируется опубликовать прошедшую практическую апробацию в ряде субъектов Российской Федерации авторскую разработку по оценке городских территорий заведующего кафедрой Государственного университета по землеустройству, профессора РЭА им. Плеханова А. В. Севостьянова. В дальнейшем будут опубликованы работы по оценке и других авторов. Если у учёных и оценщиков есть свои интересные методические наработки, которые могут быть полезны для оценочного сообщества, то им также может быть предоставлена возможность для публикации на нашем сайте.