Российское законодательство

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

УКАЗАНИЕ
от 13 ноября 1997 г. N 18-У

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ О ПОРЯДКЕ ОЦЕНКИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ (ПЛАНОВ САНАЦИИ),
УТВЕРЖДЕННЫХ ПИСЬМОМ БАНКА РОССИИ
ОТ 08.09.97 N 513

В связи с введением в действие с 1 января 1998 года новых Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, Банк России направляет для руководства и использования в практической работе новую редакцию Методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации.
В связи с направлением новой редакции Методических рекомендаций отменяется письмо Банка России от 08.09.97 N 513.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
С.К.ДУБИНИН


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ОЦЕНКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ
(ПЛАНОВ САНАЦИИ) КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации (планы санации), которые разрабатываются в соответствии с требованиями, предусмотренными указаниями Банка России от 22.11.96 N 363 "О планах санации кредитных организаций" и письмами Банка России от 30.04.97 N 443 "О Методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными организациями", от 28.05.97 N 457 "О критериях определения финансового состояния банков", рекомендуется оценивать Главным управлениям (Национальным банкам) Банка России (далее - учреждения Банка России) в следующем порядке.

Примечание.
Указания ЦБ РФ от 22.11.1996 N 363 утратили силу в связи с изданием Инструкции ЦБ РФ от 12.07.1999 N 84-И.
Письмо ЦБ РФ от 28.05.1997 N 457 утратило силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 31.03.2000 N 766-У.

1. Устанавливается реальное финансовое положение кредитной организации, оценивается реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на этой основе определяется возможность восстановления платежеспособности, ликвидности и дальнейшего развития кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению.
2. Для установления реального финансового положения кредитной организации выясняется, имеется ли у нее недостаток собственных средств (капитала) и ликвидных активов, а также определяется их размер.
В этих целях показатели баланса кредитной организации группируются по форме согласно Приложению 1 "Показатели деятельности кредитной организации на рассматриваемую дату" с отражением результатов оценки активов и пассивов.
3. Для определения недостатка собственных средств (капитала) рассчитывается прежде всего сумма, необходимая для покрытия возможных и имеющихся потерь (обесценения) активов, и устанавливается сумма обязательств, которая не была учтена в балансе (не начисленная задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами, кредиторами и вкладчиками, в том числе по процентам, штрафам, пеням и неустойкам), а также сумма внебалансовых обязательств (гарантии, поручительства), по которым наступил момент платежа, но он не был совершен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации.
Примечание. Неучтенные штрафы, пени и неустойки могут определяться, в частности, по данным баланса кредитной организации и картотеки к внебалансовому счету 90904.
4. Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющихся потерь (обесценения) активов, определяется путем оценки стоимости всех активов кредитной организации в порядке согласно Приложению 2 "Оценка стоимости активов кредитной организации".
Если в результате оценки будет установлено, что стоимость актива меньше его балансовой стоимости, то в расчетном балансе стоимость данного актива и сумма прибыли кредитной организации уменьшаются и наоборот, если стоимость актива больше его балансовой стоимости, то в расчетном балансе стоимость данного актива и сумма прибыли увеличиваются (на сумму разницы между балансовой и расчетной стоимостью актива).
5. В случае, если будет установлено, что у кредитной организации имеются не учтенные в балансе обязательства, а также внебалансовые обязательства, по которым наступил момент платежа, но он не был осуществлен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации, то в расчетном балансе сумма обязательств кредитной организации увеличивается на сумму указанных неучтенных и внебалансовых обязательств. При этом прибыль в расчетном балансе должна быть уменьшена на ту же сумму.
6. Недостаток капитала определяется как разница между суммой собственных средств (капитала), которая минимально необходима для выполнения экономических нормативов, пересчитанных на основе показателей расчетного баланса, и суммой собственных средств (капитала), имеющейся у кредитной организации согласно расчетному балансу.
Примечание. Расчет недостатка капитала указан в разделе 1 примера, приведенного в Приложении 3.
7. Для определения недостатка у кредитной организации ликвидных средств следует на основе показателей расчетного баланса оценить разницу между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами.
Примечание. Под указанными обязательствами в целях настоящих Рекомендаций принимается значение символа Овт, используемого при расчете экономического норматива Н2 согласно Инструкции Банка России от 30.01.96 N 1. К этому значению прибавляется сумма недовзноса депонируемых в Банке России обязательных резервов и сумма обязательств, не учтенных в балансе, и внебалансовых обязательств, момент платежа по которым наступил (п. 3 настоящих Рекомендаций). В качестве ликвидных активов используются данные символа - ЛАт, который рассчитывается при определении экономического норматива Н2 (Инструкция Банка России от 30.01.96 N 1).

Примечание.
Приказом ЦБ РФ от 01.10.1997 N 02-430 с 1 января 1998 года вводится в действие новая редакция Инструкции N 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций", в соответствии с которой экономический норматив Н2 - это норматив мгновенной ликвидности, а экономический норматив Н3 - норматив текущей ликвидности. Экономический норматив Н2 старой редакции Инструкции N 1 соответствует экономическому нормативу Н3 новой редакции этой Инструкции.

8. При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению (плана санации) проверяется прежде всего соответствие этих мероприятий требованиям действующего законодательства и нормативных актов Банка России. Затем мероприятия оцениваются с точки зрения сроков их выполнения и способности реально обеспечить восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации.
9. При оценке мер, принимаемых учредителями (участниками), кредиторами и третьими лицами, выясняется, имеются ли у кредитной организации надлежащим образом оформленные договора и иные документы, подтверждающие реальность намерений указанных лиц.
Если планом санации предусмотрено внесение этими лицами денежных средств в уставный капитал или оказание финансовой помощи кредитной организации, то в обязательном порядке анализируется финансовое положение потенциальных инвесторов (санаторов), в частности, определяется наличие достаточной суммы чистых активов, а также достаточность остатков на расчетных, текущих, корреспондентских счетах потенциального инвестора, открытых в санируемой кредитной организации, в случае если эти средства планируется направить на увеличение уставного капитала.
Примечание. Расчет суммы чистых активов для кредитных организаций осуществляется с учетом требований письма Банка России от 28.10.96 N 350, для прочих организаций - на основе Приказа Минфина РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 05.08.96 NN 71, 149.
В случае, если потенциальный инвестор в рамках плана санации принимает на себя обязательства не отзывать (в течение определенного времени) со своих счетов, открытых в данной кредитной организации, денежные средства и (или) разместить у нее в виде депозита определенную (неснижаемую) сумму денежных средств, то следует по его балансу выяснить, имеются ли у него ликвидные средства и какова их динамика изменения. По результатам такого анализа определяется возможность инвестора вывести на определенный срок (например, на срок размещения депозита) из своего оборота эти денежные средства.
Анализ финансового положения учредителей (участников), кредиторов и других потенциальных инвесторов (санаторов) целесообразно осуществлять за период не менее двух лет.
10. При оценке мероприятий по сокращению административно - хозяйственных расходов кредитной организации выясняется, насколько они будут обеспечивать нормальное ее функционирование и выполнение ею намеченных мероприятий по финансовому оздоровлению при снижении расходов. Для этого следует, в частности, сравнить по структуре и динамике планируемые и ранее произведенные расходы. Это позволит определить реальность планируемого снижения тех или иных расходов.
11. При оценке реальности мероприятий, предусматривающих повышение доходности операций кредитной организации, определяется, в какой степени кредитная организация имеет технические и финансовые возможности развивать операции, которые могут принести доход, и позволяет ли ситуация на финансовых и других рынках развивать эти направления бизнеса, возможности направлять свободные денежные средства в какие-либо активные рентабельные операции. В этих случаях следует учитывать способность кредитной организации восстановить осуществление своевременных расчетов через свои корреспондентские счета.
В целях оценки эффективности активных операций необходимо проводить анализ их доходности в сравнении со средней доходностью подобного рода операций в данном регионе (экономическом районе) или стране в целом.
12. При оценке реальности реализации активов кредитной организации прежде всего определяется возможность реализации данного актива вообще, а затем - возможность его реализации по планируемой цене и в установленные планом сроки.
13. При оценке мероприятий по взысканию дебиторской задолженности следует учитывать: имеются ли судебные решения и вступили ли они в законную силу, какова вероятность исполнения судебных решений с учетом имущественного положения дебиторов.
14. Признанные реальными мероприятия следует оценивать с точки зрения их влияния на финансовое оздоровление кредитной организации, имея в виду, что выполнение всех этих мероприятий должно обеспечить восстановление платежеспособности и ликвидности, то есть покрыть недостаток капитала и ликвидных средств.
В этих целях мероприятия, направленные на восстановление ликвидности кредитной организации, анализируются в первую очередь, так как обеспечение своевременных расчетов по текущим обязательствам является одним из основных условий выполнения данной кредитной организацией мероприятий по финансовому оздоровлению.
Все мероприятия по финансовому оздоровлению (включая меры по поддержанию функционирования) кредитной организации оцениваются сначала по отдельности, а затем в комплексе. На этой основе рассчитываются ориентировочные показатели деятельности кредитной организации на период проведения санации, которые сравниваются с показателями, предусмотренными утвержденным планом санации.
При оценке влияния указанных мероприятий на восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации следует исходить из того, что кредитная организация будет осуществлять в период проведения санационных мероприятий все присущие ей операции, в том числе формирование различных резервов, включая резервы под возможные потери стоимости активов, обязательные резервы, депонируемые в Банке России, и резервный фонд.
15. В случае, если анализ мероприятий, предусмотренных планом санации, свидетельствует о возможности восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации, необходимо оценить возможность ее устойчивого развития на перспективу. При этом учитываются, в частности, следующие факторы:
конкурентоспособность кредитной организации с точки зрения квалификации ее персонала, объема и качества предлагаемых услуг, уровня банковских технологий и сервиса;
наличие устойчивых источников доходов;
перспективы выполнения пруденциальных норм деятельности;
наличие устойчивой клиентской базы;
заинтересованность собственников кредитной организации в ее развитии.
16. В зависимости от результатов оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации учреждение Банка России должно сделать соответствующие выводы и принять решение либо о продолжении проведения санации данной кредитной организации, либо о применении к ней мер надзорного реагирования, вплоть до направления в Банк России ходатайства об отзыве у данной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Приложение 1
к Методическим рекомендациям
"О порядке оценки мероприятий
по финансовому оздоровлению
(планов санации) кредитной
организации"
от 13.11.97 N 18-У

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
НА РАССМАТРИВАЕМУЮ ДАТУ

N п/пПоказатели деятельности кред. орг.Номера бал. счетов, используемых при расчете показателей деятельности кред. орг.Балансовые данныеКорректировкаСкорректированное сальдо
суммаN примера
1234567
АКТИВЫ (размещение ресурсов)
I. Дебиторы
1Денежные средства202
2Драгоценные металлы20301 - 20308; 204
3Корр. счет и другие счета в Банке России30102; 30208; 30210; 319
4Корреспондентские счета в других банках-корреспондентах 20315; 20316; 30110; 30114; 30115; 30206; 30213
5Государственные ценные бумаги и средства в РЦОРЦБ304(А); 501
6Обязательные резервы, перечисленные в Банк России30202; 30204
7Ценные бумаги50201; 50202; 50301; 50302; 50401; 50402; 50501; 50502; 50601; 50602; 50701; 50702; 50801; 50802; 50901; 50902; 51001; 51002; 51101; 51102
8Кредиты предприятиям и организациям20311; 20312; часть (20317, 20318); 40308; 441 - 454(А); 456(А); 458(А) минус (45815, 45817); 460 - 473(А)
9Кредиты физическим лицам455(А); 457(А); 45815; 45817
10Кредиты банкамчасть(20317, 20318); 320 - 324(А)
11Учтенные векселя512 - 519(А)
12Прочие дебиторы и прочие активы303 (А минус П) дебетовое сальдо; 306(А); 40908; 474(А); 60606; 603(А); 61309
Итого по разделу I:
II. Основные и другие средства банков
1Основные средстваи хозяйственные затраты604; 605 минус (60601; 60602; 60603;60604); 607; 608(А) минус 60803; 609(А) минус 60903; 610; 611(А) минус 61103
2Другие средства банка50203; 50303; 50403; 50503; 50603; 50703; 50803; 50903; 51003; 51103; 601; 602
Итого по разделу II:
Баланс:
ПАССИВЫ (источники ресурсов)
I. Кредиторы
1Вклады физических лиц423; 426; 47411
2Средства предприятий и организаций20309; 20310; 30601; 401 (П минус А); 402 - 422(П); 425; 427 - 440
3Средства банков20313; 20314; 30109; 30111; 30112; 30113; 30205; 30408; 312 - 318
4Выпущенные банком ценные бумаги520 - 523
5Документы, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации47418
6Прочие кредиторы303 (П минус А) кредитовое сальдо; 30603; 30604; 474(П) минус (47411, 47418, 47425); 603(П) минус 60324; 60605; 61409
Итого по разделу I:
II. Средства банков
1Уставный капитал102 - 104
2Собственные акции, выкупленные у акционеров105 (остаток по данному счету указы- вается со знаком минус)
3Добавочный капитал10602; 10603
4Резервный фонд10701
5Другие фонды10702 - 10704
6Прибыль, ресурсы и другие средства банка20319; 20320; 325; 459; 612; 613(П); 614(А); 701 - 705 (Кт остатки минус Дт остатки. При Дт сальдо указывается знак минус)
Итого по разделу II:
III. Резервы, созданные банком
1Резерв под обесценение ценных бумаг50204; 50304; 50404; 50504; 50604; 50704; 50804; 50904; 51004; 51104; 51210; 51310; 51410; 51510; 51610; 51710; 51810; 51910
2Резерв под возможные потери по ссудам32010; 32110; 32211; 32311; 32403; 44210; 44310; 44410; 44509; 44609; 44709; 44809; 44909; 45009; 45109; 45209; 45309; 45409; 45508; 45607; 45707; 45818; 46008; 46108; 46208; 46308; 46408; 46508; 46608; 46708; 46808; 46908; 47008; 47108; 47208; 47308
3Резервы под возможные потери по прочим активам и расчетам с дебиторами 47425; 60324
Итого по разделу III:
Баланс:

Примечание. При внесении изменений в план счетов бухгалтерского учета следует внести соответствующие изменения в таблицу исходя из экономического содержания балансовых счетов.


Приложение 2
к Методическим рекомендациям
"О порядке оценки мероприятий
по финансовому оздоровлению
(планов санации) кредитной
организации"
от 13.11.97 N 18-У

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ
АКТИВОВ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Определение реальной стоимости активов кредитной организации осуществляется на основе оценки их рыночной стоимости в случае их обращения на вторичных финансовых и иных рынках, а при отсутствии таковой - расчетным способом.
При невозможности осуществить сплошную оценку качества активов проводится их выборочная оценка. На основе выборочной оценки качества однородных активов по форме средневзвешенных величин определяется качество всех активов кредитной организации.
Под однородными активами понимаются активы, имеющие общую экономическую сущность (учтенные векселя, кредиты, направленные в определенную отрасль экономики, остатки по корреспондентским счетам и т.п.).
Выборочная проверка может осуществляться путем охвата не менее 30% активов как от общей их стоимости, так и от их общего количества.
Общая сумма корректировки стоимости активов оценивается исходя из следующего:
(1) денежные средства в кассах банка оцениваются по их балансовой стоимости;
(2) драгоценные металлы должны быть оценены в соответствии с Положением "О совершенствовании операций с драгоценными металлами" Банка России от 01.11.96 N 50 по специально установленному курсу Банка России. В случае их переоценки или недооценки эта разница корреспондируется с балансовыми счетами 61308, 61408;
(3) корреспондентский счет в Банке России оценивается по балансовой стоимости;
(4) корреспондентские счета типа "Ностро" в других кредитных организациях оцениваются исходя из следующих принципов:
- стоимость денежных средств, размещенных в кредитных организациях, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, принимается равной нулю;
- при имеющихся задержках в выполнении поручений со стороны кредитной организации в течение одного месяца сумма стоимости принимается равной нулю, 10 дней - 40%, 3-х дней - 85%;
(5) государственные ценные бумаги учитываются по рыночной стоимости в соответствии с "Временным порядком бухгалтерского учета по операциям с государственными именными краткосрочными бескупонными облигациями в коммерческих банках", утвержденными Приказом по Банку России от 6 мая 1993 г. N 02-78;
(6) обязательные резервы, депонированные в ЦБ РФ, учитываются по их балансовой стоимости;
(7) ценные бумаги учитываются по цене их покупки на вторичном рынке, если они на нем обращаются. При отсутствии котировки ценных бумаг их оценочная стоимость принимается равной 40% от балансовой стоимости.
На сумму перекрестного участия уменьшаются остатки по ценным бумагам и соответственно величина уставного фонда. Кроме того, если при анализе баланса дочерней компании выяснится, что ее чистые активы имеют отрицательное значение, то оценочная стоимость вложений в ценные бумаги этого эмитента принимается равной нулю;
(8) оценочная стоимость ссудного портфеля определяется как разница между его балансовой стоимостью и суммой резерва под возможные потери по ссудам (независимо от того, начислен он фактически или нет), который рассчитывается в соответствии с письмом Банка России от 24.12.94 N 130а.

Примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: письмо Банка России N 130а издано 20.12.1994, а не 24.12.1994.
Письмо ЦБ РФ от 20.12.1994 N 130а утратило силу с 1 января 1998 года в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 25.12.1997 N 101-У, которым введена в действие Инструкция ЦБ РФ от 30.06.1997 N 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам".
Указание ЦБ РФ от 25.12.1997 N 101-У утратило силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 29.06.2000 N 810-У.

Дополнительно рекомендуется учитывать следующие факторы.
По кредитам, предоставленным своим дочерним организациям и инсайдерам, при отсутствии последнего баланса этих юридических лиц, резерв принимается в размере 100%.
При наличии последнего баланса этих организаций в первую очередь должны быть проанализированы размер их чистых активов и размещение денежных средств дочерними организациями и инсайдерами. Зачастую кредиты таким организациям предоставляются на так называемые "технологические" цели: для строительства, покупки недвижимости, обеспечения деятельности кредитной организации, а иногда и как закамуфлированные затраты. В этом случае указанные активы в расчетном балансе кредитной организации корректируются исходя из возможности востребования этих кредитов;
(9) под кредиты населению без обеспечения рекомендуется принимать резерв в размере 100%. Под кредиты сотрудникам банка без обеспечения создается резерв в соответствии с письмом Банка России от 24.12.94 N 130а;

Примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: письмо Банка России N 130а издано 20.12.1994, а не 24.12.1994.
Письмо ЦБ РФ от 20.12.1994 N 130а утратило силу с 1 января 1998 года в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 25.12.1997 N 101-У, которым введена в действие Инструкция ЦБ РФ от 30.06.1997 N 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам".
Указание ЦБ РФ от 25.12.1997 N 101-У утратило силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 29.06.2000 N 810-У.

(10) оценка стоимости учтенных банком векселей, которые были переоформлены из ссудной задолженности, осуществляется идентично расчету оценочной стоимости ссудного портфеля. При наличии на балансе данного векселя свыше шести месяцев по нему рекомендуется принимать резерв в размере 100%.
По учтенным банком векселям организаций, имеющим неизвестную платежеспособность, и при отсутствии их балансов за последние три месяца принимается резерв в размере 100%. При наличии рыночных котировок векселей оценочная стоимость определяется исходя из их цены покупки на вторичном рынке;
(11) прочие дебиторы оцениваются на предмет возможности взыскания этой задолженности. При невозможности взимания задолженности их оценочная стоимость принимается равной нулю;
(12) имущество банка оценивается исходя из независимой оценки специалистов - риэлтеров. При ее отсутствии оно оценивается за исключением переоценки и износа имущества;
(13) другие средства банка оцениваются исходя из их известной рыночной стоимости. При ее отсутствии их оценочная стоимость принимается равной 30% балансовой стоимости.
При наличии актов инспекционных проверок оценку качества активов рекомендуется производить, основываясь на их данных.

Приложение 3
к Методическим рекомендациям
"О порядке оценки мероприятий
по финансовому оздоровлению
(планов санации) кредитной
организации"
от 13.11.97 N 18-У

ПРИМЕР
ОЦЕНКИ РЕАЛЬНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
ПЛАНОМ САНАЦИИ КБ "ПРИМЕР"

Текст этого документа неопубликован на нашем сайте