Московское законодательство

МОСКВА

МЭР

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 апреля 1999 г. N 388-РМ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОЦЕНОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

(в ред. распоряжения Мэра Москвы от 12.07.1999 N 723-РМ)

УТРАТИЛО СИЛУ ПО РАСПОРЯЖЕНИЮ МЭРА МОСКВЫ от 05.06.2001 №559-РМ

В соответствии с Федеральными законами от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Законом города Москвы от 11.02.98 N 3 "Об оценочной деятельности в городе Москве" и в целях упорядочения осуществления оценочной деятельности на территории города Москвы, защиты интересов и прав граждан и юридических лиц:
1. На период до принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих порядок лицензирования указанного вида деятельности, утвердить Временный порядок лицензирования оценочной деятельности в городе Москве (приложение).
2. Московской лицензионной палате провести необходимые организационные мероприятия и приступить к выдаче лицензий в соответствии с утвержденным Временным порядком с 1 июня 1999 г.
3. Установить, что осуществление оценочной деятельности на территории города Москвы без лицензии с 1 августа 1999 г. запрещается.
4. Считать утратившими силу распоряжения Мэра Москвы от 27.01.97 N 73-РМ "О введении лицензирования деятельности по оценке недвижимости на территории города Москвы" и от 03.11.97 N 855-РМ "О приостановлении действия распоряжения Мэра Москвы от 27 января 1997 г. N 73-РМ "О введении лицензирования деятельности по оценке недвижимости на территории города Москвы".
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Толкачева О.М.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков


Приложение
к распоряжению Мэра Москвы
от 21 апреля 1999 г. N 388-РМ

ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Настоящий Временный порядок (далее - Порядок) разработан на основании Федеральных законов от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Закона города Москвы от 11.02.98 N 3 "Об оценочной деятельности в городе Москве".
Порядок определяет основные нормы и принципы, регламентирующие проведение на единой нормативной и организационно - методической основе лицензирования оценочной деятельности, устанавливает условия лицензирования указанного вида деятельности, осуществляемой юридическими лицами независимо от организационно - правовой формы и формы собственности и индивидуальными предпринимателями на территории города Москвы.
Раздел 1. Общие положения
1.1. Лицензирование оценочной деятельности осуществляется в целях упорядочения осуществления данного вида деятельности, защиты интересов граждан и юридических лиц, являющихся потребителями услуг по оценке.
1.2. Оценочная деятельность осуществляется на территории города Москвы на основании лицензии, выдаваемой Московской лицензионной палатой (далее - лицензирующий орган).
1.3. В качестве лицензиатов (владельцев лицензии) выступают юридические лица независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности и индивидуальные предприниматели, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять оценочную деятельность на территории города Москвы.
1.4. Лицензия может предусматривать право лицензиата осуществлять в качестве предпринимательской оценочную деятельность по оценке стоимости следующих объектов оценки:
(абзац в ред. распоряжения Мэра Москвы от 12.07.1999 N 723-РМ)
а) оценка отдельных материальных объектов (вещей);
б) оценка совокупности вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
в) оценка права собственности и иных вещных прав на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
г) оценка прав требования, обязательств (долгов);
д) оценка работ, услуг, информации;
е) оценка иных объектов гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Виды работ (виды объектов оценки) устанавливаются распоряжениями первого заместителя Премьера Правительства Москвы по представлению уполномоченного органа Московской городской администрации, контролирующего осуществление оценочной деятельности, при согласовании лицензирующего органа.
(абзац введен распоряжением Мэра Москвы от 12.07.1999 N 723-РМ)
1.5. Право на осуществление оценочной деятельности возникает у юридического лица или индивидуального предпринимателя с момента выдачи ему лицензии или в указанный в ней срок и прекращается с момента окончания срока действия лицензии, приостановления действия или отзыва лицензии.
1.6. Осуществление оценочной деятельности на территории города Москвы без лицензии запрещается.
Раздел 2. Порядок выдачи лицензий
2.1. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган:
а) заявление о выдаче лицензии (по установленной форме) с указанием:
- для юридического лица - наименования и организационно - правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего банка;
- для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина (серия, номер, кем и когда выдан), места жительства;
- заявляемого вида деятельности с указанием видов работ (видов объектов оценки);
(в ред. распоряжения Мэра Москвы от 12.07.1999 N 723-РМ)
- срока действия лицензии;
б) для юридических лиц - копии учредительных документов (если они не заверены нотариусом - с предъявлением подлинников);
в) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (если она не заверена нотариусом - с предъявлением подлинника);
г) справку налогового органа о постановке на учет (кроме случаев, когда заверенная в установленном порядке отметка о постановке на учет в налоговой инспекции сделана на свидетельстве о регистрации) или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя со штампом налогового органа с указанием идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
д) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;
е) для юридических лиц - сведения о наличии в штате юридического лица сотрудников, имеющих документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности по соответствующему виду объектов оценки и документ о внесении в Реестр профессиональных оценщиков по результатам прохождения добровольной официальной (государственной) аттестации по соответствующему виду объектов оценки;
(в ред. распоряжения Мэра Москвы от 12.07.1999 N 723-РМ)
ж) копии документов об образовании (если копии не заверены нотариусом - с предъявлением подлинников), выданных штатным сотрудникам юридического лица или индивидуальному предпринимателю и подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности по соответствующему виду объектов оценки и документа о внесении в Реестр профессиональных оценщиков по результатам прохождения добровольной официальной (государственной) аттестации по соответствующему виду объектов оценки в случае, если такая аттестация осуществляется в городе Москве;
(в ред. распоряжения Мэра Москвы от 12.07.1999 N 723-РМ)
з) исключен. - Распоряжение Мэра Москвы от 12.07.1999 N 723-РМ
2.2. В качестве документов, подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, представляются документы, выданные высшими государственными или частными учебными заведениями, специально создаваемыми для осуществления профессионального обучения оценщиков, или документы о прохождении образования на базе факультетов (отделений, кафедр) высших государственных или частных учебных заведений, имеющих право осуществлять указанное обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Документы об образовании, подтверждающие получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, выданные до вступления в силу Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подлежат приведению в соответствие с нормами указанного Федерального закона не позднее 1 июля 2000 года.
2.3. Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Порядком, запрещается.
2.4. Соискатель лицензии несет в установленном порядке ответственность за достоверность представляемых данных.
2.5. Заявление о выдаче лицензии с приложением всех необходимых документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, принимается лицензирующим органом по описи и регистрируется в день его получения. Копия описи с отметкой о приеме документов возвращается соискателю лицензии.
2.6. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
2.7. Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом с учетом заключения Экспертного совета, создаваемого при лицензирующем органе.
2.8. В выдаче лицензии может быть отказано только в следующих случаях:
а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
б) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
2.9. Мотивированное решение лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме в трехдневный срок после его принятия и может быть обжаловано в установленном порядке.
2.10. Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с приложением расчета размера лицензионного сбора, указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора.
2.11. Соискатель лицензии должен произвести оплату лицензионного сбора в указанные в уведомлении сроки.
2.12. В документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются:
а) наименование органа, выдавшего лицензию;
б) для юридических лиц - наименование и юридический адрес лицензиата;
- для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность лицензиата (серия, номер, кем и когда выдан);
в) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
г) вид деятельности, на осуществление которого выдается лицензия, с указанием видов работ (видов объектов оценки);
(в ред. распоряжения Мэра Москвы от 12.07.1999 N 723-РМ)
д) условия осуществления данного вида деятельности;
е) область действия лицензии;
ж) срок действия лицензии;
з) регистрационный номер лицензии и дата выдачи.
2.13. Документ, подтверждающий наличие лицензии, подписывается руководителем лицензирующего органа или уполномоченным им должностным лицом лицензирующего органа и заверяется печатью лицензирующего органа.
2.14. Лицензия выдается на три года. Лицензия на срок до трех лет может выдаваться только по заявлению лица, обратившегося за ее получением.
2.15. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
2.16. Документ, подтверждающий наличие лицензии, выдается в течение трех дней после представления лицензиатом в лицензирующий орган документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора.
2.17. Действие лицензии не распространяется на других лиц, осуществляющих деятельность совместно с лицензиатом, в том числе по договору о сотрудничестве, а также на юридические лица, одним из учредителей которых является лицензиат.
Документ, подтверждающий наличие лицензии, не подлежит передаче другому лицу. Не является передачей документа, подтверждающего наличие лицензии, временное предоставление его другому лицу для совершения действий от имени владельца лицензии на основании трудового договора (контракта) или договора поручения.
2.18. В случае порчи, утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, изменений данных документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, и других изменений, не связанных с изменением условий осуществления лицензируемого вида деятельности, лицензиат обязан в 15-дневный срок уведомить об этом лицензирующий орган и подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.
2.19. Непредставление заявления о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в установленные сроки является грубым нарушением лицензионных требований и условий.
2.20. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение пяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.
Лицензирующий орган имеет право провести проверку представленных лицензиатом сведений.
2.21. До выдачи переоформленного документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданного документа, на котором делается отметка лицензирующего органа.
2.22. Лицензирующий орган имеет право принять решение об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае установления наличия недостоверных или искаженных данных в представленных лицензиатом документах.
2.23. Уведомление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется (вручается) лицензиату в письменной форме с указанием размера платы за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, срока ее оплаты и реквизитов соответствующего банковского счета.
Выдача переоформленного документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение трех дней после представления в лицензирующий орган документа, подтверждающего внесение платы за переоформление документа.
2.24. Оценочная деятельность на основании лицензии, выданной лицензирующим органом иного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территории города Москвы после регистрации лицензии Московской лицензионной палатой в установленном порядке.
Сведения о регистрации лицензии отражаются в документе, подтверждающем наличие лицензии.
2.25. Осуществление оценочной деятельности на территории города Москвы на основании лицензии, выданной лицензирующим органом иного субъекта Российской Федерации и не прошедшей регистрацию на территории города Москвы, рассматривается как деятельность без лицензии.
Раздел 3. Порядок определения размера платы за рассмотрение заявления и размера лицензионного сбора
3.1. Рассмотрение заявления о выдаче лицензии, выдача и переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляются на платной основе.
3.2. При обращении в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии соискатель лицензии вносит плату, равную трехкратному размеру установленной законом минимальной месячной оплаты труда.
3.3. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в десятикратном размере установленной законом минимальной месячной оплаты труда.
3.4. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат вносит плату в размере одной десятой установленной законом минимальной месячной оплаты труда.
3.5. Все средства, поступающие в качестве платы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии, платы за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензионного сбора, зачисляются в бюджет города Москвы.
3.6. Независимо от результатов рассмотрения лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии плата за рассмотрение заявления возврату не подлежит.
Раздел 4. Организация работ по лицензированию
4.1. Лицензирование оценочной деятельности осуществляется Московской лицензионной палатой.
4.2. Бланки документов, подтверждающих наличие лицензии, являются документами строгой отчетности.
4.3. Лицензирующий орган ведет реестр выданных, зарегистрированных и аннулированных (отозванных) лицензий, а также лицензий, действие которых приостановлено.
Раздел 5. Обязательные условия и требования к лицензиату
5.1. Лицензиат обязан соблюдать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы, выполнять решения лицензирующего органа, предписания контрольных и надзорных органов.
5.2. Лицензиат обязан:
- соблюдать нормы и правила, регулирующие осуществление лицензируемого вида деятельности;
- выполнять условия осуществления лицензируемого вида деятельности;
- иметь в штате не менее одного сотрудника, имеющего необходимое профессиональное образование;
- незамедлительно сообщать заказчику о невозможности своего участия в оценке вследствие обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;
- обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в процессе осуществления оценки;
- предоставлять по просьбе заказчика информацию о законодательстве Российской Федерации и города Москвы об оценочной деятельности, уставных требованиях соответствующей саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, а также об используемых ими методиках и стандартах оценки;
- по первому требованию клиентов и контролирующих органов предъявлять документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление оценочной деятельности, и документы об образовании, подтверждающие получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
- хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;
- предоставлять копии хранящихся отчетов и информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам либо органам местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- предоставлять по запросу уполномоченных контролирующих органов информацию, необходимую для осуществления надзора за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий;
- осуществлять страхование гражданской ответственности оценщиков в форме заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от установленных видов объектов оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки;
(дефис в ред. распоряжения Мэра Москвы от 12.07.1999 N 723-РМ)
- осуществлять страхование гражданской ответственности перед третьими лицами в форме заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности;
- не допускать разглашения конфиденциальной информации, полученной от заказчика в процессе проведения оценки, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы;
- в случае проведения оценки стоимости объектов, по которым в городе Москве осуществляется добровольная официальная (государственная) аттестация, поручать установление стоимости, составление и подписание отчетного документа об осуществленной оценке только физическим лицам, имеющим документ о внесении в Реестр профессиональных оценщиков по результатам прохождения добровольной официальной (государственной) аттестации по соответствующему виду объектов оценки.
(дефис введен распоряжением Мэра Москвы от 12.07.1999 N 723-РМ)
5.3. При изменении состава штатных сотрудников юридического лица, имеющих документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценки, лицензиат - юридическое лицо обязан незамедлительно сообщить об этом в письменном виде в лицензирующий орган с приложением документов, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 2.1 настоящего Порядка.
Раздел 6. Надзор за соблюдением лицензионных требований и условий
6.1. Надзор за соблюдением лицензионных требований и условий осуществления оценочной деятельности осуществляют:
- контрольные подразделения лицензирующего органа;
- государственные и территориальные контрольные и надзорные органы в пределах прав, предоставленных им законодательными и нормативными актами Российской Федерации и города Москвы.
6.2. Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах.
6.3. К юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории города Москвы лицензируемый вид деятельности с нарушением лицензионных условий и требований, меры воздействия применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Раздел 7. Приостановление действия и отзыв лицензии
7.1. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии в случаях:
а) выявления лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах компетенции указанных органов нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;
б) невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.
7.2. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шести месяцев.
7.3. Лицензирующий орган обязан принять решение о возобновлении действия лицензии по заявлению лицензиата в случае устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Действие лицензии считается возобновленным после принятия лицензирующим органом соответствующего решения, о котором он в трехдневный срок информирует в письменной форме лицензиата и соответствующие налоговые органы.
Приостановление действия лицензии на какой-либо срок не влечет за собой увеличения срока ее действия.
7.4. Лицензия может быть отозвана лицензирующим органом, выдавшим лицензию.
7.5. Основанием для отзыва лицензии является:
а) признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке недействительным факта государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
б) признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке индивидуального предпринимателя или юридического лица банкротом;
в) признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке недействительным имеющегося у оценщика, являющегося индивидуальным предпринимателем, документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
г) признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке недействительным документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, выданного штатному сотруднику лицензиата - юридического лица, если в штате данного юридического лица отсутствуют другие сотрудники, имеющие указанные документы;
д) выход лицензиатом в своей деятельности за пределы прав, предоставленных ему лицензией на осуществление оценочной деятельности;
е) несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации;
ж) решение суда, арбитражного суда, третейского суда.
7.6. Ходатайство об отзыве лицензии на осуществление оценочной деятельности может быть представлено уполномоченным органом Московской городской администрации по контролю за осуществлением оценочной деятельности, саморегулируемыми организациями, а также иными заинтересованными лицами.
(п. 7.6 в ред. распоряжения Мэра Москвы от 12.07.1999 N 723-РМ)
7.7. В случае ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная ему лицензия утрачивает юридическую силу и считается отозванной.
7.8. Решение о приостановлении и возобновлении действия лицензии, а также об отзыве лицензии принимается руководителем лицензирующего органа или уполномоченным им должностным лицом лицензирующего органа с учетом рекомендаций Экспертного совета.
Лицензирующий орган о принятом решении в трехдневный срок информирует в письменной форме лицензиата и соответствующие налоговые органы.
Раздел 8. Ответственность лицензирующего органа
8.1. Решения и действия лицензирующего органа могут быть обжалованы в установленном порядке в Московскую лицензионную палату, в Экспертно - апелляционный совет при Московской лицензионной палате, а также в судебные органы.
8.2. Руководители и должностные лица лицензирующего органа несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение настоящего Порядка в соответствии с действующим законодательством.