Аналитическая записка по вопросу лицензирования оценочной деятельности в городе Москве Председателя Московской лицензионной палаты Заводнова В.Я.

15.07.2000

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" введено лицензирование оценочной деятельности. Распоряжением Мэра Москвы от 21.04.1999 г. N 388-РМ "О лицензировании оценочной деятельности в городе Москве" на период до принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих порядок лицензирования указанного вида деятельности, утвержден Временный порядок лицензирования оценочной деятельности в городе Москве.

Московская лицензионная палата с 01.06.1999 г. приступила к выдаче лицензий на осуществление оценочной деятельности на территории города, а с 01.08.1999 года осуществление оценочной деятельности на территории города Москвы без лицензии запрещается.

За период с 01.06.1999 г. по настоящее время в Москве выдано 460 лицензий на осуществление оценочной деятельности. Из них 8 лицензий приостановлено в связи с нарушением лицензионных требований и условий.

Основной проблемой, возникающей в процессе лицензирования оценочной деятельности, является представление документов об образовании, подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным органом образовательными программами (статья 24 Федерального закона РФ от 29.07.98г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

В соответствии со статьей 25 абзац 2 Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" документы об образовании, подтверждающие получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, выданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами настоящего Федерального закона не позднее 01 июля 2000 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.99 г. N 932 "Об уполномоченном органе по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации" Министерство имущественных отношений РФ (Мингосимущество РФ) назначено уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации.

Однако, до настоящего времени уполномоченным органом не согласованы стандарты и требования к учебным программам.

Министерством имущественных отношений Российской Федерации рассматривается концепция 500 или 800-часовых программ обучения, что в данный момент, по нашему мнению, совершенно не актуально, так как до установленного Федеральным законом срока (01.07.2000 г.), ни один оценщик не сможет пройти указанную учебную программу.

Министерством имущественных отношений Российской Федерации был подготовлен проект Положения "О лицензировании оценочной деятельности в Российской Федерации", в котором, в частности, были установлены 4 самостоятельных вида оценочной деятельности:

- оценка машин оборудования, транспортных средств;

- оценка недвижимости;

- оценка интеллектуальной собственности;

Лицензирование данных видов оценочной деятельности отнесено к ведению субъектов федерации.

- оценка предприятий (бизнеса);

Лицензирование отнесено к ведению Министерства имущественных отношений РФ.

При этом введен термин "генеральная лицензия".

Московской лицензионной палатой подготовлены замечания к данному проекту положения, в которых указано, что данные нормы противоречат ст.ст. 19, 23 Федерального закона "Об оценочной деятельности", статье 19 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Наши замечания корреспондируются с замечаниями Начальника Департамента экономики и управления собственностью Правительства Российской Федерации Копейкина М.Ю.

В настоящее время Министерством имущественных отношений РФ подготовлен проект положения "О лицензировании оценочной деятельности, в котором функции лицензирования закрепляются за вышеназванным Министерством.

Считаем такое наделение полномочий Министерства имущественных отношений РФ нецелесообразным по следующим основаниям:

1. Статья 19 Федерального закона "Об оценочной деятельности" определяет функции уполномоченного органа, к которым лицензирование не отнесено.

2. Статьей 5 Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ определены объекты оценки, 80% которых находятся на территории субъектов федерации.

3. Одной из основных функций лицензирующего органа является надзор и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий. Московской лицензионной палатой создано Управление лицензионного надзора, которое в тесном контакте с другими контролирующими органами, осуществляет надзор и контроль за данным видом деятельности. В результате проведенных проверок 8 лицензий приостановлено.

4. Московская лицензионная палата ведет реестр выданных лицензий и ответственных исполнителей работ, который передается во все заинтересованные органы городской администрации.

5. Уже создан аппарат, который занимается лицензированием данного вида деятельности, имеющий квалифицированных специалистов, таким образом, в дополнительных расходах на содержание аппарата нет необходимости.

В настоящее время создан и существует Межведомственный Совет по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации, также, в декабре 1999 года в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.1999г. N 932 создан Учебно-методический совет по оценочной деятельности Мингосимущества России, которые призваны осуществлять создание нормативно-методического обеспечения оценочной деятельности.

На заседании указанных Советов не рассматривался такой важный документ как проект Положения о лицензировании оценочной деятельности.

Возможно, при обсуждении указанного проекта Положения все имеющиеся вопросы были бы разрешены, так как в Межведомственном совете по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации присутствуют все заинтересованные стороны.

Учитывая изложенное предлагаем:

1. Лицензирование оценочной деятельности передать субъектам Российской Федерации.

2. Отнести к ведению Министерства имущественных отношений РФ:

- разработку и утверждение инструкции и методические материалы, обязательные для применения органами, лицензирующими оценочную деятельность,

- ведение единого реестра лицензированных оценщиков,

- совместно с Минобразованием РФ разработку и утверждение требований, предъявляемый к образовательным программам,

- осуществление полномочий по аккредитации оценочных организаций для целей проведения оценок стоимости предприятий, полностью или частично находящихся в федеральной собственности.

3. Не выносить на рассмотрение Правительства Российской Федерации Положение о лицензировании оценочной деятельности без согласования его с Межведомственным советом по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации и Учебно-методического совета по оценочной деятельности Мингосимущества Российской Федерации.

Председатель
Московской лицензионной палаты
В.Я. Заводнов

15 июня 2000 года