Гостевая книга

В настоящем разделе помимо традиционных отзывов и пожеланий по форме и содержанию портала размещаются вопросы, в основном, делового характера наших посетителей и ответы на них администрации, которые могут представлять интерес широкой аудитории.

Администрация портала ValNet.ru оставляет за собой право по собственному усмотрению публиковать в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ и отвечать только на те письма, которые могут представлять интерес для нашей аудитории. При этом администрация не берет на себя обязательства по обоснованию причин отказа в публикации.

Добавить новую запись в книгу

Павел Иванович 26.09.2013

Какими критериями лучше сейчас руководствоваться при выборе образовательного центра для обучения оценке?

Ответ Администрации: На аналогичный вопрос имеется в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ ряд комментариев наших экспертов, а в анонсной части раздела НОВОСТИ дан развернутый ответ по этой теме в интервью профессора ГУЗа Цуканова И.Л. Наши взгляды по этой проблеме на протяжении нескольких прошедших лет существенно не изменились. Из новаций в этой сфере, на которую рекомендуем обратить внимание, ход и итоги аккредитации Росреестром Вузов для проведения единого квалификационного экзамена при аттестации в соответствии с 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ". Фактически Росреестром будут отобраны для проведения ЕКЭ не только образовательные центры, которые полностью соответствуют правовым требованиям к обучению оценщиков, но и те из них, которые на протяжении многих лет реально с серьезными оборотами проводят такое обучение оценщиков. Государственный университет по землеустройству уже тоже успешно прошел указанную выше аккредитацию Росреестром.



Анохина Нина Васильевна 18.09.2013

Скажите, пожалуйста, что изменилось в системе Дополнительного профессионального обучения оценщиков с 1 сентября 2013 года с момента вступления в силу новой редакции Федерального Закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»?

Ответ Администрации: Добрый день! Нововведения касаются в первую очередь образовательных документов, выдаваемых после окончания обучения в системе ДПО. С 1 сентября 2013 года частью 3 статьи 60 и частью 16 статьи 76 этого закона установлено, что лицам успешно прошедшим итоговую аттестацию после повышения квалификации выдается удостоверение, а прошедшим профессиональную переподготовку - диплом, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Кроме этого пунктом 19 приказа Минобрнауки России от 1 июля 2012 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» определено, что документ (удостоверение и диплом) выдается на бланке, являющимся защищенным от подделок полиграфической продукцией. Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 № 729 « О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» определено, что образовательные организации должны предоставлять в Минобрнауки в установленном порядке сведения о выдаваемых документах в системе ДПО. Все выданные ранее (до 1 сентября 2013 года) документы об образовании государственного образца (удостоверения, свидетельства и дипломы о профессиональной переподготовке) являются действительными и обмену не подлежат.



Евгений Иванович 04.06.2013

Возможен ли, по Вашему мнению, вариант хорошо подготовленного и относительно безболезненного перехода от вводимой сейчас аттестации по универсальной программе к ее проведению в будущем по специализациям?

Ответ Администрации: Сейчас у нас в РФ пока фактически одна специализация - оценка стоимости бизнеса, дающая право оценивать все виды активов и производить все виды оценок, включая кадастровую. Аттестация сегодня по этой специализации соответственно должна давать автоматически право также все это оценивать и экспертировать. Выделение из этой одной на сегодня единственной новых оценочных специализаций должно производиться не сразу одномоментно, так для этого нет необходимой базы и это приведет к неразберихе и потере части легитимности во всей ныне действующей системе оценочной деятельности. Выделять новые специализации лучше по мере готовности к каждой из них - сначала принимается стандарт и необходимые МР по оценке стоимости конкретного актива, затем утверждается образовательная программа, далее разрабатываются тесты для аттестации и аккредитуются аттестационные центры. И, наконец, после всего этого уже можно узаконить решение о выделении в самостоятельную новой специализации по этому конкретному активу. Например, через два года будет все это сделано в пакете только по недвижимости, значит через два года можно будет ввести дополнительно еще только одну новую специализацию - по недвижимости. Через три года, допустим, все это смогут еще подготовить по машинам, оборудованию, транспортным средствам, тогда и надо будет вводить такую новую специализацию. А по ОИС, возможно, все будет готово только лет через пять, тогда и надо через эти пять лет ввести, если потребуется, специализацию по ОИС. А до этого времени все, на что нет отдельной новой специализации, логично, чтобы оценивали оценщики бизнеса. При таком алгоритме перехода от универсальности к специализации сохранится организационная и правовая преемственность между теми правилами, что действуют сейчас и теми, которые можно ввести в будущем. Надеемся, что такой вариант управляемого перехода от универсальности к специализации в оценочной деятельности и будет положен в основу Дорожной карты совершенствования о.д. в РФ.



Вера Ивановна 27.05.2013

По какому направлению в дальнейшем, по Вашему мнению, пойдет развитие оценочной деятельности в России?

Ответ Администрации: До настоящего времени у нас во многом сама стоимостная оценка и практически полностью экспертиза оценочных отчетов находятся в состоянии эндемического застоя. Это является результатом искусственного отрыва этой сферы деятельности в России от международной практики и мировых трендов развития. Эта сфера у нас сформировалась внутри российского полузамкнутого пространства по правилам и понятиям, навязанным лоббистскими группами в условиях избыточной коррупции и недостаточного уровня конкуренции. Как изоляция в природе отдаленных районов Австралии, Южной Америки привела к появлению странных и часто нежизнеспособных представителей флоры и фауны - сумчатых, утконосов, ленивцев, крупных экзотических паразитов и т.д., так и отрыв от мирового профессионального сообщества способствовал чрезмерному созданию в российской оценке и оценочной экспертизе аналогичных эндемичных организаций и способов их существования. И сейчас многие, лоббируемые под видом новых, предложения по совершенствованию отечественной оценочной деятельности являются также, по существу, эндемичными. Однако, по нашему мнению, время эндемиков заканчивается и у них уже в среднесрочной перспективе будущего нет. Глобализация мировой экономики, вступление России в ВТО, переход в ближайшие годы основной массы российских фирм на отчетность по МСФО и т.д. неизбежно заставят не только экономически, но юридически российскую оценку и оценочную экспертизу функционировать по международным стандартам и правилам на основе рыночной конкуренции. В связи с этим мы рекомендуем оценщикам и экспертам уже сегодня ориентироваться на международные стандарты, правила, технологии и тренды в развитии оценки, экспертизы и особенно оценочного образования, как опережающего и действенного инструмента формирования профессиональной среды. Поэтому кафедра Маркетинга Государственного университета по землеустройству уже многие годы последовательно развивает свой образовательный проект по обучению оценщиков и экспертов на основе самых современных электронных дистанционных технологий, в том числе тестирования и защиты аттестационных работ on-line, формирования контента и тестов с учетом международных стандартов и практики. Такой подход плюс изначальная ориентация этого образовательного проекта на рыночную конкуренцию уже на протяжении более 17 лет доказывают высокую жизнеспособность и эффективность такой стратегии в оценочном образовании в отличие от учебных центров - эндемиков, рассчитывающих, прежде всего, на административный ресурс и монополизацию рынка. В оценочном образовании, где в силу организационно-правовой специфики этой сферы намного более сильна рыночная конкуренция, чем в самой оценке и тем более в экспертизе, в последние годы учебные центры - эндемики постоянно утрачивают свои позиции и долю на рынке. По мере неизбежного перехода на международные стандарты и правила работы аналогичные процессы вытеснения эндемиков и их стратегий существования будут происходить и в самой оценке, в экспертизе и других сферах оценочной инфраструктуры.



Николай Иванович 28.03.2013

Какие учебные заведения могут быть аккредитованы для аттестации экспертов?

Ответ Администрации: В проекте приказа МЭР России указаны формальные основные требования к учебным заведениям для целей аккредитации в Росреестре: 1) наличие образовательной лицензии; 2) опыт работы не менее 5 лет по подготовке и переподготовке оценщиков; 3) не менее 150 выпущенных по образовательным программам подготовки и профпереподготовки специалистов в области оценочной деятельности. На базе таких учебных заведений и будут созданы аттестационные центры для экспертов, а впоследствие, видимо, и для оценщиков. Наиболее вероятных претендентов на эту роль можно найти в Списке учебных заведений, обучающих оценщиков, составленном в 2008 году по итогам мониторинга НСОД. На нашем портале с этим Списком можно ознакомиться в разделе ЗАКОНЫ/Российское законодательство/Временные требования к профессиональному обучению оценщиков. В этот Список вошли именно те учебные заведения, которые по состоянию на 2008 год, т.е. 5 лет назад уже вели обучение оценщиков. Здесь надо отметить некоторые причины, которые могут помешать отдельным организациям из этого Списка стать аттестационными центрами. 1) Некоторые из образовательных центров тогда не имели или впоследствие были лишены лицензии на образовательную деятельность и аккредитацию Рособрнадзора. А именно такая федеральная лицензия и необходима по действующим правилам для обучения оценщиков, а не региональная лицензия. Соответственно логично, чтобы и аттестационными центрами стали организации с федеральной образовательной лицензией. 2)Существует большая вероятность, что аттестационными центрами не станут учебные заведения, учредителями которых являются СРОО. Это связано с очевидным конфликтом интересов, который уже привел к отказу госрегулятора от аттестации экспертов при НСОД, который сегодня монопольно контролируется только крупными СРОО. Это, как общеизвестно, привело к затяжному конфликту между крупными и обычными СРОО, а также к срыву год назад проведения единого квалификационного экзамена для экспертов. Поэтому аккредитация учебных заведений, учрежденных крупными СРОО, в качестве аттестационных центров экспертов не только создаст конфликт между обязанностями таких учебных заведений и интересами их учредителей - СРОО, но и приведет к дальнейшей эскалации тяжбы между всеми СРОО и полному и окончательному параличу деятельности НСОД без всяких перспектив выхода из этой ситуации. Это также бросит изначально тень на сам процесс аттестации экспертов, даст повод для обвинений в предвзятости и создании условий для монополизации и коррупции в этой сфере и т.д. Надеемся, что госрегулятор, которого и так уже изрядно утомили бесконечные разборки и судебные тяжбы между СРОО, постарается не усугублять эту ситуацию и не допустит создания источника дополнительного опасного конфликта интересов при организации сдачи единого квалификационного экзамена.



Константин 16.01.2013

Каким по Вашему мнению должно быть распределение функций между СРОО и Вузами при обучении оценщиков?

Ответ Администрации: Примерно таким, каким оно сложилось на текущий момент. Вузы обучают оценщиков по базовым образовательным программам ПП и ПК продолжительностью от двух недель до нескольких месяцев и более. У Вузов есть все для этого необходимое в отличие от СРОО - преподаватели, аудитории, учебно-методическое и техническое обеспечение, образовательные документы и т.д. Вузы в данном случае также более предпочтительны для слушателей, так как по оценочным образовательным программам обучаются не только сами оценщики, но и значительное число сотрудников банков, девелоперских компаний, корпораций реального сектора экономики, государственных органов управления и даже иностранные граждане. Правда, крупные СРОО у нас еще более 15 лет назад создали свои собственные учебные заведения для подготовки оценщиков. Однако этот опыт вряд ли можно признать соответствующим мировой и российской практике и трендам в этой сфере. И зарубежом и у нас даже самые крупные глобальные компании в промышленности, финансах, инновациях не создают собственные учебные заведения, а предпочитают привлекать к себе на работу выпускников известных с историей университетов, заключая часто с ними партнерские соглашения и инвестируя собственные средства в подготовку в Вузах отраслевых специалистов. И в оценке в России 90% слушателей проходят обучение по ПП и ПК именно в Вузах, а не в учебных центрах СРОО. Поэтому СРОО должны специализироваться на проведении краткосрочных 1-2 дневных семинарах по актуальной текущей тематике. Потребности у оценщиков в таких семинарах реально существуют и некоторые СРОО, как крупные так и обычные, довольно успешно и на регулярной основе их проводят.



Петр Михайлович 14.12.2012

Сейчас обострилась ситуация и возросла неопределенность в связи с предложениями РГ ГосДумы и отличными от них Минэкономразвития РФ и отдельных СРОО по изменению правил аттестации экспертов. Что, по Вашему мнению, еще можно и нужно сделать, чтобы положение здесь стало лучше, а не хуже?

Ответ Администрации: По этой проблеме у нас на портале на основе постоянного мониторинга и анализа было довольно точно предсказано возможное развитие событий с аттестацией экспертов (см. комментарий эксперта от 22.05.2012 г.), а также неоднократно давались нами предложения по этой теме, например, одно из недавних в комментарии эксперта от 01.11.2012 г.

НСОД и крупные СРОО себя в этом вопросе полностью дискредитировали и окончательно провалили аттестацию экспертов по тем правилам, которые они пролоббировали и закрепили ранее в базовом по о.д. 135-ФЗ и некоторых стандартах ФСО. Все это сделало объективным и неизбежным теперь замену организаторов аттестации экспертов и соответствующую корректировку правил с внесением изменений в упомянутый выше ФЗ и стандарты ФСО. Главное, что надо сделать сейчас, чтобы эти правила стали лучше - это отменить искусственно навязанную монополию НСОД и крупных СРОО как при организации аттестации экспертов, так и при проведении самих экспертиз оценочных отчетов. Здесь необходима реальная конкуренция и существенно более широкий круг участников при тем не менее четко регламентированном и жестком доступе на этот рынок. Поэтому, на наш взгляд, в 135-ФЗ и ФСО надо внести поправки следующего содержания:
1)аттестационными центрами экспертов должны стать Вузы, имеющие не менее, чем 5-летний опыт обучения оценщиков по программам профессиональной переподготовки и обязательного повышения квалификации оценщиков;
2)к аттестации допускаются и экспертами могут стать только оценщики с не менее, чем 5-летним опытом работы , подтвержденным образовательными документами (Диплом, Свидетельство об обязательном ПК), членством в СРОО, трудовой книжкой;
3)эксперты, также как и оценщики, должны не менее одного раза в три года проходить в Вузах обязательное повышение квалификации по специализированным программам объемом свыше 100 часов;
4)любые экспертизы отчетов по оценке стоимости должны проводиться только лицами, имеющими статус эксперта в соответствии с нормами 135-ФЗ и стандартами ФСО;
5)стоимостной экспертной деятельностью должны иметь право заниматься не только СРОО, но и другие юридические и физические лица, в том числе консалтинговые и оценочные фирмы, в штате которых работают эксперты, соответствующие требованиям 135-ФЗ и стандартам ФСО.


Евгений Cмолянский 26.11.2012

Здравствуйте! Скажите пожалуйста существует ли разница между дипломом о профессиональной переподготовке (оценка стоимости предприятия (бизнеса)) государственного и установленного образца? В фз этого не прописано, но нашел временные требования, где сказано что диплом должен быть государственного образца: http://www.ocenchik.ru/docs/356.html Действуют ли они сейчас, мне не понятно. И даже если нет, то предъявляют ли СРО требования к документам об образовании своих членов? Слышал, что сейчас разница существенная (непонятно только в чем), а также, что с 2013 года дипломы гос. образца выдавать не будут (мол профессиональная переподготовка не будет регулироваться государством). Подскажите, так что нас ждет, и так ли уж плох диплом установленного образца? В центре где выдают дипломы гос. образца (http://www.akbiz.ru/education/training-center/program1/plan/) мне пояснили, что диплом установленного образца может быть признан недействительным в случае судебного разбирательства, согласно документу выпущенному НСОД в 2010 году (текст привести не могу т.к. еще не нашел его). С другой стороны в центре где выдают дипломы установленного образца (http://www.vstu.ru/obrazovanie/perepodgotovka/tsentr-otsenki-i-audita.html), аргументируют это новым законом об образовании, в котором якобы государственное регулирование программ профессиональной переподготовки будет отменено с 2013 года, а дипломы гос. образца выдавать не будет никто. Объясните, пожалуйста, существует ли разница между данными дипломами сейчас, и что ожидается в будущем. Просто не хочется получать диплом установленного образца, а через год узнать, что он непригоден для ведения оценочной деятельности.

Ответ Администрации: В ГОСТЕВОЙ КНИГЕ уже имеются ответы эксперта с разъяснениями по этой проблеме (см. комментарии от 04.05.2012года и от 13.03.2012 года). Дополнительно для формирования более полной картины по теме выбора Вуза для обучения на Диплом оценщика рекомендуем ознакомиться с другими комментариями в этом разделе за предшествующие 3 года.



Петр 18.11.2012

Периодически некоторые юристы от СРОО и с Форумов со ссылкой на правовые документы утверждают, что повышение квалификации оценщиков перестало быть обязательным в связи с отменой лицензирования. Ваша точка зрения, как всем известно, прямо противоположная. А могли бы Вы только юридическими аргументами доказать ошибочность позиции Ваших оппонентов и объяснить почему Ваши доводы их никак не убедят?

Ответ Администрации: Условия и порядок лицензирования оценочной деятельности были установлены в Постановлении Правительства РФ от 07.06.2002 г. №395 "О лицензировании оценочной деятельности". В последующем ПП РФ от 07.06.2002 г. №395 утратило силу с 1 января 2007 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 г. №767. Произошли все эти события по отмене лицензирования о.д. из-за перехода на саморегулирование. Что касается обязательного повышения квалификации оценщиками, то основным правовым документом, который его регулирует до настоящего времени, являются согласованные с Минобразованием России и утвержденные Минимуществом России 22.05.2003 г. №3Р-4/10060 "Требования к повышению квалификации в области оценочной деятельности". Имеются также и внутренние приказы, распоряжения, правила и инструкции указанных федеральных ведомств по утверждению, дальнейшему развитию и детализации данных Требований по повышению квалификации оценщиков. Так вот отменить указанные Требования могут только сами эти ведомства, их согласовавшие и утвердившие, или их правоприемники и никто другой вместо них. Такова официальная процедура отмены нормативных документов, которая у нас в стране существует. Но эти ведомства не издали до сих пор ни одного правового документа, отменяющего указанные ранее Требования от 22.05.2003 г. №3Р-4/10060. Нам, по крайней мере, ни один такой документ не известен. Не известен он и нашим оппонентам, иначе они давно бы на него сослались. Более того отсутствие таких документов по отмене обязательного ПК подтверждают и составители общепризнанных правовых электронных баз данных ГАРАНТ и Консультант Плюс. В этих правовых базах данных согласованные с Минобразованием РФ и утвержденные Минимуществом РФ от 22.05.2003 г. №3Р-4/10060 "Требования к повышению квалификации в области оценочной деятельности" присутствуют как действующие, а вот упомянутое ранее Постановление Правительства России от 07.06.2002 г. №395 "О лицензировании оценочной деятельности", наоборот, отсутствует, что логично из-за его отмены. Ведь электронные правовые базы данных ГАРАНТ и Консультант Плюс, что известно даже широкой общественности, не говоря уже о профессиональных юристах, - это база данных только именно действующих нормативно-правовых документов, а не архив всех, включая отмененных, и не случайная подборка любых материалов справочного характера на усмотрение составителей базы данных. Резюмируя вышесказанное, лицензирование отменено и вместо него теперь действует саморегулирование, а обязательное повышение квалификации осталось, так как его никто не отменял и вместо него никто пока ничего нового не ввел. По поводу того, почему на наших оппонентов не действуют наши доводы. Мы собственно наши доводы адресуем прежде всего самим оценщикам, работодателям, заказчикам, администраторам и специалистам СРОО, которые заинтересованы в отстраивании основанной на честной конкуренции эффективной системы функционирования отечественной оценочной деятельности, соответствующей лучшей международной практике и вызывающей доверие и уважение, как у самих участников рынка оценки, так и потребителей оценочных услуг. И наши доводы на эту категорию посетителей портала Valnet.ru действуют и способствуют закреплению положительных тенденций в сохранении и развитии российского оценочного образования, в том числе обязательного повышения квалификации. Что касается наших оппонентов, то они фактически поддерживают стратегию на монополизацию крупными СРОО при помощи административного ресурса законодателя и госрегулятора всех сегментов независимой оценочной деятельности и ее инфраструктуры, включая образование. И отстаивают они эту позицию не потому, что искренне и бескорыстно верят в нее,а вследствие того, что одни из них в штате этих крупных СРОО сами работают или участвуют в совместной лоббистской деятельности с некоторыми представителями законодателя и госрегулятора, а другие, в силу обстоятельств оставшиеся не у дел, пиарятся на форумах в надежде, что их заметят и пригласят в штат этих крупных СРОО и других их дружественных организаций или предложат поучаствовать с ними в каких-нибудь совместных проектах. Если посмотреть по персоналиям этих оппонентов, то некоторым из них уже это удалось, а другие также открыто предпринимали попытки для достижения этой цели или подавали откровенные сигналы, что хотели и могли бы поработать или поучаствовать. Дополнительно с информацией по этому вопросу можно ознакомиться в размещенном в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ комментарии эксперта от 26.10.2012 г.



Виталий 01.11.2012

В последнее время растет число судебных исков со стороны заказчиков и собственников к оценочным и экспертным организациям, связанным с оспариванием результатов кадастровой оценки и экспертизы оценочных отчетов по всем видам имущества. В чем причины этого и что должны сделать НСОД и СРОО, чтобы снизить конфликтность и коррупцию по этим проблемным направлениям оценочной деятельности?

Ответ Администрации: Главные причины - это отсутствие обязательных к применению стандартов и методических рекомендаций по оценке стоимости конкретных видов имущества, недостаточная подготовленность исполнителей и неопределенность статуса лиц, производящих оценку кадастровой стоимости земельных участков и недвижимости, а также осуществляющих экспертизы оценочных отчетов по всем видам активов и бизнеса. Это создает, со одной стороны, условия для безответственной и безконтрольной деятельности ряда недобросовестных или некомпетентных оценщиков и экспертов. С другой стороны, это делает уязвимыми любые оценочные отчеты и экспертные заключения, которые могут быть легко оспорены в судах заинтересованными в результатах оценки и экспертизы лицами. Поэтому НСОД и СРОО, чтобы избежать дадьнейшего нарастания вала судебных разбирательств по этим проблемам, необходимо безотлагательно решить, в первую очередь, следующие задачи: 1)принять на базе МСО стандарты оценки стоимости основных видов активов и бизнеса; 2)провести в предусмотренные 135-ФЗ сроки аттестацию экспертов; 3)отладить систему бесперебойного обязательного не менее одного раза в три года повышения квалификации оценщиков и экспертов, в том числе по специализированным образовательным программам по кадастровой оценке и по экспертизе оценочных отчетов. Первые две задачи (стандарты, аттестация экспертов) находятся в компетенции Комитета по стандартам и методологии НСОД (Сопредседатели Комитета: Табакова С.А.- Президент РОО и Федотова М.А. - Президент СМАО). На этих направлениях, к сожалению, наблюдается до настоящего времени заметное отставание и постоянный срыв установленных сроков. С третьей задачей - с повышением квалификации оценщиков и экспертов, не смотря на некоторое недопонимание и даже противодействие со стороны отдельных СРОО и Комитетов НСОД, в целом дела обстоят намного лучше. За это направление отвечает Комитет по образованию и координации научных исследований НСОД (Председатель Комитета: Цыпкин Ю.А.- член НСОД, заведующий кафедрой Маркетинга Государственного университета по землеустройству). Указанным Комитетом подготовлены и приняты все необходимые основные решения по обязательному повышению квалификации оценщиков и экспертов, в том числе рекомендовано Вузам организовать ПК по образовательным программам "Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости" и "Экспертиза оценочного отчета". Такое обучение уже ведется практически Вузами, в том числе с использованием самых современных дистанционных образовательных технологий через сеть интернет. Более подробно см. разделы: ЗАКОНЫ/Комитет по образованию и координации научных исследований и /Российское законодательство, ОБУЧЕНИЕ, ГОСТЕВАЯ КНИГА.



Светлана Петровна 26.10.2012

Знакомы ли Вы с позицией Комитета по законодательству и взаимодействию с государственными органами НСОД по вопросу обязательности повышения квалификации, по которому они недавно дали свое разъяснение, и как Вы могли бы прокомментировать аргументы своих оппонентов?

Ответ Администрации: От имени отдельных СРОО и некоторых непрофильных структурных подразделений НСОД периодически предпринимаются попытки обосновать свою позицию о том, что повышать в Вузах квалификацию оценщикам не обязательно. К сожалению, такая их позиция не соответствует не только мировой практике, но и нормам российского законодательства. Во всем цивилизованном мире принято, чтобы оценщики непрерывно повышали свою квалификацию и в подтверждение этого отражали информацию о своем участии в образовательных семинарах в специальных разделах оценочных отчетов с приложением ксерокопий образовательных документов о ПК в ведущих университетах и профильных учебных центрах. Без таких подтверждающих актуализацию его знаний документов там никто не допустит оценщика к подготовке оценочного отчета по дорогостоящему активу или для целей МСФО. Что касается российских правовых норм, то имеется такой документ, на который все обычно ссылаются, включая оппонетов: "Требования к повышению квалификации в области оценочной деятельности" (утверждены Минимуществом России 22 мая 2003 года №3Р-4/10060 и согласованы с Минобразованием России). В действительности именно этот основной нормативный документ, который не только ранее, но и до настоящего времени определяет сохранение требования об обязательности прохождения повышения квалификации оценщиками. Однако, оппоненты пытаются его по своему трактовать, утверждая, что он уже не действует в связи с отменой лицензирования. Мы им уже пять лет задаем простой вопрос, если этот документ, по Вашему мнению, потерял юридическую силу, то почему он до настоящего времени официально не отменен, а по-прежнему зарегистрирован Минюстом России, как действующий, что подтверждается электронными правовыми базами данных Консультант Плюс и ГАРАНТ. Ни один оппонент за пять лет так и не смог ответить на этот простой и очевидный даже не для юриста вопрос. А мы этому факту даем такое объяснение, что лицензирование отменено потому что вместо него введено саморегулирование, а обязательное повышение квалификации оценщиков осталось в силе, так как взамен него ничего другого не ввели. Поэтому у Минюста России нет никаких правовых оснований для отмены этого документа в части его основного содержания - требования к обязательному повышению квалификации оценщиков. И эту нашу позицию разделяют не только Вузы, профильный Комитет по образованию и координации научных исследований НСОД, но и сами оценщики, повышающие свою квалификацию в Вузах, многие СРОО, требующие и контролирующие у своих членов прохождение обязательного ПК, а также предусмотрительные работодатели и заказчики. Все чаще встречаются в практике случаи, когда заказчики, включая крупные банки, при проведении конкурсов на оценочные услуги в числе условий допуска выдвигают требования о прохождении оценщиками обязательного повышения квалификации в Вузах. Поэтому мы рекомендуем ответственным оценщикам в своих же интересах раз в три года проходить обязательное повышение квалификации, а работодателям и заказчикам для минимизации своих рисков контролировать своевременность прохождения оценщиками обязательного ПК в учебных центрах с аккредитацией Рособрнадзора, лучше, чтобы не ошибиться с их правомочностью, в государственных университетах. Оценщикам, прошедшим обязательное повышение квалификации, советуем по примеру своих опытных западных коллег давать об этом информацию в оценочных отчетах со ссылкой на Свидетельство о ПК, а его ксерокопию размещать в приложении к оценочному отчету. Это будет давать Вам конкурентные преимущества перед теми, кто нигде и ничему не учится.



Максим 27.09.2012

В интернете периодически мелькают предложения представителей некоторых саморегулируемых организаций и других общественных структур внести изменения в законодательство об образовании для оценщиков. Насколько это реально и как оценщикам учитывать эти возможные изменения в будущем при выборе образовательных программ и учебных заведений сегодня?

Ответ Администрации: У СРОО, НСОД, госрегулятора и законодателя масса своих собственных проблем непосредственно в зоне их компетенции в самой оценочной деятельности: до сих пор не могут разработать и утвердить соответствующие международным стандарты оценки, в течение ряда лет не могут завершить проведение кадастровой оценки земельных участков и недвижимости для целей налогообложения, не в состоянии организовать в установленные законом сроки аттестацию экспертов, за 5 лет так и не смогли наладить эффективную работу аппарата НСОД и даже назначить, как положено, исполнительного директора НСОД... На фоне даже этой лишь части перечисленных проблем в управлении самой оценочной деятельностью положение в сфере оценочного образования выглядит куда более результативным и вполне успешным. Действительно оценочное образование существует в России уже около 20 лет и за это время в Вузах подготовлено порядка 20 тысяч только оценщиков-членов СРОО, а общее число обучившихся по этому направлению еще в несколько раз больше. В России имеются давно свои собственные приличные учебники, учебно-методические пособия и научная литература по всем основным видам оцениваемых активов и бизнеса, разработаны и приняты образовательные программы по оценке и требования к ним, внедрена самая современная дистанционная электронная технология обучения, включая вебинары и тестирование и т.д. Все это благодаря тому, что изначально обучение оценщиков не было отдано, как по некоторым другим смежным направлениям, на откуп отраслевого госаппарата или коммерческим посредническим структурам, а стало строиться на базе Вузов, деятельность которых регулируется в нашей стране профильным ведомством Минобрнаукой России, а контроль в этой сфере осуществляется специализированным федеральным агентством Рособрнадзором. А сейчас уже в течение нескольких лет в России идет общая реформа в сфере высшего образования, направленная на укрупнение Вузов при сокращении их общего числа и гармонизацию российских правил обучения с общепринятыми международными. Занимается этим непосредственно Минобрнауки России при политическом контроле и личном участии Президента и Премьер-Министра страны. Вклиниться в этот процесс лоббистам от отраслевых ведомств, тем более маломощным в сравнении с другими участниками оценочным саморегулируемым и иным структурам со своими доморощенными предложениями, идущими в разрез с общей стратегией развития в образовательной сфере, совершенно нереально. На этот счет на нашем портале неоднократно давались соответствующие комментарии экспертов и главный актуальный совет слушателям - учитесь в государственных университетах с историей и уже хорошо себя зарекомендовавших на открытом и высококонкурентном рынке оценочного образования. Такие Вузы были и останутся и после проведения образовательной реформы, а в них имеется необходимый квалифицированный административный, юридический и профессорско-преподавательский персонал, который в состоянии организовать и поддерживать в полном соответствии с действующим и меняющимся законодательством обучение оценщиков. Более подробно с материалами по этой теме можно ознакомиться в комментариях экспертов за 2010-2012 годы в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ и в завершащих ответах на вопросы в ИНТЕРВЬЮ профессора Цуканова И.Л. в разделе НОВОСТИ настоящего портала.



Николай Васильевич 10.09.2012

В интернете в последнее время описывают случаи из жизни, когда в судах или при конкурсах вызывает вопросы соответствие диплома по оценке бизнеса таким объектам оценки как водные суда, ущерб от затопления квартиры и т.д. Какими образовательными документами оценщик может снять эти вопросы и будет ли решена эта проблема при проведении аттестации при НСОД?

Ответ Администрации: Юридически с Дипломом по бизнесу оценщик имеет право определять стоимость любых объектов, в том числе и указанных в вопросе. Можно всегда дать разъяснение по этому вопросу со ссылкой на 135-ФЗ. Тем не менее вопросы со специализацией в оценке периодически возникают, в том числе и у заказчиков, а также при спорах сторон по поводу результатов оценки. Экскурс в эту проблему и пути ее решения проанализированы экспертами в двух предшествующих комментариях в настоящей Гостевой книге. Аттестацией эту проблему решить нельзя. Пока законом аттестация предусмотрена и то со следующего года только для экспертов, а не для оценщиков. К тому же она будет проходить по унифицированным тестам и никакой специализации по итогам ее проведения не предусматривается. Да и в будущем понятно, что никогда не будет проводиться аттестация при НСОД по таким узким весьма многочисленным специализированным направлениям, подобным указанным в вопросе. Поэтому эта проблема и сегодня и впредь для тех, кто не хочет тратить время на разъяснения и нести убытки от недопонимания других, может решаться только образовательными документами - Дипломами ПП и Свидетельствами ПК. В соответствии с ранее принятыми Минобром России и Минимуществом России Государственными требованиями в Вузах кроме универсальной программы на 800-часов по бизнесу предусмотрена также и профессиональная переподготовка на 500-часов с выдачей Диплома ПП еще по трем основным специализациям в оценке: недвижимость; машины, оборудование и транспортные средства; ОИС. Наличие у специализирующегося на каких-либо активах оценщика такого второго Диплома по 500-часовой программе, копию которого можно дополнительно прикладывать к оценочным отчетам, снимет все возможные вопросы по специализации в оценке. При этом лучше, чтобы и базовый профиль Вуза соответствовал оценочной специализации. Так, на кафедре Маркетинга Государственного университета по землеустройству слушателям предлагается пройти ПП на 500-часов по оценке стоимости недвижимости на очень экономически выгодных условиях с применением дистанционной формы обучения и защиты Диплома. Стоимость дистанционного обучения по этой программе составляет 27 тыс.руб., а при одновременном обучении по программам бизнес (800 часов) и недвижимость (500 часов) с получением двух отдельных дипломов стоимость обучения равна 50 тыс.руб. В последнем случае фактически два диплома получаются по цене одного, если сравнить с рыночными расценками других известных образовательных центров. А если при обучении пройти также и дистанционную защиту в формате вебинара, то можно дополнительно еще сэкономить значительную сумму за счет отсутствия расходов на проезд и проживание по месту защиты диплома. Да и сам Диплом Вуз может выслать почтой по адресу, указанному слушателем. Такие возможности имеются при обучении на кафедре Маркетинга в ГУЗе. Что касается еще более узких специализированных направлений в оценке, то в этом случае рекомендуется пройти повышение квалификации в Вузах по также соответствующей Государственным требованиям 108-часовой программе с получением Свидетельства ПК. И специализация здесь может быть любой - от достаточно крупных сложившихся в практике направлений по государственной кадастровой оценке недвижимости, экспертизе оценочных отчетов, оценке предметов залога, оценке стоимости убытков в рамках ОСАГО и до значительно более узких и частных тем (более подробно см. раздел ОБУЧЕНИЕ и комментарии экспертов в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ).



Вера Павловна 09.08.2012

А считаете ли Вы правильным, что оценщику, который специализируется только на оценке стоимости недвижимости или автотранспорта , предлагается проходить в Вузе обучение по единой универсальной программе по оценке бизнеса?

Ответ Администрации: В самой оценке, как дисциплине и виде деятельности, имеются и универсальность и специализация одновременно. Вот те же международные стандарты оценки (МСО) - единые и универсальные, но в них есть как общие стандарты и МР, так и специализированные по направлениям. И в российских Вузах можно тоже пройти переподготовку не только 800-часовой образовательной программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", но по 500-часовым "Оценка стоимости недвижимости"; "Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств"; "Оценка стоимости ОИС". Такого разделения вполне достаточно для базового начального уровня образования оценщика. Дальше развивать и углублять специализацию можно уже на курсах повышения квалификациии. Все это тоже предлагается сегодня Вузами. Но Вузы в данном вопросе являются исполнителями и лишь удовлетворяют рыночный спрос, который формируется во многом под воздействием решений, принимаемых регуляторами оценочной отрасли: МЭР России, НСОД, СРО. Так, при введении в свое время лицензирования на занятие оценочной деятельностью тогдашний госрегулятор Минимущество России выдачу лицензий проводило при условии наличия в фирме двух оценщиков с Дипломами по 800-часовой программе по оценке бизнеса. Открыто лоббировали такое решение тогда руководство РОО и лица, создавшие впоследствие СМАО. В качестве универсальной программы по оценке для этих целей они выбрали 800-часовую образовательную программу, которая, на самом деле, является не универсальной, а специализированной по оценке стоимости бизнеса. Но на ее основании выдавали лицензии на ОД, поэтому именно на нее вынуждены были пойти учиться все оценщики. Далее после отмены лицензирования ОД с 2008 года те же СРО стали принимать в свои члены только лиц с теми же Дипломами по 800-часовой программе по оценке бизнеса, т.е. сохранили де-факто то, что было ранее, а затем отменено де-юре при переходе на саморегулирование. На самом деле ни одним нормативным актом, начиная с 2008 года, не обязывается принимать в СРО лиц только с Дипломами по оценке стоимости бизнеса и нигде нет там запрета на прием оценщиков в СРО с Дипломами по оценке стоимости недвижимости или других активов. Т.е. это практика, которая введена и сохраняется исключительно самими СРО, так как их никто не принуждает это делать. И еще далее, в развитие уже текущих и будущих событий, - аттестация экспертов при НСОД со сдачей единого квалификационного экзамена. Ее, как известно, не Вузы придумали, а инициированием, лоббированием и подготовкой этой процедуры занимались в Комитете по стандартам и методологии НСОД, который на правах сопредседателей возглавляют первые руководители РОО и СМАО. Так вот подготовленные под их личным руководством тесты НСОД для соискателя на звание эксперта опять почему-то единые и универсальные, а не по специализированным направлениям. Т.е. такой эксперт, чтобы пройти процедуру аттестации при НСОД должен по их представлениям одинаково хорошо разбираться в кадастровой оценке недвижимости, а также в оценке стоимости автотранспорта, морских и воздушных судов, ценных бумаг, объектов интеллектуальной собственности и т.д. Таким образом, неправильный баланс универсальности и специализации в ОД в России реально существует, но причины этого не в оценочном образовании, а в плохом регулировании самой оценочной деятельности государственными структурами и саморегулируемыми организациями.



Дмитрий Олегович 03.08.2012

Как при обучении Вами учитывается специализация по направлениям в оценке?

Ответ Администрации: В России ранее при лицензировании, сейчас при членстве в СРО, а в последующем при аттестации экспертов и оценщиков действует принцип универсальности. Т.е. оценщик имеет право и должен уметь оценивать все активы - бизнес, недвижимость, машины и оборудование, ОИС. Соответственно и в Вузах его готовят по универсальным образовательным программам, охватывающим основные виды активов. Такие же универсальные программы для оценщиков приняты на кафедре Маркетинга в Государственном университете пол землеустройству. И на практике многие оценщики, особенно в регионах, ИП и в небольших фирмах, являются универсалами, точнее вынуждены ими быть. Однако, в средних и крупных фирмах давно уже доминирует специализация оценщиков по направлениям: бизнес; недвижимость; машины и оборудование; ОИС. Существует и более глубокая специализация в рамках указанных направлений, которая естественным образом складывается исходя из структуры текущих заказов фирмы. Для этих целей нами развивается специализированный контент. В одних случаях это приводит к созданию специализированных разделов, на основе которых организуется обучение по самостоятельным образовательным программам. Например, по этой схеме организовано у нас ПК по 108-часовой программе: "Оценочная деятельность. Государственная кадастровая оценка недвижимости" и "Оценочная деятельность. Экспертиза отчета" (см. раздел ОБУЧЕНИЕ). В других случаях целенапрвленно подбирается по каким-то актуальным темам специализированный контент, который размещается в разных разделах образовательного модуля: Практические оценочные отчеты, МАСТЕР-КЛАСС, Аналитические материалы, Научно-исследовательские работы, Практические руководства по оценке активов и бизнеса, Аттестационные работы выпускников. В числе таких специализированных баз контента, размещенных в разных тематических разделах образовательного модуля, можно на текущий момент выделить следующие, по многим из которых наш учебный центр имеет существенные конкурентные преимущества на рынке образования: 1)оценка стоимости инженерных объектов и сооружений, сетевых активов городской инфраструктуры, специализированного имущества, в том числе для переоценки и целей учета по МСФО; 2)оценка стоимости сельскохозяйственных угодий и имущественного комплекса АПК, в том числе с учетом международной практики и по МСО; 3)оценка стоимости природных ресурсов, включая месторождения полезных ископаемых; 4)оценка стоимости земельных участков различного функционального назначения, в том числе при реализации инвестиционных проектов; 5)оценка стоимости инновационных проектов и бизнеса, в том числе информационных ресурсов и систем; 6)оценка стоимости бизнеса малой и средней капитализации; 7)оценка стоимости бизнеса и активов крупных компаний городского хозяйства (энергетические, транспортные, водоснабжение, канализация и другие). Часть материалов указанных выше специализированных баз являются уникальными в практическом и новаторскими в методическом отношении. Все указанные выше матералы контента доступны обучающимся на кафедре Маркетинга ГУЗа по программам ПП и ПК для оценщиков.



Владислав 16.07.2012

Насколько содержание и выводы резонансной статьи в РГ "Вытесняй и властвуй. На оценочном рынке происходит ползучий переворот " соответствуют действительности и является ли она по Вашему мнению заказной?

Ответ Администрации: Часть изложенных в статье фактов бесспорно соответствуют действительности. О некоторых фактах судить только по статье сложно, так как для этого требуется их подтверждение из иных компетентных и неангажированных источников. Но что точно можно сказать, так это то, что содержание и выводы статьи не соответствуют ее названию и весьма однобоки. Это косвенно свидетельствует о том, что в появлении данной статьи было заинтересованное лицо. Название статьи делает заявку по теме на анализ развития всей российской оценочной деятельности, а содержание посвящено на 90% критике семьи Федотовых. Между тем списывать все беды в оценочной деятельности на эту семью не только не справедливо, но и неправильно. За предшествующие пять лет на этом поле было еще, как минимум, два других игрока, которые имели не менее существенное влияние на оценочную деятельность в России и поэтому несут и не меньшую ответственность за текущее ее состояние. Это - руководство самой крупной саморегулируемой организации оценщиков - РОО и бывший депутат, руководитель профильного Комитета по собственности в прежнем составе ГосДумы, вынужденно покинувший пост первого вице-президента НСОД - Плескачевский В.С. Их почему-то рассматриваемая статья почти не коснулась. Это, конечно, еще не доказывает, что кто-то из них был заказчиком, так как им могли не отвести достойного их роли места в статье просто для того, чтобы не отвлекать внимание от главной цели публикации - семьи Федотовых. Например, в случае, если это отголоски борьбы за должности или бюджет в какой-либо другой организации (в министерстве, в Вузе и т.п.) и направлены лично против одного из членов семьи Федотовых, то РОО, Плескачевский В.С. и даже оценочная деятельность могут к этому не иметь никакого отношения. Наверно, при желании можно найти еще пару версий, которые могли быть рассмотрены, как возможные, хотя и маловероятные. Тем не менее в качестве основной версии в таких случаях обычно принимается та, которая строится на мотивах и действиях главного выгодополучателя из произошедших событий. Особенно, если это подкрепляется наличием достоверных следов, оставленных интересантом. Если рассматривать это в рамках оценочной деятельности, то последние события здесь никак не делают госп. Плескачевского В.С. бенефициаром, а махать после драки кулаками вряд ли для него имеет смысл, что в значительной степени девальвирует мотивацию возможной причастности его к этой статье. Вот кто действительно оказался в выигрыше, так это упомянутые ранее руководители аппарата РОО. Им, пользуясь случаем, удалось в значительной мере перехватить инициативу и занять центральную позицию у руля управления саморегулированием оценочной деятельности, оттеснив частично одних и удалив с капитанского мостика полностью других своих конкурентов. Да, и реально они наследили больше, чем кто-либо, в ходе произошедших событий. Так, в начале в числе закоперщиков РОО поучаствовало в создании фронды с новыми СРОО, а затем вдруг быстро сделав реверс, возглавило борьбу старой гвардии с организационно оформившейся не без их участия оппозицией. Они же уговорили своего многолетнего представителя в Советах РОО и НСОД депутата Грачева И.Д. создать и руководить РГ по оценке в ГД и открыто лоббируют его возглавить НСОД, хотя у него в ГД и Комитет непрофильный и партия оппозиционная. Это следы крупные и отчетливые, а более скрытых куда больше и постоянно добавляются новые. И в этом контексте рассматриваемая статья в РГ не противоречит интересам руководства РОО, так как ведет, на самом деле, к дальнейшему оттеснению и утрате позиций одного из основных своих конкурентов по управлению саморегулированием оценочной деятельностью - СРО СМАО и связанной с ней семьи Федотовых.



Константин 19.06.2012

Действующие правила в оценочной деятельности нуждаются в глубокой реформе. Не могли бы Вы тезисно дать несколько конкретных предложений, которые помогут реально улучшить ситуацию в этой сфере и дадут импульс развитию оценки в нашей стране?

Ответ Администрации: На наш взгляд, возможно и целесообразно проведение такого реформирования только на основе пакетного соглашения оценочного и экспертного сообщества, СРОО, НСОД с госрегулятором и законодателем:

1) Права госрегулятора необходимо законодательно ограничить, передав его основные функции НСОД, в том числе законодательной инициативы в сфере оценочной деятельности и самостоятельного утверждения ФСО;
2) Управление НСОД должно осуществляться на ротационной основе по очереди исключительно руководителями самих СРОО - учредителей НСОД;
3) Оценщики должны получить право перехода из одного СРОО в другое без потери своего взноса в компенсационный фонд и иного материального ущерба;
4) Для использования в качестве национальных стандартов оценки, обязательных к применению, необходимо произвести рецепцию международных стандартов оценки - МСО. При этом НСОД должен сосредоточить свою деятельность в этой сфере на подготовке и утверждении Практических руководств по применению МСО в условиях Российской Федерации;
5) Сохранить и законодательно закрепить право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации оценщиков и экспертов только в учебных заведениях с федеральной образовательной лицензией и аккредитацией Рособрнадзора;
6) Закрепить законодательно право проводить экспертизу оценочных отчетов, в том числе для кадастровой и налоговой оценки, в рамках судебного производства и в иных целях, исключительно за экспертами, сдавшими единый квалификационный экзамен при НСОД и получившими по его итогам квалификационный аттестат эксперта;
7) Установить двухлетний срок обязательного повышения квалификации в учебных заведениях с федеральной образовательной лицензией и аккредитацией Рособрнадзора для подтверждения права самостоятельной подготовки и подписи оценочных отчетов и экспертных заключений на оценочные отчеты. Все остальные виды обучения, аттестаций, сертификаций и т.п. для физических лиц, имеющих статус оценщика и эксперта, должны носить исключительно добровольный характер.


Анна Гончарова 14.06.2012

Некоторые СРО оценщиков уже начинают предлагать своим членам пройти у них добровольное тестирование по тестам для экспертов в порядке проверки своих знаний и готовности к аттестации при НСОД. Как Вы можете это прокомментировать и каким образом к этому лучше подготовиться?

Ответ Администрации: Это тесты для аттестации экспертов, для которых в соответствии со 135-ФЗ она уже стала обязательной. И сейчас в процессе решения находятся организационно-технические вопросы ее проведения. Для оценщиков пока такой процедуры в законе не прописано, не разработано для них и каких-либо иных тестов. Тем не менее существуют планы введения аналогичной аттестации и для самих оценщиков предположительно в ближайшей перспективе до двух лет. Скорее всего это будет аттестация при НСОД и по тем же самым тестам, что подготовлены сейчас для экспертов. Судя по тому с какими трудностями создавалась данная тестовая база, разработать что-то повторно с сопоставимым объемом у НСОД просто нет сил, да и необходимых исходных источников из-за отсутствия федеральных стандартов, а также детализированных практических руководств и методических рекомендаций по оценке стоимости активов и бизнеса. Поэтому к аттестации по этим тестам надо готовиться, как к неизбежному событию и заблаговременно, уже сейчас. В этом контексте надо рассматривать и указанные предложения СРОО. Комитет по образованию и координации научных исследований НСОД на своем заседании в апреле т.г. (см. Протокол №11 от 20.04.2012 г. в разделе ЗАКОНЫ) тоже рекомендовал учебным центрам включить в образовательные программы ПП и ПК разделы с тестированием, в том числе на базе тестов для аттестации экспертов при НСОД. В Государственном университете по землеустройству уже с октября 2011 года действует 108-часовая программа повышения квалификации "Оценочная деятельность. Экспертиза отчета" (см. раздел ОБУЧЕНИЕ и комментарии эксперта в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ от 26.10.2011 г.). А в марте 2012 года вся база данных из 1076 тестов для аттестации экспертов при НСОД размещена в закрытом образовательном модуле на портале Valnet.ru, став неотъемлемой составной частью обучения оценщиков и экспертов на кафедре Маркетинга ГУЗа по всем программам ПП и ПК. Указанная тестовая база здесь включает помимо самих тестов еще ключи правильных ответов на них и содержит иллюстрацию алгоритмов решения тестовых заданий. Кроме этих тестов НСОД в количестве 1076 штук обучающимся в ГУЗе в настоящее время доступны дополнительно и еще несколько факультативных и обязательных тестовых баз специализированного и универсального направления объемом примерно 400 задач и вопросов. С содержанием этих тестов можно ознакомиться в комментарии эксперта от 15.02.2012 г. в настоящей ГОСТЕВОЙ КНИГЕ. Поэтому слушателям при выборе ВУЗа для обучения настоятельно рекомендуем принимать во внимание также и то, какие Вам при этом будут предоставлены возможности для подготовки к будущей аттестации при НСОД. Как показывает опыт аттестации специалистов по ценным бумагам, кадастровых инженеров и аудиторов лучше это удается сделать тем, кто предварительно прошел подготовительные для этих целей образовательные программы в учебных центрах. При этом включение в программы обучения тестирования как на базе НСОД, так и других тестовых баз позволит слушателям лучше подготовиться и к возможным будущим квалификационным отборам при крупных заказчиках, которые в последнее время получают все более широкое распространение в практике.



Валентин Николаевич 06.06.2012

На Вашем сайте рекомендуется учиться на оценщиков в государственных университетах, ссылаясь на реформы в системе образования, которые на Ваш взгляд приведут к утрате позиций академий, институтов и частных учебных заведений. А можете Вы эти выводы подкрепить реальными примерами из жизни?

Ответ Администрации: Конкретных примеров много, некоторые из них мы уже приводили в настоящей ГОСТЕВОЙ КНИГЕ в подробном ответе эксперта от 20.11.2011 года на вопрос: Как лучше выбрать ВУЗ для обучения на диплом оценщика? Можно привести дополнительно и другие примеры, когда это касается напрямую учебных заведений, которые при участии крупнейших СРОО обучали оценщиков. В соответствии с распоряжением Правительства России от 30 декабря 2011 г. №2458-р " О реорганизации..."Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" в форме присоединения к университету образовательных учреждений в качестве структурных подразделений университета" к этому государственному университету в числе других академий и институтов присоединена и Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС). С ГАСИС у РОО последние 1,5 года развивался совместный проект дистанционного обучения оценщиков. Понятно, что после такого присоединения ГАСИС в качестве какого-то структурного подразделения к ВШЭ перспективы указанного проекта обучения стали весьма проблематичными, хотя бы потому что в ВШЭ аналогичными программами оценочного образования давным-давно занимаются свои собственные структурные подразделения. Неслучайно, видимо, ранее активная реклама об этом проекте как-то резко исчезла со всех сайтов, в том числе самого РОО. Это пример по поводу перспектив обучения в академиях и институтах. Что касается частного образовательного сектора, то, например, про учрежденное СМАО частное учебное заведение НОУ ДПО ИПО негативные материалы опубликовали в главном официальном государственном органе СМИ "Российская газета": Федеральный выпуск №5799 (126) от 05.06.2012 г., автор Борис Фомин, "Вытесняй и властвуй. На оценочном рынке происходит ползучий переворот". А год или два назад данный ИПО, который изначально был ВУЗом, при очередной аккредитации в Рособрнадзоре, видимо, тоже, не в последнюю очередь, из-за возникших при этом проблем поменял название, юридический адрес и статус с ВУЗа на НОУ ДПО. Поэтому наши рекомендации остаются прежними - обучайтесь на оценщиков в государственных университетах, вошедших в Список образовательных учреждений по итогам мониторинга, проведенного Комитетом по образованию и координации научных исследований НСОД (см. раздел ЗАКОНЫ/РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО/Временные требования к профессиональному обучению оценщиков.



Николай 22.05.2012

Когда, по Вашему мнению, проведут аттестацию экспертов СРОО и что будет с их правомочностью после 30 июня 2012 года в соответствии со 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ"?

Ответ Администрации: Согласно текущей редакции 135-ФЗ легитимными с 1 июля 2012 года будут только те эксперты СРОО, которые пройдут аттестацию по итогам сдачи единого квалификационного экзамена при НСОД. Очевидно также, что такая аттестация не будет проведена до 1 июля т.г. по техническим и организационным причинам. Наиболее привычным из прошлого опыта выходом из подобной ситуации была бы пролонгация аттестации и легитимности экспертов СРОО на срок примерно 1 год. Однако для этого потребуется внесение поправок в 135-ФЗ, так как именно этим нормативным актом установлены конкретные сроки аттестации и легитимности экспертов СРОО. Но,весьма сомнительно, что в ближайшие полгода внесение таких поправок возможно. ГД России сразу после выборов и перед летними каникулами сейчас не до этого мелкотемья. В новой Думе, судя по прошедшим недавно там слушаниям, нет полной ясности по вопросам дальнейшего развития и реформирования института саморегулирования в целом по экономике и к выработке решений по этой теме депутаты планируют вернуться только к концу года. В профильном Комитете по собственности сменился персональный состав руководства и его партийная принадлежность, что делает его, по крайней мере на первых порах, значительно более труднопроходимым для лоббирования внесения изменений в действующее законодательство. Сменился и министр МЭР России, не исключены также перестановки в структурных подразделениях этого ведомства. При этом сами учредители НСОД находятся в состоянии затяжных судебных тяжб между собой. В связи с этим на текущий момент имеются все признаки неправо - и недееспособности Дирекции НСОД. Кроме того по разным причинам и при различных обстоятельствах НСОД покинули первые лица -тяжеловесы федерального уровня, благодаря которым в прошлом изменения в законодательство об оценочной деятельности принимались достаточно оперативно. Так что готовить какие-либо поправки в 135-ФЗ, продвигать и принимать их теперь будет весьма проблематично как по срокам, так и по их содержанию. В связи с этим хочется обратить внимание на то, что Комитет по образованию и координации научных исследований НСОД в своих заблаговременно закрепленных Протоколами заседаний Комитета решениях рекомендует заинтересованным организациям направлять своих специалистов, осуществляющих внутренние и внешние экспертизы оценочных отчетов, на прохождение обязательного повышения квалификации по 108-часовой образовательной программе "Оценочная деятельность. Экспертиза отчета". Свидетельство ПК гособразца будет подтверждать легитимность проведения экспертизы оценочных отчетов, в том числе при оспаривании результатов кадастровой оценки. Государственный университет по землеустройству проводит такое повышение квалификации по указанной программе (см. раздел ОБУЧЕНИЕ настоящего портала). Образовательные документы Вузов были и останутся в России в соответствии с нормами 135-ФЗ основными документами, подтверждающими правомочность занятия оценочной и экспертной деятельностью.



Анна Николаевна 16.05.2012

Согласно статье 21 ФЗ №135 "Об оценочной деятельности в РФ" теперь обучать оценщиков могут не только Вузы, но и другие учебные заведения, "имеющие право осуществлять такое обучение в соответствии с законодательством РФ". Означает ли это, что оценке теперь могут обучать любые организации с лицензией на образовательную деятельность?

Ответ Администрации: Здесь надо различать право на обучение оценке от права обучения оценщиков. Это точно также, как и в других дисциплинах и профессиях. Например, физике можно на полном законном основании учить даже в средней школе, а вот физиков имеют право готовить только в учебных заведениях с лицензией и аккредитацией от Рособрнадзора. И по оценке стоимости обучать никому не запрещается, но производить подготовку, переподготовку и повышение квалификации оценщиков должны тоже только те учебные заведения (высшие и ДПО), которые имеют лицензию на образовательную деятельность и аккредитацию от Рособрнадзора. В соответствии со статьей 21 ФЗ №135 раньше для профессиональной деятельности оценщиком (при получении лицензии на о.д., а позже при вступлении в СРОО) требовались только образовательные документы Вузов. Пару лет назад этот перечень учебных заведений, чьи дипломы принимаются для вступления в СРОО и дают право работать оценщиком, был законодателем расширен в новой редакции указанной выше статьи 135-ФЗ. Согласно действующим нормам Вузы и раньше, и сейчас осуществляют свою деятельность только на основании лицензии и аккредитации от Рособрнадзора. Аналогично и другие учебные заведения, например, ГОУ или НОУ ДПО, чтобы их образовательные документы наравне с Вузами принимались в СРОО и давали право работать оценщиком, тоже должны иметь такие же разрешения с сопоставимым статусом от Рособрнадзора. Возможности применения каких-либо других вариантов в текущей редакции 135-ФЗ не предусмотрено.



Степан Николаевич 04.05.2012

Какие образовательные программы по оценке сейчас аккредитованы и какими дипломами подтверждается обучение оценщиков?

Ответ Администрации: Еще в начале 2000-х годов Минобром и Минимуществом России для Вузов были утверждены гостребования по обучению оценке и образовательная программа "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" в объеме не менее 800-часов. В соответствии с ними Вузы проходили аккредитацию в Рособрнадзоре и получали право проводить профессиональную переподготовку оценщиков с выдачей им Дипломов гособразца. Это стало своего рода стандартом в оценочном образовании и в самой оценочной деятельности, в соответствии с которым прошли обучение и вступили в СРОО почти 20 тыс. оценщиков. Впоследствии Минобрнауки России резко сократило перечень образовательных программ, по которым разрабатываются гостребования и предусмотрена их аккредитация для учебных заведений. И оценка стоимости тоже теперь не входит в этот список. Вместе с тем те Вузы, которые ранее получили право обучать оценщиков по 800-часовой программе с выдачей им государственных Дипломов, сохраняют это право до конца срока действия выданных им ранее аккредитаций. Например, у Госуниверситета по землеустройству это право будет действовать до 2015 года. Те же учебные заведения, которые в свое время это право не успели получить или у кого сроки данной аккредитации уже истекли, должны теперь обучать оценщиков по программе ПП без вручения Дипломов гособразца. Они сейчас могут выдавать только Дипломы своего учебного заведения. Они могут и сами разрабатывать и утверждать образовательные программы по оценке стоимости бизнеса. Единственное нормативное требование в этом случае к ее продолжительности, чтобы иметь право выдавать Диплом ПП, заключается в том, чтобы она была не менее 500-часов. Поэтому с формальной точки зрения они могут самостоятельно утвердить программу по оценке стоимости бизнеса, например, 580 или даже 510 часов и выдавать по итогам такого обучения свой Диплом о профпереподготовке. Некоторые небольшие частные учебные заведения уже выходят на рынок с такими предложениями. Формально можно по разному трактовать наличие или отсутствие здесь нарушений, но по существу это однозначная девальвация такого Диплома оценщика. Ведь в соответствии с гостребованиями именно по образовательной программе не менее 800-часов обучились и были приняты на основании Диплома гособразца в СРОО почти 20 тыс. оценщиков, многие специалисты с такими же Дипломами работают в штате заказчиков, регуляторов и т.д. На этом фоне вряд ли Диплом какого-то учебного заведения на 510-580 часов будет выглядеть достаточным основанием, подтверждающим статус оценщика, для всех СРОО, работодателей, заказчиков. Поэтому в сложившейся ситуации слушателям пока еще имеется такая возможность лучше для минимизации рисков пройти обучение по оценке стоимости бизнеса в объеме не менее 800-часов в каком-нибудь государственном университете и получить по итогам обучения Диплом государственного образца.



Анна Николаевна 19.04.2012

Некоторые учебные заведения предлагают в инете оценщикам пройти обучение за два очных и несколько дистанционных дней всего за 76 часов с выдачей Свидетельства о повышении квалификации. Насколько это соответствует нормативам?

Ответ Администрации: Свидетельство о повышении квалификации должно выдаваться при прохождении курсов обучения в объеме не менее 100 часов и сдаче итогового экзамена, а после 76 часов можно получить только Удостоверение о повышении квалификации. Меньшие по продолжительности или без экзаменов образовательные программы предусматривают выдачу уже Сертификатов произвольной формы, изготовленных в любой типографии. Учебный день, также как и рабочий, не может превышать по закону 8 часов, а воскресение является обязательным в период обучения выходным днем. Не трудно посчитать, что для обучения по 76 и тем более 100 часовой программе при соблюдении предусмотренного нормативами режима труда и отдыха, потребуется минимум две недели. Исходя из этой информации анализируйте и делайте выводы. Для того чтобы оценщики получали качественное образование и юридически правильно оформленные документы, мы им неоднократно рекомендовали обучаться в государственных университетах, аккредитованных ранее уполномоченным федеральным органом по оценочной деятельности и вошедших в Список Вузов по итогам мониторинга НСОД. Познакомиться с этим Списком образовательных центров можно на нашем портале Valnet.ru на странице НОВОСТИ/Важные новости мира оценки/Временные требования к профессиональному обучению оценщиков или в разделе ЗАКОНЫ/Российское законодательство/Временные требования...18 ноября 2008 года. С дополнительной информацией по этой теме можно также ознакомиться в комментариях экспертов, размещенных в настоящем разделе ГОСТЕВАЯ КНИГА.



Семен 04.04.2012

Требуют ли организаторы конкурсов и заказчики в регионах при проведении кадастровой оценки наличие у оценщиков образовательных документов, подтверждающих прохождение обучения кадастровой оценке недвижимости?

Ответ Администрации: Массового характера такая практика еще не приобрела. Вместе с тем в условиях конкурса по кадастровой оценке земель, например, в Новосибирской области в 2012 г. такое условие было включено. Конкурсные комиссии имеют право предъявлять дополнительные требования к претендентам на проведение работ по государственной кадастровой оценке земли и недвижимости. В таких случаях необходимо представлять свидетельство о повышении квалификации установленного государственного образца. Кафедра Маркетинга Госуниверситета по землеустройству обучает по такой программе с использованием дистанционных методов обучения. Подробнее можно ознакомиться на нашем Портале в разделе «Обучение».



Нина Петровна 02.04.2012

Разъясните, пожалуйста, какие образовательные документы в зависимости от продолжительности повышения квалификации могут выдавать Вузы оценщикам?

Ответ Администрации: В соответствие с действующими нормативами для повышения квалификации объемом от 72 до 100 часов предусмотрена выдача Удостоверения о повышении квалификации, а при прохождении обучения свыше 100 часов оно подтверждается уже Свидетельством о повышении квалификации. В Государственном университете по землеустройству повышение квалификации оценщиков проводится по 108-часовой образовательной программе с выдачей Свидетельства ПК гособразца. Выбор 108-часовой продолжительности обучения связан с тем , что при таком минимальном объеме данная программа полностью соответствует государственным требованиям к обязательному повышению квалификации один раз в три года для подтверждения своих знаний и пролонгации легитимности Диплома оценщика. Право выдавать указанные выше образовательные документы для оценщиков имеют только учебные заведения с образовательной лицензией и аккредитацией от Рособрнадзора. На практике по причине недостаточной осведомленности или правового нигилизма некоторые организаторы обучения не соблюдают изложенные выше нормативные требования к продолжительности повышения квалификации, видам образовательных документов, правомочности учебных заведений в реализации образовательных программ для оценщиков. Это несет дополнительные риски для заказчиков, работодателей, оценщиков и поэтому слушатели должны самостоятельно анализировать эти факторы, прежде чем сделать свой правильный выбор учебного центра и образовательной программы. В этом Вам поможет изучение комментариев экспертов по данной теме в настоящем разделе ГОСТЕВАЯ КНИГА.



Написать сообщение