Гостевая книга

В настоящем разделе помимо традиционных отзывов и пожеланий по форме и содержанию портала размещаются вопросы, в основном, делового характера наших посетителей и ответы на них администрации, которые могут представлять интерес широкой аудитории.

Администрация портала ValNet.ru оставляет за собой право по собственному усмотрению публиковать в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ и отвечать только на те письма, которые могут представлять интерес для нашей аудитории. При этом администрация не берет на себя обязательства по обоснованию причин отказа в публикации.

Добавить новую запись в книгу

Сергей Владимирович Никоноров 30.03.2012

В инете были сообщения, что с тестами по единому квалификационному экзамену должны ознакомить все оценочное сообщество и что будут курсы по подготовке к аттестации при НСОД. Где с этим можно ознакомиться и как обучиться?

Ответ Администрации: 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" предусмотрено, что до 1 июля 2012 года все эксперты СРОО обязаны сдать единый квалификационный экзамен аттестационной комиссии при НСОД. В последующем предполагается, что такая аттестация будет распостранена и на всех оценщиков-членов СРОО. Для этих целей тесты в количестве 1075 штук уже разработаны и предварительно 13 марта т.г. рассмотрены на заседании НСОД. Они еще будут дорабатываться, так как есть там технические ошибки и редакционные погрешности, но их основа скорее всего сохранится неизменной. Наряду с частью сырых материалов в них имеются и достаточно хорошо подготовленные темы, например, оценка стоимости машин и оборудования, есть немало полезных новых вопросов, связанных с кадастровой оценкой. Вся эта тестовая база вместе с правильными вариантами ответов и приведением самого алгоритма их решения уже размещена у нас на портале в закрытой части образовательного модуля в разделе МЕТОДИЧКИ/подразделе ЭКСПЕРТИЗА ОТЧЕТА. Это ценная информация для обучающихся у нас по программам профпереподготовки и повышения квалификации оценщиков, в первую очередь, по образовательной программе ПК "Оценочная деятельность.Экспертиза отчета"(см.раздел портала ОБУЧЕНИЕ).



Петр Михайлович 13.03.2012

Оценщикам всегда по итогам обучения выдавали Диплом гособразца, но некоторые учебные заведения уже почему-то предлагают "дипломы установленного образца", дающие право на вступление в саморегулируемую организацию и занятие оценочной деятельностью. С чем это связано и какого образца выдает оценщикам сейчас образовательные документы Государственный университет по землеустройству?

Ответ Администрации: Связано это с реформированием системы высшего образования в России - повышаются требования к Вузам, идет их укрупнение, основной организационно-правовой формой Вуза становится университет. В этих условиях происходит вытеснение небольших частных учебных заведений и бывших ИПК, которые ликвидируются, переименовываются; лишаются статуса Вуза, федеральных образовательных лицензий и аккредитаций, права обучения специалистов в соответствии с гостребованиями и права выдавать образовательные документы гособразца. Препятствовать этому невозможно, поэтому, чтобы не потерять доходы, заинтересованные учредители таких небольших частных учебных заведений начинают лоббировать уже изменения в оценочном законодательстве, направленные на значительное снижение требований к допуску к системе обучения оценщиков. Отсюда от таких учебных заведений и появляются предложения с дипломами "установленного образца", а не государственного образца. Дипломы гособразца изготавливаются на типографии Госзнака, имеют необходимую степень защиты бланка и государственный номер, подлежат государственному учету. А дипломы "установленного образца" легко наряду с грамотами и коммерческими сертификатами сделать в любой частной типографии. И через несколько лет можно будет уже не найти этих частных учебных заведений и типографий, что сделает проблематичным установление и подтверждение подлинности их продукции. Что касается ГУЗа, то он как государственный университет с более, чем 200-летней историей, имеет все возможные в нашей стране права в сфере высшего образования и ведет обучение оценщиков и сейчас с выдачей Дипломов ПП и Свидетельств ПК государственного образца, изготовленных Госзнаком. В ГУЗе ведется строгий учет всех выпускников без срока давности, которым выданы по итогам обучения образовательные документы гособразца. Эту информацию по конкретному лицу при необходимости можно всегда проверить в архиве университета и официально подтвердить даже через 30,50 и более лет.



Николай 15.02.2012

Каким образом предстоящая аттестация при НСОД отразится на обучении оценщиков в Вузах?

Ответ Администрации: Аттестация - это дополнительная процедура контроля знаний для членов СРОО. Но чтобы стать членом саморегулируемой организации надо сначала обучиться и получить Диплом оценщика, а в последующем еще и раз в три года повышать свою квалификацию. Поэтому в части оценочного образования все остается по-прежнему, по крайней мере, на обозримую перспективу даже для членов саморерегулируемых организаций, не говоря уже о тех, для кого такое членство не является обязательным. В настоящей ГОСТЕВОЙ КНИГЕ в период с 28.01.- 23.03.2011 г. имеется несколько комментариев на эту тему, из которых видно, что мы не являлись сторонниками аттестации, но уже тогда понимали неизбежность в итоге этого процесса. Поэтому в последующем наши усилия были направлены на модернизацию образовательных программ с учетом предстоящей аттестации оценщиков. Для этого в октябре 2011 года был создан контент по экспертизе оценочных отчетов и запущена программа ПК экспертов (см. раздел ОБУЧЕНИЕ и комментарий от 26.10.2011 г. в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ). Эта образовательная программа, как и еще ранее внедренная по кадастровой оценке, сразу получили признание в оценочном сообществе и по ним уже сейчас активно обучаются специалисты. Были также созданы новые специализированные тестовые базы и актуализированы прежние. Сейчас у нас действует при обучении оценщиков три обязательных универсальных тестовых базы: на очных курсах - 30 тестов, на дистанционном ПК - 30 тестов и на дистанционном ПП - 136 тестов. Кроме этого в закрытом образовательном модуле на портале Valnet.ru размещены еще две дополнительные специализированные базы с задачами и вопросами по экспертизе - 60 тестов (раздел ЭКСПЕРТИЗА ОТЧЕТА) и по оценке инвестиционных проектов и стоимости денег во времени - 125 тестов (раздел Учебно-методические пособия кафедры Маркетинга ГУЗа, Методичка Выпуск №2). Т.е. всего порядка 400 тестов, которые к тому же обеспечены соответствующими учебно-методическими материалами (более 100 источников) и базой данных с консультациями в формате вопрос-ответ (более 200 консультаций). Таким образом, проходя обучение в Государственном университете по землеустройству по различным программам слушатели смогут получить хороший практический опыт тестирования, что в последующем им поможет успешно пройти аттестацию при НСОД. ГУЗ изначально, еще 16 лет назад, сделал ставку на тестирование при обучении оценщиков, поэтому на сегодня он обладает уникальным опытом и базой данных, что дает ему неоспоримые конкурентные преимущества перед другими учебными центрами в эффективной подготовке оценщиков к аттестации при НСОД. Грамотно выстроенная в этом университете система переподготовки и повышения квалификации оценщиков и имеющийся задел позволяют оперативно и даже с опережением реагировать на все изменения, которые происходят в сфере оценочной деятельности, в том числе и в вопросах аттестации.



Роман Михайлович 24.01.2012

Почему у нас не уделяется достаточного внимания проблемам определения рыночной стоимости небольших частных фирм и как можно на практике качественно и по приемлемым тарифам оценить такой объект?

Ответ Администрации: Если сравнить Минимальные нормативы при планировании оценочных работ в Российской Федерации (утв.НСОД, Протокол №2 от 18 ноября 2008 г.) и предлагаемые цены продажи на объекты бизнеса с малой капитализацией, то станет понятно, что для многих заказчиков действующие оценочные тарифы являются чрезмерно высокими по отношению к стоимости их бизнеса. Судя по тексту этих "Минимальных нормативов" его разработчики понимают по их выражению под "мелким действующим предприятием" фирму с годовым оборотом до 100 млн.руб., а стоимость услуг оценщика по их представлениям в этом случае должна быть порядка 100 тыс.руб. К средним предприятиям они относят объекты с выручкой от 100 млн. до 1 млрд.руб., а тарифы на оценку для них в два раза выше, чем для мелких. Для фирм с годовым оборотом в несколько десятков или сотен млн.руб. эти тарифы возможно и посильны, а вот для тех, кто формально тоже относится к мелким, но чья выручка составляет всего несколько млн.руб. они уже чрезмерны, а если - менее 1 млн.руб., то - абсурдны. Получается, чтобы не допустить демпинг, согласно "Минимальным нормативам" фирму с оборотом в 500 тыс.руб. надо оценивать за 100 тыс.руб. В тоже время для самих оценщиков эти утвержденные НСОД нормативы вряд ли покажутся выгодными, учитывая отсутствие какого-либо методического, программного и информационного обеспечения по оценке фирм с малой капитализацией, а также наличие жестких нормативных требований к их оценке и оформлению оценочных отчетов, точно таких же как и для крупных компаний. В западной оценочной практике существуют проверенные временем приемы, которые позволяют значительно снизить издержки работ самого оценщика и на этой основе уменьшить расценки для представителей малого и среднего бизнеса. Для этого регулирующие там оценочную деятельность организации разрабатывают практические руководства по оценке бизнеса малой и средней капитализации. В них большое внимание уделяется минимизации затрат на проведение, как самих оценочных работ, так и на их оформление. В частности, в числе рекомендуемых для этих случаев являются методы сравнительного подхода. Для их применения разработаны специальные таблицы с интервальными значениями мультипликаторов Ц/Прибыль, Ц/Выручка от реализации, Ц/Собственный капитал и т.д., а также формулы для проведения отраслевой оценки таких фирм. Существуют там и специализированные информационные базы и ресурсы, где можно найти необходимые данные, в том числе по аналогам, для проведения оценочных работ по объектам такого типа. Таковы примерно пути решения этих проблем. Это собственно те задачи, которыми в условиях России должны заниматься СРОО и НСОД на базе,прежде всего, своего профильного Комитета по стандартам и методологии. Что касается наших возможностей по линии портала Valnet.ru и образовательного проекта, то кое-что нами здесь делается для хотя бы частичного решения этих проблем. Так, на нашем портале в разделе ССЫЛКИ/Каталог ценовой информации размещены ближе к завершающей части в оглавлении Каталога порядка 10 интерактивных ссылок на электронные адреса специализированных интернет-ресурсов по купле-продаже бизнеса, где можно подобрать аналоги и вычислить величину мультипликаторов для определения рыночной стоимости фирм малой и средней капитализации. Кроме того в закрытой части портала в образовательном модуле часть контента, включая консультации, оценочные отчеты и аттестационные работы выпускников, посвящена этой проблематике. В числе наших выпускников немало тех, кто выбрал и защитил дипломную работу на примере небольших предприятий. Поэтому необходимый опыт и материалы у нас имеются, а в ближайшее время планируется дополнить и актуализировать базу данных по этой тематике. Кстати, сами представители малого и среднего бизнеса уже давно нашли оригинальный вариант успешного использования наших образовательных возможностей в интересах качественной и недорогой оценки своего бизнеса накануне предполагаемой сделки с ним. Заключается этот опыт в следующем. Фирма направляет к нам на обучение по программе профпереподготовки своего сотрудника, как правило, финансиста, экономиста или бухгалтера. Нередко такое обучение проходят и сами собственники бизнеса. В качестве объекта исследования для аттестационной работы берется свое собственное предприятие. В процессе подготовки диплома фактически производится параллельно и оценка стоимости собственного предприятия с использованием консультаций опытных преподавателей, последующей экспертизой рецензента и защитой работы на Государственной аттестационной комиссии. С внедрением в Государственном университете по землеустройству организационной схемы дистанционного обучения полного цикла on-line с защитой аттестационной работы в формате видео конференции стоимость такого обучения-оценки стоимости бизнеса обойдется фирме всего в 40 тыс.руб. Согласитесь экономические условия по сравнению с указанными ранее действующими тарифами НСОД более, чем выгодные для заказчика. Особенно, если учесть, что помимо квалификации оценщика, подтвержденной образовательным документом, заказчиком будет самостоятельно определен реальный уровень рыночной стоимости своего бизнеса с соблюдением конфиденциальности и гарантии качества результата оценки.



Татьяна Белова 20.11.2011

Как лучше выбрать ВУЗ для обучения на диплом оценщика?

Ответ Администрации: В свое время Минимущество РФ, бывшее раньше уполномоченным органом по оценочной деятельности, составило официальный список Вузов, имеющих право проводить подготовку, переподготовку и повышение квалификации оценщиков с выдачей им образовательных документов государственного образца. В этот список по состоянию на 1 января 2008 года вошло порядка 100 учебных заведений. Впоследствии Комитет по образованию НСОД провел мониторинг среди указанных Вузов, по итогам которого выяснилось, что только 50 из них реально тогда проводили обучение оценщиков, а остальные числились в этом списке лишь номинально. Познакомиться с этим списком образовательных центров можно на нашем портале Valnet.ru на странице НОВОСТИ/Важные новости мира оценки/Временные требования к профессиональному обучению оценщиков или в разделе ЗАКОНЫ/Российское законодательство/Временные требования...18 ноября 2008 года. На сегодня главная ценность этого списка заключается в том, что в нем указаны практически все учебные заведения, имеющие опыт обучения оценщиков еще до введения в 2008 году саморегулирования. Все другие вне этого списка таким достаточным по продолжительности опытом соответственно не обладают. На текущий момент круг имеющих право обучать оценщиков существенно расширен законодателем, если раньше это могли делать только Вузы, то теперь - любые учебные заведения, имеющие федеральную лицензию на образовательную деятельность и аккредитацию Рособрнадзора. Не могут этим заниматься только учебные заведения с лицензией и аккредитацией от региональных органов образования. Ответ на вопрос о том, как проверить через интернет лицензию и аккредитацию образовательного центра на предмет правомочности обучения оценщиков, можно найти в комментарии эксперта от 26.10.2010 года в разделе ГОСТЕВАЯ КНИГА. Единственный новый, но очень важный, момент к ранее опубликованному - это возникшая в настоящее время необходимость дополнительно учитывать на среднесрочную перспективу прогнозируемые изменения в правомочности учебных центров разного типа в подготовке, переподготовке и повышении квалификации оценщиков с выдачей образовательных документов гособразца. Основной вектор развития здесь - последовательный неизбежный переход на принятые в Западной Европе и Северной Америке стандарты организации образования, в том числе постдипломного. В развитых странах высшее образование базируется на университетах, а постдипломное непрерывное обучение специалистов с высшим образованием, т.е. в привычных для нас терминах - профессиональная переподготовка и повышение квалификации, ведется в школах бизнеса, экономики, права, в технических и технологических школах и т.д. при тех же университетах. Никаких как у нас НОУ ДПО (аббравиатура от негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования) и академий, доставшихся нам в наследство от плановой социалистической системы и бесконтрольных 90-х годов переходного периода, там не существует для обучения специалистов с высшим образованием. Точнее частные образовательные центры со схожими функциями и названиями там тоже имеются, но готовят в них совсем других специалистов на кратко- и среднесрочных курсах: парикмахеров, инструкторов по фитнесу, флористов, поваров и т.д. Иногда такие коммерческие курсы, особенно, для связанных с гламуром профессий, и там, да и на нашем рынке любят называть Академиями, например, Академия парикмахерского искусства, Академия моды, Академия танца, Академия фотографии и т.д. Это легко проверить по поисковой системе в интернете, где Вы без труда найдете сегодня и у нас на рынке платных услуг сотни таких "академий" в сфере обучения от астрологии до массажа. Поэтому с учетом предстоящей гармонизации образовательной модели России с Западом у нас, как и у них, через пять, максимум десять лет оценщиков и других специалистов экономического профиля с высшим образованием будут учить в университетах и школах бизнеса при них. Соответственно в НОУ ДПО будут готовить секретарей и делопроизводителей, а претендующих на гламурность стилистов и моделей - в имеющих более пафосное название Академиях. Эти процессы уже сейчас идут полным ходом, например, Финансовая академия при Правительстве России недавно преобразована в Финансовый университет при Правительстве России, а Российская экономическая академия имени Плеханова также переименована в Российский экономический университет имени Плеханова. Многие известные ведущие политехнические институты уже сменили свои названия на Технические университеты. Поэтому чтобы не оказаться через несколько лет обладателем диплома оценщика несуществующих к тому времени академий, институтов и НОУ ДПО, разумнее сегодня в качестве образовательного центра выбрать государственный университет. Подобрать для обучения один из таких университетов, имеющих достаточный опыт подготовки оценщиков, можно из списка Вузов по итогам мониторинга НСОД, на который было указано выше в тексте настоящего комментария. Там в этом списке из 50 Вузов почти половина государственные университеты, т.е. вполне достаточно для их выбора на конкурентной основе.



Антон Волков 17.11.2011

А при переподготовке на 800 час. доступны ли обучаемым материалы по кадастровой оценке и экспертизе отчетов как при повышении квалификации на 108 часов ?

Ответ Администрации: Профессиональная переподготовка по оценке стоимости бизнеса - это базовая образовательная программа, поэтому при обучении по ней в нашем учебном центре доступны в закрытой части образовательного модуля на портале Valnet.ru все разделы, включая специализированные по экспертизе оценочных отчетов, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, оценке стоимости инноваций и т.д. Собственно эта база методических и практических материалов по оценке - единая для всех обучающихся и по ПП и по ПК, различие по категориям слушателей будет здесь только в тестах, инструкциях по процессу обучения, консультациях. Так что завершив обучение по ПП выпускник освоит не только основы стоимостной оценки, но и будет в курсе всех текущих новаций в сфере оценочной деятельности. Такой комплексный подход является нашим конкурентным преимуществом при обучении оценщиков, как по программам ПП так и ПК.



Антон Серов 03.11.2011

У нас в стране много говорится, в том числе Президентом и Премьером, о масштабных планах развития инновационных проектов. Как это может отразиться на оценке инноваций, насколько это перспективно и где можно пройти обучение по этой теме?

Ответ Администрации: Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности всегда признавалось как перспективное направление и высший пилотаж в оценочной деятельности. Однако, к сожалению, до последнего времени это не подкреплялось спросом и финансированием со стороны заказчиков. Поэтому доля оценки стоимости ОИС в общей структуре оценочных услуг по стране в целом составляла всего от 2 до 5%. Но положение сейчас на глазах меняется кардинальным образом в лучшую сторону после принятия на высшем политическом уровне концептуальных решений о государственно-частном партнерстве с участием иностранных исследователей и инвесторов в приоритетном развитии и финансировании инновационной отрасли российской экономики. Наиболее знаковые и масштабные здесь проекты - СКОЛКОВО, РОСНАНО. Можно также отметить создание Российской и региональных венчурных компаний, активное формирование системы технопарков и т.д. На финансирование инновационной экономики государством уже реально выделяются ежегодно миллиарды долларов. Какая-то часть этого бюджета неизбежно будет направляться и на оценку, так как она является важным элементом в процедуре принятия управленческих решений по отбору, финансированию и контролю за эффективностью реализации инновационных проектов. Отсюда и очевидна перспективность и востребованность услуг по оценке стоимости инновационных активов и бизнеса. Поэтому уже сейчас при обучении по программам профпереподготовки в Госуниверситете по землеустройству отмечается заметное увеличение числа дипломных работ по оценке стоимости ОИС, инновационного бизнеса. Среди слушателей стала заметной группа специалистов, работающих в проектных и консалтинговых организациях, специализирующихся на разработке бизнес планов, ТЭО, проведению экспертизы инновационных проектов и продуктов. Теперь они, хорошо зная изнутри эту тему и ее перспективу, дополнительно осваивают и оценочную деятельность в сфере инноваций. Их выбор дистанционной образовательной программы в ГУЗе не случаен, так как тема инноваций для этого Вуза не новая и не чужая. Дистанционная технология обучения оценщиков через Интернет, которая здесь впервые в России была разработана и внедрена, сама по себе является успешно реализованным инновационным проектом. Кроме того участник этого проекта - группа ВАЛНЕТ с первой половины 2000-х годов активно начала заниматься разработкой методик оценки стоимости ОИС. В частности, была разработана и успешно апробирована на практике оригинальная методика оценки стоимости информационных ресурсов и систем на основе моделирования долевого участия в их соэдании различных партнеров по бизнесу. Она, на наш взгляд, может быть сегодня адаптирована и для оценки стоимости широкого круга инновационных и венчурных проектов, особенно, в условиях недостатка исходной информации, что весьма актуально для российской практики. Интересен также и опыт использования в стоимостной оценке группой ВАЛНЕТ при прогнозировании на длительную перспективу в рамках доходного подхода постоянных цен и реальной ставки дисконта, т.е. техники, активно используемой в инвестиционном проектировании, но практически не применяемой в оценочной деятельности. По нашему мнению, эта техника может быть весьма актуальной при оценке стоимости инноваций, особенно, в условиях значительной экономической неопределенности при прогнозировании развития на долгосрочную перспективу. Все указанные выше методические и практические наработки нашли отражение в базе данных образовательного модуля в закрытой части портала Valnet.ru. Кроме этого в течение нескольких лет для этого модуля по ПП и ПК оценщиков отбирались и размещались там работы по этой теме ряда других авторитетных авторов и организаций. В настоящее время планируется разместить дополнительно в базе данных фрагменты наиболее актуальных оценочных исследований по инновационной проблематике наших выпускников, имеющих практический успешный опыт в этой сфере. Таким образом, специалистам по инновациям, будущим и уже практикующим оценщикам, а также экспертам можно порекомендовать пройти обучение по оценке стоимости инновационных проектов, активов и бизнеса на кафедре Маркетинга Государственного университета по землеустройству. В зависимости от исходных знаний и целей обучения можно выбрать образовательную программу объемом более 800 часов по профессиональной переподготовке или повышение квалификации (108 часов). И в том и в другом случае обучение ведется дистанционно через Интернет, имеется возможность по выбору слушателя и защиты аттестационной работы в режиме onLine без приезда в Москву. В числе рекомендуемых к изучению по этой образовательной программе следующие разделы в закрытой части портала: Извлечения из учебно-методических пособий издательства "ЮНИТИ"; Научно-исследовательские работы; Практические руководства по проведению оценки стоимости активов, инвестиционных проектов, бизнеса; Практические оценочные отчеты; Дипломные работы слушателей; МАСТЕР-КЛАСС.



Тамара Михайловна 26.10.2011

Каким образом будет практически организовано повышение квалификации по экспертизе оценочных отчетов?

Ответ Администрации: Обучение будет проводиться дистанционно на портале Valnet.ru по 108-часовой программе, состоящей из базового блока - 72 часа, дисциплин по выбору (экспертиза отчета)- 32 часа и итогового тестирования - 4 часа. Для обучения по базовой программе и прохождения итогового тестирования экспертам будут доступны все материалы закрытого образовательного модуля по профпереподготовке и повышению квалификации оценщиков. В числе рекомендуемых к изучению по этой программе следующие разделы в закрытой части портала: Учебно-методические пособия кафедры маркетинга ГУЗа; Практические руководства по проведению оценки стоимости активов, инвестиционных проектов, бизнеса; МАСТЕР-КЛАСС; Нормативно-методическое обеспечение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Кроме этого для изучения дисциплин по выбору создан дополнительно раздел Экспертиза отчета, в котором размещены нормативные документы по экспертизе, аналитический обзор с обобщением практического опыта экспертизы оценочных отчетов в России и специализированная база вопросов и задач для самоконтроля знаний. Завершается повышение квалификации прохождением тестирования в разделе Тесты. Таким образом, упор в образовательной программе делается на изучение нормативных документов по экспертизе оценочных отчетов, методических основ и практики оценки стоимости имущества, а также на получение навыков тестирования по данной тематике.



Анна Сергеевна 06.10.2011

У вас появилась новая дистанционная форма обучения и защиты диплома на оценщика без приезда в Москву, а как это происходит? Спасибо.

Ответ Администрации: Заочная форма обучения оценщиков с применением дистанционных технологий через сеть интернет у нас на кафедре существует уже более 10 лет. Подробнее рекомендуем ознакомиться в разделе "Дистанционное обучение" нашего Портала - http://www.valnet.ru/g2.phtml. Нововведением является то, что с 20 октября т.г. (с набора новой группы) на дистанционную форму обучения мы начинаем практику защиты дипломных проектов в режиме online (через веб камеру по интернету). Это позволит потенциальным слушателям пройти обучение по программам профессиональной переподготовки на оценщика бизнеса, как без очного установочного двухнедельного модуля, так и без приезда в Москву для защиты диплома. Стоимость обучения при прохождении защиты в режиме online не изменяется (см. там же - http://www.valnet.ru/g2.phtml). Это может существенно снизить расходы на обучение, исключив транспортные издержки и стоимость проживания в столице. Защита диплома будет проходить в заранее определенный день для всех слушателей одной группы. Желающие смогут пройти эту процедуру по личному выбору: либо очно на кафедре Маркетинга Государственного университета по землеустройству, либо дистанционно в форме видеоконференции через интернет. Во время защиты члены ГАК будут связываться со слушателями по одному через интернет при помощи веб камеры и программы Skype. В режиме online слушатель докладывает основные положения своего дипломного проекта, а затем члены ГАКа задают вопросы, а защищающийся отвечает на них. После успешной защиты диплом о профессиональной переподготовке на оценщика будет высылаться на указанный слушателем почтовый адрес заказным письмом. Таким образом, заключив договор, оплатив за обучение, пройдя сдачу экзаменов и зачетов в закрытой части нашего образовательного Портала, подготовив дипломную работу, можно будет её защитить и получить соответствующий документ, не покидая места своего постоянного проживания.



Максим Викторович 19.08.2011

В Сети было опубликовано обращение Президента РОО Табаковой С.А. от 11 августа т.г. в адрес исполнительного директора НСОД Румянцева А.Б., в котором изложен факт отказа Россельхозбанка в аккредитации одной из оценочных фирм из-за отсутствия прохождения обязательного повышения квалификации штатных оценщиков. Как можно прокомментировать это обращение и ответ на него?

Ответ Администрации: Надо отметить отсутствие участия профильных специалистов и поспешность в подготовке ответа - 15 августа, на обращение от 11 августа, учитывая что 13 и 14 числа - выходные. Похоже, что и обращение и ответ на него в спешке писали одни и те же исполнители - из аппарата РОО, что подтверждается также стилистикой и повтором небезызвестного набора доводов, которые давно уже опровергнуты экспертами в этой области с приведением необходимых аргументов и ссылок на действующие нормативные акты. Авторы, которые не очень хорошо ориентируются в этой сложной и специфической тематике, никак не могут понять, что правила в сфере образования оценщиков в нашей стране устанавливаются федеральными законами и нормативно-распорядительными документами Минобрнауки России, а не обращениями и письмами СРОО и НСОД и, что все нормативно-правовые акты, имеющие юридическую силу в сфере оценочного образования, регистрируются Минюстом России. Что касается НСОД, то эта организация никаких правил в сфере образования оценщиков отменять не имеет права, а может лишь разъяснять те нормы, которые действуют в соответствии с федеральными законами об образовании, оценочной деятельности и нормативно-распорядительными документами, зарегистрированными Минюстом России. Такие разъяснения, тем более по сложным и узкопрофессиональным вопросам, в соответствии с регламентом и практикой работы НСОД подготавливаются, обычно, в месячный срок профильными Комитетами НСОД с предварительным обсуждением экспертами и на заседании Комитета с участием представителей всех СРОО, а не делаются самостоятельно в течение дня администратором исполнительной дирекции НСОД на основании просьбы и мнения всего лишь одного СРОО. В структуре НСОД имеется профильный Комитет по образованию и координации научных исследований и этим Комитетом давно даны исчерпывающие разъяснения по вопросу организации повышения квалификации оценщиков, которые официально оформлены протоколами заседаний и размещены для ознакомления на сайте НСОД. Там неоднократно подтверждена и обоснована со ссылкой на документы, зарегистрированные Минюстом России, обязательность прохождения раз в три года повышения квалификации оценщиками. Поэтому выводы и утверждения в указанных обращении РОО и ответе на него исполнительной дирекции НСОД не соответствуют действительности и являются нелегитимными, а следование их ошибочным заключениям может привести к репутационным и материальным потерям для оценщиков, пример которого авторы сами же приводят в своем письме. А таких случаев в реальной жизни имеется масса и риски здесь постоянно только растут для тех, кто не проходит своевременно повышение квалификации. Поэтому несмотря на не первый год всем известную юридически несостоятельную позицию части аппарата РОО по этому вопросу, подавляющее большинство оценщиков, как показывают данные мониторинга НСОД, проходят регулярно обязательное повышение квалификации в Вузах, так как этого требуют от них многие работодатели, заказчики, СРОО, которые не хотят рисковать тем, что бы оценочные отчеты однажды были оспорены заинтересованными лицами и признаны недействительными. Не надо списывать со счетов и имеющуюся реальную потребность в актуализации знаний у самих оценщиков и других специалистов, связанных с оценкой. И здесь СРОО являются лишь дополнением, а не альтернативой Вузам и не только юридически, но и по наличию преподавательского состава, учебно-методического обеспечения, материально-технической базы; по комплексности охвата тематики, массовости и экономичности образовательных программ; по использованию современных электронных методов обучения, в том числе через сеть интернет. Прошедшие три года наглядно показали, что имеющиеся мощности позволяют СРОО лишь изредка и безсистемно проводить высокозатратные краткосрочные семинары только по отдельным темам, в основном, на выезде в крупных городах, в арендованных помещениях; с ограниченным, непостоянным и отчасти случайным составом лекторов, вынужденных работать из-за походных условий с пониженной отдачей. Такими методами СРОО самостоятельно закрывают в лучшем случае 10% потребности рынка в оценочном образовании. Это хорошо понимают и сами оценщики, которые весьма критично оценивают возможности и текущие результаты деятельности саморегулируемых организаций по выполнению своих функциональных обязанностей, в том числе, видимо, и в важнейшей сфере повышения квалификации. Для того, чтобы убедиться в этом, советуем ознакомиться с итогами голосования на APPRAISER.RU по вопросу: "Как Вы в целом относитесь к СРО оценщиков".



Виталий Савельевич 11.07.2011

Для какого состава слушателей планируется проводить обучение по экспертизе оценочных отчетов и какое участие в этом процессе будут принимать СРОО и другие организации?

Ответ Администрации: Целевая аудитория: члены Экспертных советов СРОО; эксперты-оценщики, выполняющие в консалтинговых компаниях функции внутреннего контроля качества и методического сопровождения оценочных работ; сотрудники заказчиков, осуществляющие координацию работы с оценщиками; специалисты по тренингу в области оценочной деятельности; инвестиционные консультанты; сотрудники подразделений по управлению и контролю за эффективностью использования активов в коммерческих и государственных структурах; а также другие заинтересованные лица, в том числе при их подготовке к сдаче ЕКЭ. В состав указанных слушателей включены не только те, кому это необходимо по формально-правовым основаниям, но и специалисты, которым для успешного выполнения своих функциональных обязанностей требуются реальные знания в сфере экспертизы оценочных отчетов. Обучение экспертизе будет проводиться по схеме, аналогичной организации образования по кадастровой оценке, уже апробированной и неплохо зарекомендовавшей себя на практике. Базовый курс повышения квалификации по 108-часовой образовательной программе будут проводить имеющие лицензию и аккредитацию Рособрнадзора учебные заведения с выдачей слушателям по итогам обучения Свидетельства ПК государственного образца. Инструктаж по проведению экспертизы оценочных отчетов в конкретной ситуации, в том числе по определению кадастровой стоимости недвижимости, должны проводить в формате краткосрочных 1-3- дневных семинаров, прежде всего, СРОО с выдачей организаторами участникам своих сертификатов. Учитывая, что для проведения краткосрочных семинаров не требуются лицензии и аккредитации, а конкретные ситуации для оценочной экспертизы могут отличаться существенной спецификой, круг таких организаторов может быть и расширен



Ирина Ивановна 08.07.2011

По какой образовательной программе должно проходить обязательное повышение квалификации экспертов саморегулируемых организаций оценщиков?

Ответ Администрации: По этому вопросу имеются Рекомендации Комитета по образованию и координации научных исследований НСОД, изложенные в Протоколе №9 от 19.05.2011 г. и размещенные на официальном сайте НСОД - NCVA.RU в разделе Комитеты НСОД. Рекомендованная этим профильным Комитетом НСОД организационно-правовая схема базируется на положениях действующего для оценщиков и зарегистрированного в Минюсте РФ документа "Требования к повышению квалификации в области оценочной деятельности" (утверждены Минимуществом РФ 22 мая 2003 г. №ЗР-4/10060 и согласованы с Минобразованием РФ) . Этим документом принята образовательная программа обязательного раз в три года ПК объемом 108 часов, включающая раздел обязательных дисциплин (72 часа), дисциплин по выбору (32 часа) и итоговый экзамен (4 часа). В данном случае имеющее лицензию и аккредитацию Рособрнадзора учебное заведение правомочно самостоятельно разработать и утвердить тематику, связанную с экспертизой оценочных отчетов, в рамках предусмотренного для этой цели раздела дисциплин по выбору. По итогам обучения слушатели получат Свидетельство ПК установленного государственного образца, в котором будут отражены название и тематика образовательной программы. Повышение квалификации по указанной выше программе обучения засчитывается как обязательное - раз в три года ПК для оценщиков и экспертов, состоящих в СРОО.



Артем 07.07.2011

Должны ли проходить обязательное повышение квалификации эксперты СРОО после сдачи единого квалификационного экзамена?

Ответ Администрации: В соответствии с новыми принятыми нормами в оценочном законодательстве: "Экспертом СРОО - членом Экспертного совета СРОО признается член СРОО, сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в состав Экспертного совета СРОО общим собранием членов СРОО." Таким образом, членом Экспертного совета СРОО может быть только оценщик этого СРОО, имеющий соответствующий Диплом гособразца, который раз в три года он обязан подтверждать прохождением повышения квалификации по 108-часовой образовательной программе, утвержденной в установленном порядке. После сдачи ЕКЭ на эксперта обязанности иметь Диплом и подтверждать его раз в три года прохождением ПК с него никто не снимает, как и с любого другого члена СРОО. Для осуществления экспертной и оценочной деятельности наличие квалификационного аттестата является дополнительным требованием к базовому требованию - наличию Диплома оценщика и Свидетельства ПК гособразца. Норма о наличие квалификационного аттестата в качестве дополнительного требования к членам СРОО также сформулирована и в законодательстве об оценочной деятельности.



Нина Ивановна 10.05.2011

Как сейчас можно пройти обучение по официально утвержденной образовательной программе кадастровой оценке и какие образовательные документы при этом должны быть получены оценщиком?

Ответ Администрации: Действующий порядок обучения оценщиков государственной кадастровой оценке недвижимости принят решением Всероссийской конференции ВУЗов и расширенного заседания Комитета по образованию и координации научных исследований НСОД, который изложен в протоколе №7 от 28 октября 2010 года и размещен в материалах указанного Комитета на официальном сайте НСОД ( NCVA.RU ). С развернутым обоснованием данной организационно-правовой схемы обучения оценщиков можно ознакомиться в завершающей части интервью с профессором Государственного университета по землеустройству Цукановым И.Л., которое представлено в анонсной части раздела НОВОСТИ на портале Valnet.ru.

Обучение в соответствии с этим, поддержанным НСОД, порядком с октября 2010 года успешно проводит кафедра маркетинга ГУЗа, условия обучения в котором можно изучить в разделе ОБУЧЕНИЕ портала Valnet.ru. Этот порядок включает в себя два основаных этапа:
1)Базовый курс,
2)Инструктаж.
Базовый курс проводится в аккредитованном Рособрнадзором учебном заведении дистанционно через Интернет на основе обязательного раз в три года повышения квалификации оценщиков объемом 108 часов с включением в программу обучения помимо обязательного блока (72 часа) и итогового экзамена (4 часа) еще и дисциплин по выбору (32 часа): Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости. По завершении этого обучения оценщик получает Свидетельство гособразца о прохождении ПК по ГКО недвижимости по официально утвержденной и согласованной программе с Федеральным уполномоченным органом по оценочной деятельности, Минобразованием России и НСОД. В дополнение к этому образовательному документу строго установленной формы оценщик уже на стадии инструктажа в дальнейшем по мере необходимости может проходить очное обучение на краткосрочных семинарах (3-4 дня) по отдельным направлениям: кадастровая оценка земель населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности и т.д., а также вновь разработанных методик по кадастровой оценке объектов недвижимости. Инструктаж, предшествующий выполнению заказов на кадастровую оценку, могут проводить СРОО, разработчики конкретных методик ГКО, федеральные органы управления и ведомственные организации Росреестра и его структуры на уровне субъектов Федерации. Подтверждаться участие оценщиков в таких краткосрочных семинарах должно сертификатами произвольной формы, выданными указанными выше организациями. Учитывая, что для проведения тренинга без выдачи образовательных документов гособразца не требуются лицензии и аккредитации от Рособрнадзора, круг организаторов проведения краткосрочных семинаров по ГКО недвижимости может быть значительно расширен. При этом оценщику для получения Свидетельства гособразца о ПК по ГКО недвижимости достаточно пройти только одно обучение раз в три года, а участвовать в семинарах на стадии инструктажа оценщик за этот период может несколько раз в зависимости от потребности в выполнении заказов по разным направлениям ГКО. Соответственно он может иметь уже несколько сертификатов от различных организаторов этого обучения. Важно также отметить, что повышение квалификации по 108-часовой образовательной программе по государственной кадастровой оценке недвижимости засчитывается как обязательное - раз в три года ПК для оценщиков-членов СРОО. Поэтому можно дополнительно еще раз не учиться, а совместить прохождение обязательного повышения квалификации с обучением по государственной кадастровой оценке недвижимости. Более подробно с разъяснением по этому вопросу можно ознакомиться в комментарии эксперта от 8.10.2010 года, размещенном в настоящем разделе ГОСТЕВАЯ КНИГА. По получившему освещение в СМИ мнению руководителей консалтинговых компаний кадастровая оценка станет на ближайшие несколько лет основным трендом роста объемов выручки от оценочной деятельности. Это делает особенно актуальным своевременное освоение оценщиками этой важной и новой для них сферы знаний. Поэтому изложенная выше организационно-правовая схема обучения кадастровой оценке не только поддерживается НСОД и экспертным сообществом, но и получила признание среди самих оценщиков, как показывают итоги их опроса в разделе ГОЛОСОВАНИЕ.
Анализ статистики за период с октября 2010 года по настоящее время в Государственном университете по землеустройству свидетельствует, что 20%, приходящих обязательное повышение квалификации оценщиков, совмещает это с обучением государственной кадастровой оценке недвижимости по изложенной выше 108-часовой образовательной программе базового курса.


Светлана 21.04.2011

Где сейчас в ФСО самое узкое место и в каком направлении должна развиваться российские стандарты оценки?

Ответ Администрации: Отечественные ФСО должны развиваться в том же направлении, что и международные стандарты оценки. Лучшие образцы международной стандартной базы МСО, RICS являются квинтэссенцией опыта практической оценки. Практические и методологические аспекты оценки там изложены в Руководствах по проведению оценки применительно к определенным видам имущества, в конкретных ситуациях и с учетом специфики оценочной практики. Ранее в настоящем разделе данного портала уже перечислялись такие Руководства в МСО, сейчас в качестве примера приведем аналогичные Руководства в Красной книге RICS:

a.Оценка недвижимости, предназначенной для ведения определенной коммерческой деятельности
b. Установки, машины и оборудование
c. Оценка портфелей и групп объектов
d. Участки месторождения полезных ископаемых и полигоны для утилизации отходов
e. Неопределенность оценки
f. Движимое имущество. Что касается наших ФСО, то это пока только несколько формальных документов с требованиями нормативно-правового характера к процессу проведения оценки и оформления его результатов в виде оценочного отчета. Практические и методологические аспекты опыта российской оценки, которая имеет существенную специфику и насчитывает уже 20-летнюю историю, там не представлены даже фрагментарно. Отсутствие в составе ФСО документов, соответствующих по своему содержанию упомянутым ранее Руководствам в международных стандартах оценки, и является на текущий момент основной проблемой в российской оценочной стандартной базе. Поэтому ознакомиться сегодня с методологией и практикой оценки с учетом российской специфики на систематизированной и имеющей легальный статус основе можно реально только на курсах обучения оценщиков по официально утвержденным образовательным программам с имеющими допуск к их использованию учебно-методическими и практическими пособиями.


Сергей 14.04.2011

Как Вы относитесь к идее централизации компенсационного фонда в НСОД, предложенной В.М.Рутгайзером в статье "Компенсационный фонд оценщиков - ошибка Госдумы, которую можно и нужно исправить"?

Ответ Администрации: Сейчас от Президента и Премьера страны до многочисленных посетителей на Форумах в Сети раздается все больше критики в адрес СРО из-за бездеятельности и сведения некоторыми из них своих функций к поборам с членов саморегулируемой организации. Поэтому одна из важнейших задач здесь применительно к оценочному сообществу - создание механизма здоровой конкуренции между самими СРОО, которая может быть обеспечена, в том числе, за счет возможности свободного перехода без финансовых потерь оценщиков из одной саморегулируемой организации в другую. Тогда каждому СРОО, чтобы сохранить своих членов, придется делом доказывать им, что собранные взносы они используют не только на оплату аппарата, но и предпринимают что-то полезное для своих членов - разрабатывают стандарты и методики оценки, проводят семинары по актуальной тематике, оказывают правовую, консультационную и информационную поддержку и т.д. После того как стали очевидными и избыточно обременительными недостатки в работе СРОО начался поиск различными силами выхода из этой ситуации. Так, крупные с серьезными ресурсами и интересами учредители для защиты своих оценщиков от необоснованных поборов и попыток кошмарить их бизнес пошли по пути создания своих собственных СРОО. Уже сейчас имеется несколько таких небольших СРОО, учрежденных федеральными ведомственными структурами, иностранными консультантами, а также несколькими самодостаточными регионами. Туда из других СРОО перешли оценщики, даже не взирая на потерю предыдущих своих платежей в компенсационный фонд. Второе направление решения этой проблемы - это проработка вопроса о внесении изменений в 135-ФЗ с целью предоставления возможности перехода оценщикам из одного СРОО в другое без потери КФ. Такие идеи появились в Госдуме и НСОД, как минимум, полгода назад и мы информировали об этом наших посетителей в ответе на вопрос от 14.10.2010 г., размещенном в Гостевой книге на данном портале. Это путь решения данной проблемы для тех оценщиков, у которых нет таких учредителей, которые могут при необходимости создать собственное СРОО. Именно эта исходная идея получила дальнейшее развитие в указанной статье профессора В.М.Рутгайзера. Приведем выдержку из его статьи с обоснованием одной из основных целей передачи СРОО компенсационного фонда оценщиков в НСОД: "Централизация КФ позволит по-новому подойти к проблеме перехода оценщиков из одной СРО в другую. Сейчас желающие сменить СРО должны заново оплатить взнос в КФ, т.е. вновь выложить 30 тыс.руб. В условиях централизации КФ оценщики смогут выбирать наиболее подходящее для них СРО. Иными словами, у них появится возможность "голосовать ногами" против неэффективного руководства, исчезнет феномен "крепостного права". От себя добавим, что какое-то подобное решение по этому вопросу уже назрело и оно с высокой долей вероятности может быть принято в обозримом будущем. И чем больше будут пытаться кошмарить своих членов некоторые безответственные функционеры СРОО надуманными аттестациями, предвзятыми экспертизами, дискриминационными аккредитациями и т.п., тем раньше будет принято это решение на законодательном уровне.



Елена Николаевна 11.04.2011

Сейчас все больше предлагается оценщикам обучаться дистанционно через инет, с чем это связано и как не ошибиться с выбором вуза?

Ответ Администрации: Это действительно так и особенно стало актуальным в посткризисный период, потому что такая форма образования технологически современна, организационно удобна и экономически эффективна, как для слушателей, так и для учебных заведений. Подробно с организацией, технологией и конкурентными преимуществами электронного обучения советуем Вам ознакомиться в анонсной части раздела НОВОСТИ нашего портала в размещенных там материалах: Презентация дистанционного образовательного проекта Государственного университета по землеустройству по оценке стоимости имущества и Интервью с профессором Цукановым И.Л. -научным руководителем и главным тьютором образовательного проекта ГУЗа по обучению оценщиков через сеть Интернет. ГУЗ стал первым Вузом, который у нас в России еще 10 лет назад выдвинул эту идею и успешно освоил дистанционное обучение оценщиков через интернет. Вся эта организационно-технологическая схема была нами подробно изложена в указанных выше материалах, чтобы потенциальные слушатели знали какие требования предъявляются к организации дистанционного обучения через интернет. Такая детальная информация позволит слушателям сделать правильный выбор учебного центра для дистанционного обучения и усложнит проникновение на рынок образовательному контрафакту. А попытки мимикрии под дистанционное обучение через интернет можно ожидать с высокой вероятностью, так как технология эта требует значительных инвестиций на начальном этапе, зато в последующем она становится более экономически рентабельной по сравнению с очной формой образования.Поэтому для начала сверьте то, что предлагает учебное заведение с требованиями к организации электронного дистанционного обучения. Если на словах обещают много, а на их сайте в открытом доступе информация очень ограниченная и неактуализированная, то это должно Вас насторожить, так как писать либо нечего или некому. Тогда высока вероятность, что и обучение будет там не лучше, чем их информация об этой образовательной программе. Если удастся узнайте отзывы у своих знакомых, которые имели личный опыт обучения по дистанционной форме в интересующем Вас учебном центре. Важным фактором является также длительность временного периода, в течение которого учебное заведение обучает оценщиков, так как требуется не менее 3 лет для создания и отладки организации и технологии дистанционного обучения через сеть Интернет. Поэтому, если дистанционный проект в учебном заведении находится на начальной стадии внедрения, то Вы должны понимать, что Вас будут там не столько учить, сколько тренироваться на Вас и набираться опыта.



Нина Васильевна Суркова 07.04.2011

В какую СРОО, по Вашему, сейчас лучше вступать - в крупную или небольшую?

Ответ Администрации: Сейчас в России уже 11 СРОО, а в перспективе будет еще больше. Создан также и единый федеральный орган саморегулирования - НСОД, который централизовал ряд важнейших функций саморегулирования. Значимость и полномочия НСОД и прежде всего его профильных Комитетов будут в дальнейшем только возрастать. Кроме того сохранил и даже продолжает постоянно наращивать свои полномочия и влияние на оценочную деятельность госрегулятор - МЭР России. Создание НСОД и увеличение числа СРОО объективно снизило возможности одного отдельно взятого СРОО во влиянии, особенно на федеральном уровне, на оценочную деятельность в целом. В этих условиях происходит деформация СРОО, в частности, наиболее крупные из них все больше становятся похожими на коммерческие компании по организации бизнеса на оценщиках, являющихся их членами. Отсюда, идет неприкрытое лоббирование по экспертизе оценочных отчетов, аттестации оценщиков и т.д. Чем больше членов у конкретного СРОО, тем больше у него ресурсов и стимулов для организации на потоке такого "бизнеса", а оценщики-члены таких СРОО рискуют все чаще и на регулярной и обязательной основе становиться объектами поборов со стороны бизнес-дельцов от аппарата этих СРОО. В тоже время, не смотря на постоянное разбухание штатов крупных СРОО, они практически ничего не делают для выполнения тех функций, которыми должны заниматься саморегулируемые организации - разработка стандартов и методологии оценки, лоббирование интересов оценщиков в увеличении заказов на оценочные услуги, оказание правовой поддержки своим членам и т.д. Чаще по этим направлениям крупные СРОО продвигают не интересы оценщиков, а свои аппаратные интересы по организации бизнеса на оценщиках. Поэтому на данном этапе, на наш взгляд, благом для отрасли являются средние и относительно небольшие СРОО, которым из-за недостатка собственных сил и отсутствия экономической целесообразности нет смысла инициировать коммерческие проекты на оценщиках такого типа, которые указаны выше. В связи с этим они более активно используют на аутсорсинге созидательный потенциал лучших экспертов и специалистов, а также более склонны к коллективной и конструктивной работе в рамках НСОД и его профильных Комитетов. В отличие от них крупные СРОО пытаются силами своего аппарата и специально созданных для этих целей доморощенных бизнес-структур самостоятельно инициировать свои собственные коммерческие проекты на оценщиках. Поэтому на данном этапе оценщикам целесообразнее вступать в средние и относительно небольшие СРОО, там по крайней мере спокойнее будет и не так накладно. А централизованные федеральные возможности саморегулирования лучше развивать на базе НСОД и его профильных Комитетов, где, в свою очередь, должны уже иметь равные возможности проявить себя в коллективной созидательной работе представители всех СРОО и независимые эксперты.



Николай Иванович 29.03.2011

В нашем законодательстве об оценке - 135-ФЗ указано, что Федеральные стандарты оценки разрабатываются НСОД с учетом Международных стандартов оценки. Скажите, пожалуйста, а в Международных стандартах оценки имеются конкретные методические указания по определению стоимости различных активов как для проведения самой оценки, так и для экспертизы оценочных отчетов?

Ответ Администрации: Оценка и экспертиза оценочных отчетов в соответствии с международными требованиями должны производиться на базе единой методологии и для этих целей в МСО 2007 имеются полтора десятка отдельных документов - Руководств по методологии проведения оценки стоимости большинства видов активов. Перечислим некоторые из этих Руководств: 1 Оценка стоимости недвижимого имущества, 2 Оценка стоимости прав аренды, 3 Оценка стоимости установок, машин и оборудования, 4 Оценка стоимости нематериальных активов, 5 Оценка стоимости движимого (личного) имущества, 6 Оценка стоимости бизнеса, 10 Оценка стоимости сельскохозяйственного имущества, 12 Оценка стоимости специализированного торгового имущества, 14 Оценка стоимости имущества в добывающих отраслях, 15 Оценка стоимости исторического имущества. Что касается наших ФСО то там, на сегодня нет ни одного документа по методологии оценки стоимости различных активов, аналогичных перечисленным выше Руководствам МСО 2007. Поэтому сейчас проводить в нашей стране на базе национальных стандартов как саму оценку, так и экспертизу оценочных отчетов невозможно из-за отсутствия утвержденной на уровне стандартов единой методологии. Поэтому для внутренних целей оценщики у нас делают отчеты на основе методологии, изложенной в Вузовских учебниках и книгах отдельных авторов, а также в соответствии со сложившимися в деловой практике общепринятыми методическими подходами. Эксперты же проводят экспертизы оценочных отчетов на основе своих личных субъективных выводов и предпочтений в области методологии без всяких ссылок на нормативно-методические документы в виду их отсутствия. Для внешних целей, когда предполагается участие иностранных инвесторов, оценочные отчеты делают иностранные оценщики, либо, если наши российские, то с обязательной экспертизой иностранной компании. Заключения наших экспертов на оценочные отчеты, в любом случае, иностранными заказчиками не принимаются из-за недоверия к их объективности и компетентности. Такое положение является во многом следствием бездеятельности в части разработки национальной стандартной базы оценки профильного Комитета по стандартам и методологии НСОД. Руководство этого Комитета, представляющее, к сожалению, наши крупнейшие по численности их членов СРОО, вместо создания полноценной базы ФСО и ее гармонизации с МСО занимается откровенным лоббированием с использованием административного ресурса НСОД и Минэкономразвития России своих аппаратных, далеких от интересов оценщиков, коммерческих проектов - тотальной экспертизы оценочных отчетов и многоступенчатой поголовной аттестации оценщиков. Это отражает общий чрезмерно накопившийся негатив в деятельности СРО, который из проблем профессионального сообщества переходит уже в разряд государственных и даже международных проблем для России. Так, Премьер-министр РФ В.В.Путин на заседании правительства призвал профильные ведомства упорядочить деятельность саморегулируемых организаций (СРО) в России. "Прошу навести здесь порядок",- обратился В.Путин к членам правительства. Источник: РБК, Дата: 24.03.2011 г. В контексте вышесказанного и в целях принятия конкретных мер по выполнению требования Премьер-министра России нам представляется необходимым ввести предварительную международную экспертизу проектов стандартов ФСО на предмет целесообразности их принятия и соответствия Международным стандартам оценки, чтобы минимизировать факты некомпетентности, бездеятельности, лоббизма и коррупции, а также для повышения доверия российских и иностранных заказчиков к ФСО и российским оценщикам. Для проведения такой международной экспертизы, на наш взгляд, целесообразно пригласить одну из глобальных консалтинговых компаний большой четверки, возможно, лучше "ЗАО "Делойт и Туш СНГ", которая специализируется среди этих компаний на разработке методологии и имеет успешный опыт подготовки для нашей страны Практических руководств по проведению оценки активов и бизнеса для РАО ЕЭС и ГК РОСНАНО.



Максим 22.03.2011

На базе каких нормативных и методических материалов ведется сейчас обучение оценщиков и предполагается проведение их квалификационных аттестаций?

Ответ Администрации: Хороший вопрос. По логике обучение и аттестации оценщиков должны вестись на основе утвержденных федеральных стандартов оценки, обязательных к применению, а также методических указаний и рекомендаций, имеющих официальный правовой статус. На сегодня мы имеем в наличии четыре таких стандарта общим объемом 20 страниц, разработанных Минэкономразвитием России. На самом деле по содержанию эти стандарты ФСО 1-4 являются скорее не стандартами по оценке, а инструктивными материалами по проведению экспертизы оценочных отчетов. На основании таких "стандартов" невозможно подготовить оценочный отчет, но зато на него можно сделать экспертизу с указанием нарушений и со ссылками на ФСО 1-4. В НСОД есть профильный Комитет по стандартам и методологии, который как следует из его названия как раз и должен заниматься подготовкой этих самых стандартов и методических указаний и рекомендаций по оценке. Должен, но почти ничего не делает. Чтобы убедиться в этом достаточно посетить официальный сайт НСОД и в разделе Комитеты НСОД ознакомиться с протоколами заседаний Комитета по стандартам и методологии. За три года работы в НСОД этот Комитет провел всего три заседания, тогда как по регламенту НСОД их положено проводить ежеквартально. Прочтите эти протоколы и Вы сами быстро поймете, что ни учить, ни аттестовывать на этой базе никого в принципе невозможно. Поэтому обучение оценщиков ведется на основе учебно-методических пособий, разработанных профессорско-преподавательским составом российских ВУЗов, допущенных в установленном Минобрнаукой России порядке к использованию в учебном процессе. Ряд этих авторских работ имеет статус учебников и соответствующий гриф допуска. Т.е. в плане легитимности тут все более-менее в порядке, по крайней мере в ВУЗах, имеющих образовательную лицензию и аккредитацию Рособрнадзора. Что касается содержания этих источников по ширине охвата, глубине проработки темы и практической значимости, то тут тоже имеется необходимое соответствие зарубежным аналогам применительно к текущему уровня и стадии развития российской оценочной деятельности, так как они подготовлены с учетом международных стандартов оценки, работ лучших западных авторов, а также с активным использованием опыта практической оценки за предыдущие 10-15 лет ведущих российских фирм. В качестве примера можно привести состав и объем контента, который используется при проведении профпереподготовки и повышения квалификации оценщиков через сеть Интернет в Государственном университете по землеустройству. Эта база данных включает в себя порядка ста самостоятельных источников общим объемом, эквивалентным около 10 тыс. страниц печатного текста на бумажных носителях, что соответствует объему примерно 20 полноценных учебников для ВУЗов. В их числе на текущий момент - разработанные кафедрой маркетинга ГУЗа более 10 учебно-методических и практических пособий; несколько полных версий и фрагментов учебников, учебно-методических пособий, методических указаний и рекомендаций, научно-исследовательских и аналитических разработок иностранных и российских фирм и отдельных авторов; более 40 практических отчетов российских фирм; около 20 аттестационных работ выпускников; тесты по всем разделам программы обучения; база данных по консультациям и т.д. Более подробно с информацией об этом можно ознакомиться в анонсной части раздела НОВОСТИ нашего портала Valnet.ru в Презентации Проекта организации дистанционного обучения оценщиков через сеть Интернет и в интервью с профессором Цукановым И.Л. - научным руководителем и главным тьютором образовательного проекта в ГУЗе с использованием дистанционных методов обучения через сеть Интернет по оценке стоимости имущества.



Николай Авдеев 14.03.2011

Кто по Вашему внес наибольший вклад в развитие метологии и практики российской оценки и сейчас лучше других оказывает необходимую помощь оценочным фирмам и самим специалистам по оценке, а кто, из тех кому это положено, не дорабатывает в этих вопросах?

Ответ Администрации: И за рубежом и у нас есть три основных вида структур, которые оказывают содействие оценочным фирмам и оценщикам в развитии методологии и практики оценочной деятельности: госрегулятор и саморегулирующие организации, учебные заведения и научно-методические центры, специализированные СМИ и интернет-ресурсы. Начнем с гос и саморегуляторов - их задача обеспечить стабильную нормативно-правовую базу, другими словами, правила игры, а главное разработать и принять детальные и всеобъемлющие стандарты оценки. Что мы имеем здесь в сухом остатке: один единственный закон 135-ФЗ аж 1998 года, от которого живого места уже не осталось из-за постоянного внесения в него многочисленных противоречивых поправок откровенно лоббистского типа. Далее, стандарты - на сегодня принято всего четыре весьма поверхностных стандарта по оценке общим объемом, аж 20 страниц печатного текста, что соответствует размеру одной статьи, написанной за недельку, каким-нибудь автором средней руки для публикации в обычном журнале. Много это или мало, а также насколько это содержательно можно сравнить с доступными в России трудами их иностранных коллег, например, с международными стандартами МСО или, допустим, со стандартами РИКС из Великобритании. Там и объемы на порядки больше, а ширина охвата и глубина проработки темы не подлежат никакому, даже гипотетическому, сравнению из-за их полной несопоставимости, не в нашу пользу естественно. Это все равно, что пытаться измерить и сравнить слона и мышь в тоннах. Так что нашему Минэкономразвитию России, Комитету по стандартам и методологии НСОД и СРОО, прежде всего крупнейшим и старейшим, можно поставить жирную двойку за их работу, точнее за ее имитацию и отсутствие сколь-нибудь значимых полезных результатов. Действительно, разве можно на основании жалких 20 страниц неприлично поверхностного текста ФСО 1-4 составить отчет по оценке крупного бизнеса объемом 200-500 стр., отчет по кадастровой стоимости недвижимости для целей налогообложения или даже небольшего садового домика? Что касается учебных и научно-методических центров, то собственно именно оттуда и пошло развитие методологии и практики оценки в России. В начале девяностых годов первые знания по оценке были получены нашими специалистами на семинарах иностранных профессоров, а также по иностранным переводным учебникам и книгам. Впоследствии такие курсы и семинары стали успешно проводить и наши ВУЗы, быстро появилась и приличная литература по оценке уже российских авторов. И сегодня российские ВУЗы и авторы вполне достойно смотрятся, по крайней мере, на внутреннем рынке в вопросах обучения оценщиков и издания специализированной оценочной литературы. Есть у нас тут и безусловные достижения в образовании, например, дистанционное электронное обучение оценщиков через сеть Интернет, которое было впервые внедрено 10 лет назад кафедрой маркетинга ГУЗа и получило широкое развитие и признание в оценочном сообществе России. Таких успешно реализованных и продвинутых образовательных проектов в оценке немного даже в самых развитых странах и за рубежом. Да, и в издании образовательной и научной литературы по оценке наша страна выглядит вполне достойно. Например, сейчас на портале appraiser.ru проходит опрос среди посетителей о лучшей книге по оценке по четырем направлениям: бизнес, недвижимость, машины и оборудование, ОИС. Всего для опроса предложено 68 книг и учебников, из них 43 или более 63% российских авторов. Неплохо совсем, особенно, если сравнить с четырьмя стандартами ФСО 1-4 на 20 стр., сотворенными многолетними коллективными трудами российских регуляторов оценочной деятельности. Наконец, по поводу оценочных СМИ. Хвалить или ругать их пока рано, так как эта очень нужная сфера находится в стадии активного формирования и развития. Думаем, что влияние тематического оценочного СМИ, особенно интернет-ресурсов, будет в ближайшие годы постоянно возрастать, станет больше профессионализма и, наоборот, отойдут в прошлое еще, к сожалению, имеющееся и связанные с неизбежными болезнями роста - поверхностность и методы желтой прессы. В будущем, если смотреть западный опыт, в этой сфере получат развитие, прежде всего, узкоспециализированные высококомпетентные тематические интернет-ресурсы с направленностью на решение конкретных задач- образовательных, методических, аналитических, отраслевых, региональных и т.д. Т.е. развитие имеет хорошие перспективы и пойдет здесь от общего, как сейчас, к более частному, конкретному и практическому.



Николай 02.03.2011

Скажите, пожалуйста, почему одни ВУЗы проводят переподготовку и повышение квалификации оценщиков без обложения НДС, а у некоторых других учебных заведений по таким же программам обучения НДС почему-то уплачивается?

Ответ Администрации: Программы повышения квалификации (свыше 72 часов) и профпереподготовки (свыше 500 часов) с итоговой аттестацией и выдачей образовательных документов гособразца не облагаются НДС только в том случае, если учебное заведение имеет аккредитацию и лицензию на образовательную деятельность. Учитывая, что оценщики - это специалисты с высшим образованием, то в этом случае требуется соответственно для этих целей не региональные разрешения от субъекта Федерации, а федеральная лицензия и аккредитация от Рособрнадзора. При этом для освобождения от НДС требуется, чтобы обучение велось именно по тем программам, которые указаны в лицензии. Поэтому, чтобы обучение оценщиков по программам повышения квалификации и профпереподготовки с выдачей документов гособразца (Дипломы ПП и Свидетельства ПК) было полностью законным, то оно должно не облагаться НДС. Если тем не менее такое обучение ведется с обложением НДС, то это означает, что учебное заведение или не имеет указанных в лицензии прав на обучение по этому направлению или, что еще хуже и также незаконно - не имеет вообще аккредитации и лицензии Рособрнадзора, а работает, например, по лицензии управления образования субъекта Федерации. Наличие у учебного заведения федеральной лицензии и аккредитации на образовательную деятельность можно проверить в ФГУ Росаккредагентство на его официальном сайте www.nica.ru. О том как это сделать подробно изложено в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ нашего портала в комментарии эксперта на вопрос посетителя от 26.10.2010 г.



Федор Михайлович 17.02.2011

В интернете в последнее время усиливается критика в адрес оценочного образования. Справедлива ли она и имеются ли какие-то обобщенные объективные данные о мнении самих оценщиков на этот счет?

Ответ Администрации: Критика в адрес образования действительно активизировалась после перехода на саморегулирование. Причина, прежде всего, экономическая, так как отдельные аппараты СРОО мечтают перенаправить в свое распоряжение денежные потоки от образования оценщиков, а заодно провести имитацию бурной деятельности при дефиците результатов от реальной работы. А некоторые функционеры аппарата и к ним примкнувшие внештатные околооценочные деятели непрочь попиариться, спекулируя на этой теме, в надежде, что их заметят и может и им лично,что перепадет тоже. Отсюда и критика с их стороны в адрес ВУЗов и предложения о поголовной многоступенчатой аттестации оценщиков. Поэтому ни к реальному положению дел в оценочном образовании, ни к мнению самих оценщиков эта критика никакого отношения не имеет. Теперь о фактическом состоянии в этой сфере и мнении самих оценщиков, которые подтверждены обобщенными документальными данными, которые при желании можно проверить. В частности, важным объективным источником информации являются данные мониторинга, который в 2008-2009 годах провел профильный Комитет по образованию и координации научных исследований НСОД (руководитель Комитета - профессор Цыпкин Ю.А.). На официальном сайте НСОД в материалах указанного Комитета можно ознакомиться с этой информацией, она также обобщена и проанализирована на основе данных этого мониторинга в интервью с известным экспертом и практиком оценочного образования профессором Цукановым И.Л.. С текстом ответа на вопрос по этой теме можно ознакомиться в завершающей части его интервью в разделе НОВОСТИ нашего портала Valnet.ru. По итогам мониторинга было установлено, что реально обучают в России по программам профпереподготовки и повышения квалификации оценщиков около 40 ВУЗов. Ежегодно около 2 тыс.чел. обучались по профпереподготовке (сейчас имеется тенденция постепенного снижения числа обучаемых по этой программе) и более 3 тыс. оценщиков повышали свою квалификацию (здесь в настоящее время прослеживается устойчивый рост), из них более 70% этого оборота приходится всего на 10 учебных заведений. Т.е. оценщики достаточно активно обучаются и не везде и не по демпингу, а в лучших ВУЗах, где расценки, как правило, не ниже рыночных. Теперь о документально подтвержденном качестве оценочного образования в лучших российских ВУЗах из числа указанной выше первой десятки. Интересны данные анкетирования выпускников очных двухнедельных курсов оценщиков в Государственном университете по землеустройству, где сотрудниками кафедры маркетинга собрано за 15 лет и хранится более 1700 анкет. В них примерно попалам оценки "отлично" и "хорошо" поставили слушатели этому ВУЗу за качество обучения, а процент оценки "удовлетворительно" находится на уровне не более 1-2%. Причем это обобщенное мнение не только самих российских оценщиков, но и закончивших эти курсы многочисленных сотрудников госрегуляторов, крупных заказчиков оценочных услуг и зарубежных специалистов (посмотрите состав выпускников в подразделе СЛУШАТЕЛИ раздела ОБУЧЕНИЕ). При желании со всеми этими анкетами могут ознакомиться на кафедре маркетинга ГУЗа представители госрегуляторов, НСОД, СРОО и других организаций, представляющих интересы оценщиков и заказчиков оценочных услуг.



Анна 15.02.2011

Может ли обязательная аттестация оценщиков в СРОО, как утверждают инициаторы этой идеи, реально способствовать повышению профессионального уровня членов СРОО, борьбе с демпингом и заказными оценками?

Ответ Администрации: Такую поверхностную формальную аттестацию, как они предлагают, при наличие цели и желания в состоянии успешно пройти любые оценщики, в том числе и те, которые зарабатывают с помощью демпинга и заказных оценок. Гораздо более эффективными и точными инструментами, которые и так имеются в арсенале СРОО, для борьбы с такими проблемами являются экспертиза оценочных отчетов, плановые и внеплановые проверки работы своих членов. Именно тогда можно достоверно выявить и документально подтвердить конкретные факты низкого качества и заказного характера оценочных отчетов, а также случаев демпинга и других нарушений. После выявления таких фактов у СРОО есть основания и права исключить такого члена из своих рядов. Поэтому эта инициатива имеет, скорее всего, другие цели, кроме лежащих на поверхности экономических, еще и более скрытые, - имитация бурной деятельности при отсутствии ощутимых результатов от работы, которой, на самом деле, должна заниматься саморегулируемая организация. А для некоторых функционеров - это еще и неплохой повод лично попиариться, приписывая себе авторство чужой идеи с бородой, которой в нашей стране уже, как минимум, лет 15, если за точку отсчета взять начало квалификационных аттестаций специалистов по ценным бумагам, которые до сих пор проводятся в ФСФР. При этом никакие инициативы по аттестации по своим предлагаемым ими правилам они реализовать не в состоянии. Так как для этого потребовалось бы внести изменения в 135-ФЗ, что невозможно сделать без Минэкономразвития РФ и Госдумы. Кроме того потребуется подготовить и принять с десяток разных положений и других документов, регламентирующих этот процесс. Сделать это без Минэкономразвития России тоже нельзя. В результате, если до этого когда и дойдет на самом деле, то это будет квалификационная аттестация оценщиков не в СРОО, а при НСОД и по правилам и под контролем Минэкономразвития России. Именно так сейчас и развивается процесс по организации аттестации экспертов-оценщиков для проведения экспертиз оценочных отчетов в СРОО. Кроме того такие "инициативы" с публичным обсуждением и их обоснованием дискредитируют оценочное сообщество в глазах заказчиков и госрегуляторов, давая им моральное право и повод к введению своих собственных дополнительных форм контроля за деятельностью оценщиков-членов СРОО, чем девальвируется само саморегулирование и подрываются основы независимости института оценки. При этом некоторые функционеры от оценки и отдельные СРОО предлагают сами нередко таким заказчикам свои услуги по организации контроля над оценщиками силами аппарата заказчика. Наглядный пример этого- новые правила и организация отбора оценщиков для выполнения заказов Сбербанка. Поэтому судите сами какие цели преследуют, на самом деле, такие инициативы - заботу о профессионализме и порядочности всего оценочного сообщества или личные и коммерческие цели самих инициаторов.



Семен 08.02.2011

А является ли, по Вашему мнению, аудиторская деятельность, СРО аудиторов и программа квалификационной аттестации специалистов аудиторов примером для принятия подобной организационной схемы для оценщиков?

Ответ Администрации: Сейчас в России кроме оценщиков и аудиторов имеется еще 1,5 десятка отраслевых СРО - строителей, проектировщиков, антикризисных управляющих, специалистов по ценным бумагам и т.д. В большинстве из них квалификации специалистов подтверждаются образовательными документами гособразца, как и у оценщиков, и какая-либо обязательная аттестация при этом не требуется. Однако по некоторым новым направлениям деятельности в СРО, если в Вузах специалистов такого профиля раньше не готовили или это профессии, требующие опыта и более высокой квалификации по сравнению с уровнем базового образования, то по ним вполне обоснованно вводилась аттестация специалистов. Так исторически сложилось для специалистов по ценным бумагам, по этому же пути пошли кадастровые инженеры и аудиторы, а также эта практика была распостранена на экспертов-оценщиков в экспертных советах СРОО для проведения экспертиз оценочных отчетов, так как последних для проведения этой работы в Вузах не обучали по официально утвержденным программам и считается не без основания, что в данном случае требуется большой опыт и более высокая квалификация по сравнению с обычными оценщиками. Поэтому для аудиторов и экспертов-оценщиков проведение обязательной квалификационной аттестации имеет свою логику и формальные основания, а для обычных оценщиков нет, так как их готовят в Вузах и их квалификация подтверждается документами об образовании гособразца (Дипломами высшем профильном образовании или ПП, а также Свидетельствами об обязательном ПК). Пример аудиторов полезен прежде всего в данном случае для понимания и прогнозирования того по какому возможному сценарию может развиваться аттестация тех или иных специалистов в РФ в текущей ситуации. Так, порядок обязательной аттестации аудиторов прописан в базовом для этой отрасли федеральном законе от 30.12.2008 г. №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Аналогично, кстати, и для экспертов-оценщиков экспертных советов СРОО он прописан в 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ". Поэтому и для обычных оценщиков такой порядок не может самостоятельно установить РОО, другие СРОО, НСОД или даже МЭР России, так как для этого потребуется, как минимум, внесение ГД России ряда серьезных поправок в 135-ФЗ. Тем более, что предлагаемые РОО небезызвестные правила аттестации оценщиков находятся в прямом противоречии с нормами 135-ФЗ в части условий принятия в члены СРОО (выдвигается дополнительное требование об обязательной аттестации оценщика) и что еще более существенно - в правах оценщика по определению стоимости различных видов имущества ( в отличие от нынешней редакции 135-ФЗ предлагается члену СРОО ограничить состав объектов оценки в зависимости от уровня квалификационного аттестата). Важно также и то, что порядок квалификационной аттестации аудиторов, принятый в упомянутом ранее законе об аудиторской деятельности 2008 года, вступит в силу в полном объеме только с 1 января 2013 года. А аттестацию аудиторов будут производить не сами СРО, а единая аттестационная комиссия в порядке установленном госрегулятором - Минфином России. Поэтому, если нечто подобное и будет даже когда-то у оценщиков, то пример аудиторов показывает, что будет это не скоро и делать это будет в любом случае не конкретное какое-либо СРОО, а единая аттестационная комиссия при НСОД по правилам опять же не СРОО, а скорее всего Минэкономразвития России. Однако, далеко не факт, что это вообще произойдет, так как ранее было уже отмечено и объяснено почему аудиторы для оценщиков не пример для повторения, скорее аудиторы являются аналогом для экспертов-оценщиков, осуществляющих экспертизу оценочных отчетов.



Написать сообщение