В настоящем разделе помимо традиционных отзывов и пожеланий по форме и содержанию портала размещаются вопросы, в основном, делового характера наших посетителей и ответы на них администрации, которые могут представлять интерес широкой аудитории.
Администрация портала ValNet.ru оставляет за собой право по собственному усмотрению публиковать в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ и отвечать только на те письма, которые могут представлять интерес для нашей аудитории. При этом администрация не берет на себя обязательства по обоснованию причин отказа в публикации.
Олег 08.02.2017
Сейчас прорабатывается норма в проекте 135-ФЗ об оценочной деятельности о допуске к обучению оценщиков не только Вузов, но и образовательных организаций ДПО. Как Вы могли бы для потенциальных слушателей прокомментировать эту возможную новацию?
Ответ Администрации: Оценщик - это специалист с высшим образованием, прошедший
профессиональную переподготовку в области оценочной деятельности.
Обучение и выдача образовательных документов в текущей редакции 135-ФЗ
"Об оценочной деятельности в РФ" является исключительной прерогативой
Вузов. Что касается учебных заведений дополнительного
профессионального образования (ДПО), то в соответствии с действующими
сейчас требованиями 135-ФЗ они не имеют права обучать специалистов для
осуществления оценочной деятельности. Если проанализировать
юридическую базу, связанную с возможным допуском учебных заведений ДПО
к профессиональной переподготовке и повышению квалификации оценщиков,
то можно выделить две основные проблемы. Подавляющее большинство
институтов ДПО имеют региональную образовательную лицензию, которая не
дает права заниматься профессиональной переподготовкой специалистов с
высшим образованием, к которым относятся и оценщики. Осуществлять
профпереподготовку с присвоением соответствующей квалификации
лицам с высшим образованием могут согласно действующему
законодательству только организации ДПО с федеральной образовательной
лицензией. Однако они имеют право обучать не любых специалистов, а
только по определенным специальностям и квалификациям, соответствующих
профилю института ДПО и условиям лицензирования и аккредитации
конкретной организации. При этом в действующих перечнях Минобрнауки
России по специальностям и квалификациям отдельно оценочная
деятельность и оценщики не выделены. Поэтому по существу юридическая
основа для новаций по допуску учебных заведений ДПО к обучению
оценщиков на текущий момент пока отсутствует. И в случае, если такое
право им предоставить на основании возможного разрешения только в
135-ФЗ без внесения соответствующих поправок во все образовательное
законодательство, то это приведет к тому, что любые организации ДПО
могут начать пытаться обучать оценщиков, пользуясь недостаточной
осведомленностью слушателей и трактуя по своему белые пятна и лазейки
в нормативных актах. Так как слушателям сложно разобраться
самостоятельно во всей этой юридической казуистике, мы им рекомендуем
по-прежнему выбирать именно Вузы для профессиональной переподготовки и
повышения квалификации в сфере оценочной деятельности. Важным
аргументом в пользу выбора Вуза для профессионального обучения
оценщиков является также экономический фактор. Для Вуза качественная
профпереподготовка и повышение квалификации взрослых слушателей - это
скорее имиджевый проект, чем экономическая необходимость, так как 95%
и более своей выручки типичный Вуз, как правило, получает от обучения
обычных студентов по пятилетним и другим аналогичным программам
высшего образования. Поэтому ради 1-2% дополнительных поступлений
денег в свой бюджет за счет нарушения правовых норм обучения по
программам профпереподготовки и повышения квалификации, рискуя отзывом
аккредитации Минобрнадзором России, ни один нормальный Вуз на это не
пойдет. А учебные заведения ДПО, так как они не обучают студентов, то
наоборот полностью зависят от объема проводимых ими курсов со
взрослыми слушателями по краткосрочным образовательным программам.
Поэтому те из них, которые находятся в сложном финансовом положении и
полностью зависят от текущих поступлений денег с рынка, могут тоже
начать обучать оценщиков или под видом обучения продавать
образовательные документы. Собственно в 90-е годы так и было, пока в
135-ФЗ не прописали четко норму об обучении оценщиков только в Вузах.В
заключение советуем ознакомиться для понимания сложности
и неурегулированности юридических проблем в профессиональном обучении
оценщиков, в том числе в части гармонизации оценочного и
образовательного законодательства, изложенном в письме Минобрнауки
России от 27.01.2017 №05-ПГ-МОН-1625, которое размещено в разделе
ЗАКОНЫ/РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.
Михаил 22.11.2016
Какой учебный центр лучше выбрать для обучения на оценщика, чтобы было больше гарантий получить юридически действительный образовательный документ?
Ответ Администрации: В статье 21 федерального закона №135 -ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" указано: "Профессиональное обучение оценщиков осуществляется образовательными организациями высшего образования по программам магистратуры, профессиональной переподготовки, повышения квалификации". С действующей редакцией этого нормативного акта можно ознакомиться в разделе ЗАКОНЫ/РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО настоящего портала. К сожалению, судя по объявлениям в сети интернет,
некоторые учебные заведения, не являющиеся организациями высшего образования, например, НОУ ДПО, продолжают набирать группы для обучения оценщиков. Соответственно, выпускники таких учебных заведений получат дипломы, не имеющие юридической силы для проведения оценки. Имеются также факты, когда небольшие частные Вузы лишаются Минобром России аккредитации из-за несоответствия требованиям этого ведомства и в этом случае они обязаны прекратить образовательную деятельность. Однако, некоторые из них и в этой ситуации по информации из интернет продолжают набор слушателей для обучения на оценщиков, которые рискуют при этом получить недействительные дипломы. Многим слушателям трудно самостоятельно разобраться какое учебное заведение является Вузом, а какое нет, а также имеют они действующие лицензии и аккредитации Минобра РФ или эти разрешительные документы на ведение образовательной деятельности у них отозваны. Таким слушателям мы рекомендуем для обучения на оценщика выбирать университеты, так как такой статус дается только Вузам, отвечающим самым высоким требованиям к организации образовательной деятельности. Риск отзыва аккредитации у университета, особенно государственного, в разы меньше, чем у Вуза со статусом академии или института. Кроме того университетом может быть только Вуз, а название академии или института могут носить любые образовательные курсы, в том числе не имеющие никакого отношения к высшему образованию.
Татьяна Михайловна 06.06.2016
Какие новации в части образования оценщиков внесены в законодательство изменениями в ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" в июне т.г.?
Ответ Администрации: Федеральным законом от 2.06.2016 г. №172-ФЗ внесены изменения в
135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Теперь в
135-ФЗ статья 21 излагается в следующей редакции: "Профессиональное
обучение оценщиков осуществляется образовательными организациями
высшего образования по программам магистратуры, профессиональной
переподготовки, повышения квалификации." В соответствии с указанной
нормой закона обучать оценщиков могут только высшие учебные заведения
(Вузы), все остальные - негосударственные образовательные учреждения
дополнительного профессионального образования (НОУ ДПО) и т.д.
заниматься этим больше не в праве. Более того в Вузах теперь
оценщиков можно готовить только по программам магистратуры, т.е.
программ бакалавриата сейчас будет недостаточно для этих целей и в
этом случае понадобится дополнительно пройти программу
профессиональной переподготовки. Что касается условий прохождения
самой программы профессиональной переподготовки, то здесь все
остается по-прежнему, так как никаких изменений на этот счет в 135-ФЗ
не внесено, если не считать уже упомянутого выше требования
профессионального обучения оценщиков по любым программам только в
Вузах.
Отдельного комментария заслуживает вопрос о повышении квалификации
оценщиков в Вузах. Основная программа повышения квалификации
оценщиков один раз в три года осуществляется по согласованным с
Минобразованием России и утвержденным Минимуществом России 22.05.2003
г. №3Р-4/10060 " Требования к повышению квалификации в области
оценочной деятельности". Этот документ до настоящего времени
зарегистрирован Минюстом России в качестве действующего, что
подтверждается электронными правовыми базами данных Консультант Плюс
и ГАРАНТ. Может повышение квалификации проводиться и по
специализированным направлениям, введенным Приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2015 г.
№539н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в
оценочной деятельности"(зарегистрировано в Минюсте России 27 августа
2015 г. №38720). С полным набором всех этих образовательных программ и
условиями обучения можно ознакомиться в разделе ОБУЧЕНИЕ настоящего
портала.
Анастасия 09.03.2016
А как быть с оценкой кадастровой стоимости недвижимости специального назначения без данных по рынку и при отсутствии УПСС на такие объекты?
Ответ Администрации: По объектам недвижимости специального назначения оценка их
стоимости должна производиться с использованием затратного подхода.
Если нет УПСС по таким объектам, то в соответствии со стандартом
"Оценка недвижимости (ФСО№7)" расчет затрат может производиться на
основании данных строительных договоров или сметных расчетов по
аналогам. Не всегда, к сожалению, можно найти качественные типовые
сметы, а индивидуальные сметы могут не вызывать доверия на предмет их
обоснованности или достаточной степени соответствия объекту оценки по
ценообразующим характеристикам. В этом случае, на наш взгляд, может
быть целесообразным привлечение к решению этой проблемы специалистов
по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве. В этом
вопросе могут быть полезными как узкопрофильные отраслевые и
региональные сметные организации по инженерной, социальной,
спортивной инфраструктуре, так и крупные универсальные
государственные организации на федеральном уровне, в частности, ФАУ
"Главгосэкспертиза России" Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства. Эти организации обладают необходимым
опытом, методиками и кадровым потенциалом для того, чтобы сделать
необходимые экспертизы по индивидуальным сметам или произвести
укрупненные расчеты по сметной стоимости строительства объектов
специального назначения, в том числе и для целей кадастровой оценки.
Татьяна Малышева 07.03.2016
А какое участие в кадастровой оценке смогут принимать независимые оценщики после передачи этих функций государственным оценочным организациям?
Ответ Администрации: Останутся, как и прежде, функции независимых оценщиков по оспариванию результатов кадастровой оценки. Кроме того надо учитывать, что полный переход всех юридических и физических лиц на кадастровую оценку недвижимого имущества для целей налогообложения займет достаточно много лет при увеличении в разы общего объема этой деятельности. Поэтому неизбежно, что заметная часть этих работ будет выполняться по госзаказу обычными оценочными фирмами. А для выполнения кадастровой оценки по ряду сложных специализированных направлений на федеральном уровне и для субъектов Федерации потребуется участие на постоянной основе крупных оценочных компаний, имеющих в своем штате для этих целей достаточное число подготовленных квалифицированных исполнителей. К таким объектам
можно отнести активы сетевой инженерной инфраструктуры: дорожно-транспортная сеть, линии электропередач, газо -нефтепроводы, теплотрассы, водопроводные и канализационные сети и т.д. В городе Москва, например, каждая из таких организаций как Мосметрополитен, Мосгортранс, Мосэнерго, МОЭК, Мосгаз, Мосводоканал имеют на своем балансе таких активов на млрд. долларов США. Еще больше таких активов в РЖД, Газпроме, Транснефти, Роснефти , Лукойле или в крупных компаниях по электрогенерации.
Алексей 04.02.2016
Какие дополнительные возможности специалистам может дать наличие у них Диплома профессиональной переподготовки по государственной кадастровой оценке недвижимости?
Ответ Администрации: Кадастровая оценка является специализированным и наиболее
автономным направлением оценочной деятельности. В связи с текущими и
планируемыми изменениями в госрегулировании ожидается значительный
рост объемов работ в кадастровой оценке и увеличение потребности в
специалистах по этому направлению. Соответственно у специалистов в
оценочном бизнесе и в государственных организациях возрастает
заинтересованность в улучшении знаний и подтверждении своей
квалификации в кадастровой оценке недвижимости. На решение этих
задач и нацелено обучение в Госуниверситете по землеустройству по
программам профпереподготовки по государственной кадастровой оценке
объектов недвижимости. Открытие на более высоком уровне данной
образовательной программы приурочено также к 20-летию начала работы
первых курсов обучения оценщиков земли и недвижимости, которые
успешно были проведены в ГУЗе в апреле 1996 года. Полученный на
современном этапе развития отрасли по итогам новой программы
обучения образовательный документ с высоким статусом и
неограниченным по времени сроком действия - Диплом ПП известного
профильного государственного Вуза даст возможность специалистам
вступать в СРОО, устраиваться на работу в оценочные фирмы и
государственные специализированные структуры, иметь преимущества в
получении доступа к госзаказам на кадастровую оценку. В перспективе
наличие Диплома ПП по специализированному направлению станет
обязательным требованием со стороны работодателей и заказчиков к
исполнителям для производства работ по государственной кадастровой
оценке объектов недвижимости.
Андрей Михайлович 03.11.2015
Какие проблемы, в решении которых заинтересованы сами оценщики, поможет устранить введение специализаций в оценочной деятельности?
Ответ Администрации: Специализация в оценке - это общераспостраненная мировая практика. В России в своей работе оценщики тоже специализировались на определенных активах, но раньше такое разделение труда не было систематизировано и закреплено юридически. Однако, как показывает опыт, отсутствие правового оформления специализированного направления ведет к замедлению его развития и деградации. Это выражается в том, что для такого направления не разрабатываются соответствующие методики и стандарты оценки, не выпускаются в необходимом объеме нормативные и информационно-справочные материалы, не издаются учебники и не проводятся курсы обучения и т.д. В результате оценка таких активов стагнирует, а некоторые направления не включаются в рыночный оборот и по-прежнему остаются в ведении государственных структур. На ряде оценочных направлений заказчики отдают предпочтение легитимным специалистам узкого профиля, а не универсальным исполнителям. Это приводит к переходу функций по оценке таких активов к иностранным оценщикам или отечественным экспертам смежных отраслей консалтинговых услуг. В итоге российская оценочная отрасль несет существенные потери потенциальной выручки, а набор оказываемых ей на рынке услуг из-за формально универсальной работы исполнителей не расширяется за счет узкопрофильных активов, а, наоборот, постоянно сокращается. Поэтому для изменения сложившейся неблагоприятной ситуации в свою пользу оценщики сами в принципе должны быть заинтересованы в легитимизации специализированных направлений в оценочной деятельности, которые введены Приказом Минтруда России от 4 августа 2015 года №539н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в оценочной деятельности".
Светлана Александровна 02.11.2015
А что можно порекомендовать заказчикам и организаторам конкурсов на оказание оценочных услуг в связи с выходом нормативных актов, вводящих специализацию для оценщиков?
Ответ Администрации: Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 4 августа 2015 г. №539н "Об утверждении
профессионального стандарта "Специалист в оценочной деятельности"
(зарегистрировано в Минюсте России 27 августа 2015 г. №38720)
введены специализации для должностей оценщиков по семи направлениям:
бизнес, недвижимость, движимое имущество, транспорт,
интеллектуальная собственность, культурные ценности, кадастровая
оценка. Указанным приказом установлены требования к подтверждению
специализации и квалификации оценщиков на основе обучения по
программам повышения квалификации по соответствующим направлениям.
Ранее Комитетом по образованию и координации научных исследований
Национального совета по оценочной деятельности также была принята
концепция организации в Вузах повышения квалификации оценщиков по
специализированным направлениям на базе действующих Государственных
требований к образовательным программам в сфере оценочной
деятельности.
В связи с этим рекомендуем заказчикам и организаторам конкурсов на
проведение оценочных работ учитывать документальное подтверждение
специализации оценщиков в качестве допуска к участию в конкурсах и
заключения договоров на выполнение заказов, чтобы отобрать наиболее
квалифицированных легальных исполнителей и снизить риски возможного
судебного оспаривания как самих конкурсов и заключенных договоров,
так и подготовленных оценочных отчетов.
С дополнительной информацией по данному вопросу можно ознакомиться
на портале www.valnet.ru в разделах НОВОСТИ, ГОСТЕВАЯ КНИГА,
ОБУЧЕНИЕ, ЗАКОНЫ/Российское законодательство.
Сергей 22.10.2015
А может по аналогии с дипломом о профпереподготовке оценщику пройти повышение квалификации только по оценке бизнеса, чтобы считаться специалистом сразу по всем другим направлениям в оценке - недвижимости, транспорту и т.д.?
Ответ Администрации: Нет, в Приказе Минтруда России от 4 августа 2015 г. №539н такими правами Удостоверение о ПК по оценке бизнеса не наделяется. Для того, чтобы готовить и подписывать оценочные отчеты по недвижимости оценщик должен пройти повышение квалификации именно по оценке недвижимости. Соответственно для оценочных отчетов по транспорту необходимо Удостоверение о ПК по оценке транспорта. Такая ситуация в равной мере касается всех семи отдельных специализированных направлений в оценке, требующих подтверждения образовательными документами о повышении квалификации согласно Приказу Минтруда России №539н. Все это является логичным и последовательным для концепции перехода от универсальности к специализации в оценочной деятельности, на которой и базируется вышеуказанный Приказ Минтруда России.
Алеся 19.10.2015
Должны ли положения Приказа Минтруда России от 4 августа 2015 г. №539н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в оценочной деятельности" в части подтверждения специализации исполнителей стать обязательным условием допуска к конкурсам на оказание оценочных услуг?
Ответ Администрации: Выход данного приказа Минтруда РФ, зарегистрированного Минюстом
России, делает необходимым включение требования о документальном
подтверждении специализации оценщиков в качестве допуска к участию
в конкурсах на оказание оценочных услуг. Поэтому в ближайшее время
начнет складываться практика, когда в состав конкурсной
документации в качестве обязательных для оценщиков будут включаться
и Удостоверения о повышении квалификации по специализациям,
соответствующим видам оцениваемых активов по условиям конкурсов.
Организаторы конкурсов на проведение оценочных работ не только
должны, но и заинтересованы это сделать для того, чтобы отобрать
наиболее квалифицированных легальных исполнителей и снизить риски
возможного судебного оспаривания как итогов конкурса, так и
результатов подготовленных оценочных отчетов.
Софья Олеговна 14.10.2015
А если какие-то СРО и сами оценочные фирмы не будут требовать от оценщиков наличия образовательных документов с подтверждением их квалификации и специализации, то каким образом тогда это может выявиться и каковы могут быть последствия?
Ответ Администрации: В предыдущем комментарии уже отмечалось, что подтверждение
квалификации и специализации исполнителей - это не что-то временное
и получившее развитие почему-то только в оценочной деятельности.
Это государственная долгосрочная стратегия, касающаяся многих
ключевых сфер экономики, которая проводится Правительством России и
Минтрудом России с целью упорядочения на правовой основе трудовых
отношений, роста производительности и улучшения качества труда,
борьбы с нелегитимной деятельностью, непрофессионализмом, демпингом
и т.д. Поэтому контроль за соблюдением профессиональных стандартов
будет проводиться не только силами местных и отраслевых
контролеров, но и с обязательным участием общегосударственных
контролирующих органов - Центрального Банка РФ, Налоговой
инспекции, Росфинмониторинга, Следственного комитета России и
других федеральных структур, известных своей жесткостью к
нарушителям закона и наличием неограниченных полномочий. Поэтому,
если сегодня оценщик без подтверждения соответствующей квалификации
и специализации готовит и подписывает от фирмы оценочные отчеты, то
завтра или даже через несколько лет в ходе проверки заказчика или
контрагента заказчика эти отчеты могут стать предметом пристального
изучения со стороны того же ЦБ РФ, налоговой инспекции, СКР.
Объективно доказать ошибочность стоимостного результата в таком
отчете сложно и долго, так как потребуются многочисленные
экспертизы и суды. Но зато легко можно обвинить оценщика в том, что
он не имел права готовить и подписывать конкретный отчет из-за
отсутствия потверждения своей квалификации и специализации, а
потому и само оценочное заключение и сделка с его участием
изначально юридически ничтожны. После этого может быстро появиться
для оценщика реальная перспектива финансовой или другой
ответственности. К аналогичным результатам для оценщика могут
привести хозяйственные споры в судах заказчиков со своими
контрагентами. В этом случае факт формального отсутствия
необходимой квалификации и специализации у оценщика может выявить и
использовать адвокат контрагента заказчика. Могут предъявить иски с
требованием компенсации финансовых потерь в адрес оценочной фирмы
и сами заказчики. Имея такую исходную заведомо проигрышную позицию,
оценщику сложно будет защищать себя в суде от претензий
контролирующих органов , требований истцов и аргументов их
адвокатов. А во время экономического кризиса такие риски
многократно только возрастают. Поэтому для того, чтобы успешно
заниматься сложным и достаточно рискованным оценочным бизнесом,
надо иметь в штате фирмы не только хорошо обученных
квалифицированных специалистов, но и весь комплект документов, в
том числе образовательных, необходимых для их легитимной работы.
Что же касается отраслевых контролеров, если они будут плохо
выполнять свои функции, то они рискуют тем, что сами и их
бездеятельность могут стать объектом проверки со стороны
федеральных контролирующих структур и законодателя на предмет
пересмотра их полномочий.
Владимир Олегович 03.10.2015
Насколько, на Ваш взгляд, всерьез и надолго действие профессионального стандарта "Специалист в оценочной деятельности" и в чем состоят риски для тех, кто не спешит с выполнением его требований?
Ответ Администрации: Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа
2015 г. №539н "Об утверждении профессионального стандарта
"Специалист в оценочной деятельности"" введено повышение
квалификации по семи направлениям с учетом специализации
(бизнес, недвижимость, движимое имущество, транспорт,
интеллектуальная собственность, культурные ценности,
кадастровая оценка). С принятием данного нормативного акта
легитимными могут в полной мере считаться теперь только те
оценочные отчеты, которые подписаны оценщиками, прошедшими
повышение квалификации в Вузах по указанным выше
специализациям. При этом необходимо особо отметить, что эта
новация касается далеко не одной оценочной деятельности и
осуществлена не исключительно по инициативе отраслевых
лоббистов в качестве их доморощенной задумки. Разработка и
утверждение профессиональных стандартов в настоящее время
проводится в нашей стране для многих специалистов самых разных
отраслей по единым правилам, созданным Минтрудом России.
Политика эта поддержана Правительством России и в обозримой
перспективе будет активно продолжаться расширение охвата
профессиональными стандартами работы специалистов во многих
отраслях экономики.Т.е. надо исходить из того,что стандартизация
работы специалистов - это общеэкономическая государственная
долгосрочная стратегия, а не что-то местничковое и присущее
только оценочной деятельности. Поэтому настоятельно рекомендуем
оценщикам, работодателям, заказчикам, саморегулируемым
организациям и госрегуляторам не терять времени и срочно
принять меры по практической реализации положений
профессионального стандарта "Специалист в оценочной
деятельности". Иначе появится реальный риск оспаривания
заинтересованными лицами юридической чистоты любых оценочных
отчетов не только сейчас, но и в будущем в течение всего срока
действия ранее заключенных гражданско-правовых сделок. А в
каких-то случаях последствия, в том числе финансовые, могут
быть непоправимыми для тех, кто недооценил или проигнорировал
всю серьезность этой опасности.
Татьяна Ивановна 21.09.2015
Действительно ли теперь для оценщика стало обязательным повышение квалификации по специализированным направлениям на основании прямой юридической нормы?
Ответ Администрации: Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 4 августа 2015 г. №539н "Об утверждении
профессионального стандарта "специалист в оценочной деятельности"
(зарегистрировано в Минюсте России 27 августа 2015 г. №38720) в
принятом Стандарте для должностей со следующим возможным
наименованием - специалист, оценщик, эксперт по определению
стоимостей установлены требования к образованию и обучению: "Высшее
образование - бакалавриат - непрофильное и дополнительное
профессиональное образование. Программы профессиональной
переподготовки в сфере определения стоимостей, программы повышения квалификации по соответствующему
направлению с учетом специализации."
Борис 18.09.2015
Подскажите, пожалуйста, как понимать получение "специализации по соответствующему направлению в рамках оценочной деятельности", которая была утверждена министерством труда и министерством юстиции для оценщиков?
Ответ Администрации: Да, действительно, Комитет по образованию и координации научных исследований Национального совета по оценочной деятельности более года назад предлагал введение специализаций у оценщиков только посредством прохождения обучения по программам повышения квалификации по соответствующим направлениям (http://www.valnet.ru/m5-k.phtml?p=12). Данным приказом Минтруда от 4 августа 2015 N 539н были утверждены шесть направлений специализаций в оценочной деятельности.
Таким образом, получается весьма логическая схема, характерная и для остальных профессий в России, что, получив профессиональные знания в области оценочной деятельности посредством магистратуры по оценке или непрофильного высшего образования плюс обучение по программам профессиональной переподготовки, Оценщик отныне может быть лишь принят в члены саморегулируемой организации оценщиков.
А вот, чтобы подписывать отчёт, по сути-то и выполнять его, надо теперь пройти повышение квалификации по соответствующему направлению специализации, в рамках которой делается сам отчет!
Таким образом, повышение квалификации с одной стороны - подтверждает квалификацию оценщика, выданный ранее диплом о получении профессиональных знаний в области оценочной деятельности, как это было прежде, а с другой стороны - определяет специализацию оценщика непосредственно в самой оценочной отрасли. Ранее периодичность повышения квалификации была установлена в законодательном порядке: один раз в три года. Это норма так и оставалась. В настоящее время с принятием профстандарта оценщики в полном объеме подпадают и под Трудовое законодательство, где определена норма обязательного повышения квалификации практически для всех специалистов народного хозяйства в России - не реже одного раза в пять лет. К ним, как известно, относятся и государственные служащие, и врачи, и учителя, и преподаватели вузов, и оценщики, разумеется.
Таким образом, в целях успешной победы в конкурсах по различным государственным заказам, а также различных судебных спорах по оценочным отчетам, настоятельно рекомендуется своевременно проходить повышение квалификации, которое по затратам совершенно несопоставимо с потенциальными доходами или затратами оценочной компании, которые могут иметь место в случае отсутствия свидетельства о повышении квалификации у оценщика. Кроме этого рекомендуется проходить такое обучение исключительно в высших учебных заведениях, состоящих в перечне Росреестра.
Владимир 05.05.2015
Какие дополнительные риски существуют при обучении на оценщика в кризисный период?
Ответ Администрации: Одной из реакций людей на кризис являются "инвестиции в себя", в
том числе в свое образование. Поэтому и интерес к обучению на оценщика
в кризисный период, как минимум, не снижается. При этом заметно
возрастает осторожность и требовательность слушателей к выбору
учебного центра. Для минимизации рисков они отдают предпочтение
проверенным временем наиболее надежным Вузам, где устойчиво
соблюдается график набора и выпуска групп. В связи с этим сейчас
обучение оценщиков концентрируется в более узком круге лучших учебных
заведений, другие же менее конкурентоспособные образовательные центры
вынуждены переходить к организации занятий по "мере набора группы". В
этом случае существует реальный риск не только непредсказуемой
отсрочки начала обучения, но и того, что оно вообще состоится. И,
конечно, в кризис слушатели хотят получить не только хорошие знания,
но и приобрести их по адекватной цене. В этом плане лучшими по
соотношению цена/качество являются популярные современные электронные
on-Line комбинированные и полного цикла дистанционные формы обучения
(см. раздел ОБУЧЕНИЕ). Поэтому в Вузах, которые соответствуют этим
рыночным требованиям и обладают необходимыми технологическими
возможностями, число обучающихся оценщиков в этот сложный для
экономики период только увеличивается. Для примера можно привести
кафедру Маркетинга Государственного университета по землеустройству, в
которой за прошедший год количество поступивших на обучение по
программе профессиональной переподготовки по оценке стоимости бизнеса
возросло более, чем в 1,5 раза.
Михаил Иванович 28.11.2014
Скажите, пожалуйста, будет ли все-таки введена сдача ЕКЭ для оценщиков, зачем это нужно и чем тогда аттестованный эксперт будет отличаться от оценщика?
Ответ Администрации: Окончательного решения по сдаче ЕКЭ оценщиками пока не принято, но
вероятность введения в ближайшей перспективе аналогичной процедуры
аттестации для них, как это ранее было сделано для экспертов,
достаточно высока. В принципе это нужно многим заинтересованным лицам -
заказчикам оценочных услуг, работодателям, СРОО и, не в последнюю
очередь, самим оценщикам. Тогда будет меньше сомнений в компетентности
оценщика и исчезнет почва для голословных заявлений типа "оценщиков не
пойми кто и чему учит, поэтому они сплошь неграмотные и не могут
сделать хороший оценочный отчет". Это в значительной мере защитит
оценщика от безосновательных обвинений недобросовестных оппонентов,
так как профессиональная квалификация оценщика будет подтверждена
на государственном уровне в результате успешного прохождения
аттестации по официально принятым государством правилам через сдачу
ЕКЭ в аккредитованном Росреестром Вузе по тестам, утвержденным
Минэкономразвитием России. С другой стороны, сдача ЕКЭ станет
дополнительным фильтром для входа в профессию оценщика, что будет
способствовать общему повышению качества оценочного сообщества. А
чтобы аттестованные эксперты отличались от оценщиков, сдавших тот же
самый ЕКЭ, то для оценщиков можно установить более низкий необходимый
процент правильных ответов по сравнению с экспертами. Сейчас для
экспертов проходной уровень правильных ответов 85%, а для оценщиков
его можно установить 80%.
Михаил 14.04.2014
Скажите, пожалуйста, а что это за новое распоряжение Правительства России №487-р и какое отношение оно имеет к каким-то профстандартам, а они к оценщикам?
Ответ Администрации: Это распоряжение от 31 марта 2014 года является продолжением
развития проекта по разработке и продвижению профессиональных
стандартов для наемных работников массовых профессий, которые
проинициировали ранее, несколько лет назад, Минтруд России, профсоюзы
и некоторые общероссийские и крупные отраслевые объединения
работодателей. Что касается оценочной деятельности и самих оценщиков,
то, на наш взгляд, к ним ни этот проект с профстандартами, ни это
распоряжение Правительства РФ не имеют никакого отношения. Оценщики в
силу специфики своей профессиональной деятельности не могут
рассматриваться как наемные работники и представители массовых
профессий. Многие оценщики являются индивидуальными
предпринимателями и учредителями оценочных фирм, т.е. они сами
выступают в качестве работодателей, а не наемных работников. Поэтому
такие лица естественно не могут быть членами профсоюза, так как они не
являются наемными работниками. Есть, конечно, и штатные наемные
сотрудники, работающие оценщиками. Но к лицам массовых профессий,
таких как водители автомобилей, шахтеры, учителя, врачи или даже
госслужащие тоже никак нельзя отнести работающих по договору найма
оценщиков. Во всей России в СРОО состоит только порядка 17 тыс.
оценщиков и то, из них, как уже отмечалось, значительная часть это
предприниматели. Кроме того оценка - это специфическая творческая
деятельность, представители которой, обычно, состоят не в профсоюзах,
а в саморегулируемых организациях для физических лиц, профессиональных
союзах, гильдиях и т.д. В России, как известно, уже существуют такие
саморегулиремые организации для оценщиков-физических лиц, в которых
все они и состоят. Поэтому нигде в мире никаких профсоюзов для
оценщиков никто не создает, так же как для адвокатов, аудиторов,
антикризисных управляющих, экспертов по антиквариату и произведениям
искусства, налоговых консультантов . Что касается упомянутых ранее
отраслевых объединений работодателей, то у оценщиков тоже таких
структур быть не может по организационным соображениям. Оценочная
деятельность - это не самостоятельная отрасль, а лишь небольшая часть
экономического консалтинга. Кроме того в оценочной деятельности не
существует более или менее определенного круга работодателей. В
качестве работодателей для оценщиков по найму могут выступать
оценочные и консалтинговые фирмы, риелтерские и девелоперские
компании, банки, Вузы и НИИ, государственные и частные компании
с любой основной специализацией. Да, кто угодно, ведь для того, чтобы
заниматься оценочной деятельностью достаточно иметь в штате
организации двух оценщиков-членов СРОО. Поэтому из таких разнородных
по масштабу и направлению деятельности структур невозможно создать
никакое отраслевое объединение работодателей. При этом надо понимать,
что оценка стоимости серьезно связана с глобальными экономическими
процессами инвестирования, бухгалтерского и финансового учета,
налогообложения и т.д. Поэтому в этой сфере надо опираться, прежде
всего, на международную практику, синхронизируя с ней все процедуры
внутреннего регулирования. А в международной практике таких
прецедентов, как регулирование через профсоюзы, отраслевые объединения
работодателей, через профстандарты для наемных работников
применительно к оценочной деятельности и оценщикам нет. В этой сфере
на международном уровне это делается через саморегулируемые
организации для оценщиков, через гармонизацию и использование
международных стандартов оценки, непрерывное образование, включая
обязательное повышение квалификации, через аттестацию оценщиков. Т.е.
примерно так, как у нас в России осуществляется и предполагается в
соответствии с Дорожной картой совершенствования оценочной
деятельности и далее развивать этот процесс управления о.д.
Владимир 04.04.2014
В чем основные преимущества по сравнению с другими вариантами изложенной у Вас на сайте в Гостевой книге и Интервью профессора Цуканова И.Л. схемы организации профпереподготовки, повышения квалификации и ЕКЭ для оценщиков?
Ответ Администрации: Главное преимущество заключается в работоспособности данной
организационной схемы, ее приемственности по отношению к накопленному
отечественному опыту и соответствию лучшим международным практикам
и современным трендам развития в этой сфере оценочной деятельности.
Ключевым фактором работоспособности любой схемы является правильный
выбор основного исполнителя для ее реализации. Практика убедительно
доказала, что таким эффективным исполнителем при базовом обучении и
контроле знаний оценщиков в нашей стране на текущий момент могут быть
только Вузы. Они имеют в России 20-летний успешный опыт ППП и ПК для
оценщиков. За этот период Вузами было проведено обучение и осуществлен
итоговый контроль знаний десятков тысяч специалистов. Любые попытки
заменить на этом поле Вузы на других исполнителей, как правило, не
приводили к успеху, а, иногда, заканчивались и полным провалом.
Наглядным примером этого может служить введение ЕКЭ для экспертов по
оценке в России. Первоначально планировался и был закреплен
законодательно в 135-ФЗ вариант проведения ЕКЭ специально
создаваемой для этой цели Аттестационной комиссией при НСОД. Однако в
течение двух лет НСОД так и не смог создать эту комиссию, подобрать и
оборудовать необходимые помещения для проведедения ЕКЭ, разработать и
утвердить необходимую компьютерную программу для ЕКЭ, довести до
рабочего состояния базу тестовых заданий и организовать проведение
хотя бы одного экзамена. В результате Минэкономразвития России, чтобы
сдвинуть с мертвой точки ситуацию, вынуждено было вместо
НСОД доработать организационно-правовой порядок ЕКЭ и
передать функции по его проведению Вузам. После этого в течение
полугода Росреестр аккредитовал более 20 Вузов для проведения ЕКЭ и
они аттестовали более 1000 экспертов. Причем аттестация прошла
организованно , без каких-либо серьезных замечаний и конфликтов. И
нет никаких сомнений, что Вузы смогут также оперативно и качественно
провести ЕКЭ для всех почти 20 тысяч оценщиков в РФ. Важным фактором
успеха для организационной схемы является ее приемственность к
предшествующему порядку функционирования и соответствие международным
стандартам. Сегодня в большинстве развитых стран такие схемы строятся
на непрерывном образовании участников оценочного рынка. Изложенная на
нашем портале схема применительно к России полностью соответствует
такой практике и тенденциям в развитии в отличие от некоторых других
предложений, основанных на не имеющих аналогов вариантах обучения и
контроля знаний оценщиков, которые должны организовывать совершенно
непрофильные для этого вида деятельности структуры - профсоюзы,
отраслевые организации работодателей и т.д. На наш взгляд, ни к чему
конструктивному это привести не может, так как в мире
основным трендом является глобальная унификация управленческих и
бизнес процессов, а не их искусственная изоляция из-за доморощенных
псевдоноваций. И, наконец, универсальное условие эффективного
функционирования любой системы, в том числе образовательной,- это
создание и поддержание конкурентной среды. Согласно данным мониторинга
Комитета по образованию НСОД профпереподготовкой и повышением
квалификации оценщиков занимаются порядка 40 учебных заведений, а для
проведения ЕКЭ, как уже отмечалось, аккредитовано более 20 Вузов.
Совершенно очевидно, что конкуренция и достаточно сильная при таком
числе участников на рынке образования реально существует. Поэтому
такой порядок сохранен и закреплен в изложенной на нашем портале схеме
организации базового обучения и контроля знаний оценщиков. Что
касается упомянутого ранее порядка с контрольным функционалом со
стороны непрофильных организаций, то он , наоборот, строится не
на конкуренции, а на монополизации этой сферы узким кругом лиц.
А это приводит, обычно, к созданию среды, благоприятной не для
эффективного развития, а для появления признаков застоя.
Сергей Иванович 26.03.2014
Часто возникают трудности в понимании какое учебное заведение имеет право обучать оценщиков и действительно ли оно активно и качественно обучает или только безуспешно пытается это делать. Что Вы могли бы тут конкретного посоветовать, чтобы не ошибиться с выбором образовательного центра?
Ответ Администрации: Правом обучать оценщиков сегодня обладает достаточно широкий круг
учебных заведений - Вузов и НОУ/ГОУ ДПО. Основной правовой ньюанс и
соответственно наиболее частое нарушение законодательства здесь - это
уровень образовательной лицензии и аккредитации. Дело в том, что
оценщиков имеют право обучать только учебные заведения с федеральными
лицензиями и аккредитациями от Рособрнадзора. Но имеются случаи,
когда в нарушение закона, обучением оценщиков пытаются заниматься
учебные заведения с лицензиями и аккредитациями от субъекта Федерации.
Причем грешат этим иногда и достаточно известные учебные
заведения, которые можно даже найти на первых страницах при поиске
"обучение оценщиков", например, c использованием Google. Поэтому при
выборе образовательного центра рекомендуется, чтобы не потратить
деньги зря, вначале попросить организаторов обучения ознакомить Вас с
лицензиями и аккредитациями, чтобы убедиться, что они федеральные, а
не местные региональные. С примером того, как должны выглядеть эти
разрешительные федеральные образовательные документы, Вы можете
ознакомиться на нашем портале в разделе ОБУЧЕНИЕ/КАФЕДРА.
Что касается реальной активности обучения оценщиков, то для этого
можно ознакомиться на официальном сайте Росреестра со списком
аккредитованных Вузов для проведения единого квалификационного
экзамена (ЕКЭ). В этот список по условиям аккредитации включены только
Вузы, обучившие за последние пять лет не менее 150 оценщиков по
программам профессиональной переподготовки. Естественно, что в этот
список после тщательной ведомственной экспертизы включены только Вузы,
имеющие юридическое право на обучение оценщиков. Таким образом, выбрав
Вуз из числа, аккредитованных Росреестром, Вы сможете пройти обучение
в образовательном учреждении, которое точно имеет на это право и
достаточно активно и успешно реализует образовательные программы по
профессиональной переподготовке для оценщиков. Кроме того важным
преимуществом такого Вуза будет то, что в последующем Вы в нем сможете
сдать и ЕКЭ для оценщиков и экспертов.
Нина Михайловна 10.02.2014
Каким образом в оценочном образовании и ЕКЭ учитываются складывающиеся специализации в оценке?
Ответ Администрации: Проводимые в Вузах профессиональная переподготовка по оценке
стоимости бизнеса и ЕКЭ на сегодня являются основным инструментарием
получения и контроля необходимых базовых знаний оценщиков. В рамках
парадигмы достаточного необходимого уровня базовых знаний у
государства имеется план распостранения в ближайшее время сдачи ЕКЭ на
всех оценщиков в качестве обязательного условия допуска к их
профессиональной деятельности. Что касается специализаций в оценке, то
процесс их постепенного формирования, безусловно, существует. Но их
нельзя ввести одномоментно административно в сферу управления
оценочной деятельностью. Они складываются в практике самой оценки по
мере созревания правовых, экономических и других условий в развитии
общества и экономики. В России, как в развивающейся стране, этот
процесс займет еще достаточно много лет. В большинстве стран,
прежде всего в развитых, наиболее распостраненным и эффективным
инструментом учета специализаций в оценке является обязательное
непрерывное повышение квалификации оценщиков. Оценщики там проходят
обязательное непрерывное повышение квалификации по специализированным
образовательным программам и копии образовательных документов
размещают в приложениях к своим оценочным отчетам. В России тоже, как
известно, существует аналогичная система обязательного раз в три года
повышения квалификации оценщиков. В утвежденной Правительством России
Дорожной карте совершенствования оценочной деятельности имеются пункты
с планами дальнейшего развития системы непрерывного образования и
повышения квалификации оценщиков. Целесообразно в рамках этих планов в
образовательной сфере и предусмотреть меры по учету формирования на
текущий момент и в будущем специализаций в стоимостной оценке. Во
многих ведущих образовательных центрах в России уже сегодня действуют
такие специализированные программы повышения квалификации для
оценщиков - по экспертизе отчетов, по по государственной кадастровой
оценке, по недвижимости, по земельным участкам различного
функционального назначения, по судебной экспертизе, ОСАГО, МСФО и т.д.
Галина Михайловна 05.02.2014
Какие учебно-методические материалы предлагаются Вашим образовательным центром для изучения при подготовке к сдаче ЕКЭ?
Ответ Администрации: На сегодня Государственный университет по землеустройству -
единственный аккредитованный Росреестром Вуз, который не только
проводит аттестацию оценщиков, но и организовал для них подготовку к
сдаче ЕКЭ. Подготовка осуществляется по 108-часовой образовательной
программе повышения квалификации "Оценочная деятельность. Экспертиза
отчета". Программа эта успешно действует в ГУЗе уже с 2011 года, с
ее условиями можно ознакомиться в разделе ОБУЧЕНИЕ/КУРСЫ на портале
Valnet.ru. Обучение ведется электронными методами дистанционно через
сеть Интернет в закрытой части образовательного модуля на портале
Valnet.ru. Программа предусматривает изучение специализированного
контента и дистанционное компьютерное тестирование для проверки и
контроля уровня знаний. Основной специализированный контент для
подготовки к сдаче ЕКЭ размещен в подразделе ЭКСПЕРТИЗА ОТЧЕТА раздела
МЕТОДИЧКИ. Среди материалов по этой теме здесь имеется также полная
база тестов для сдачи ЕКЭ с алгоритмами их решения, источниками
информации, ключами правильных ответов. Кроме этого в разделе
МЕТОДИЧКИ рекомендуется дополнительно изучить также следующие
подразделы: 1) Учебно-методические пособия кафедры Маркетинга ГУЗа;
2) Научно-исследовательские работы; 3) Аналитические материалы;
4) Практические руководства по проведению оценки стоимости активов,
инвестиционных проектов, бизнеса; 5)Мастер-класс. Общий объем
указанных выше основных и дополнительных электронных материалов
составляет в пересчете на обычный бумажный книжный текст примерно 2000
страниц, что эквивалентно по объему и содержанию 3-4 учебникам для
системы высшего образования. Такой объем контента и его качественное
содержание, а также электронное обучение и тестирование позволят
оценщикам при прохождении повышения квалификации по образовательной
программе "Оценочная деятельность. Экспертиза отчета" хорошо
подготовиться для последующей успешной сдачи ЕКЭ.
Николай 02.02.2014
Какими юридическими документами, для каких категорий специалистов по оценке и в какие сроки установлена сдача ЕКЭ?
Ответ Администрации: Вопросы по регулированию единого квалификационного экзамена (ЕКЭ)
изложены в федеральном законе №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ"
и в распоряжении Правительства РФ от 26.09.2013 г. №1744 "Об
утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование
оценочной деятельности". В соответствии со 135-ФЗ член СРОО оценщиков
может быть включен в состав экспертного совета СРО только в случае
сдачи ЕКЭ, а наличие квалификационного аттестата может устанавливаться
СРО оценщиков в качестве дополнительного требования к вступлению в
состав членов данной саморегулируемой организации или дополнительного
требования к ее членам. Эти нормы уже действуют с 1 июля 2013 года.
Т.е. на текущий момент сдача ЕКЭ - это обязательное условие для
оценщиков - членов экспертного совета СРО и дополнительное условие для
остальных оценщиков. Что касается последующей обязательности ЕКЭ для
всех оценщиков, то Дорожной картой, утвержденной распоряжением
Правительства России №1744, предусмотрена на декабрь 2014 года
"проработка вопроса о введении ЕКЭ для получения статуса оценщика".
Сергей 14.01.2014
Возможно ли сегодня проведение не только обучения, но и сдачи экзаменов через интернет?
Ответ Администрации: Да, конечно, это возможно. За рубежом это уже давно достаточно
распостраненная практика. В нашей стране тоже имеется немало
положительных примеров в этой сфере. Более того это уже сложившийся
тренд в развитии электронного обучения, который поддерживается и
Минобразованием России. Достаточно сказать, что Национальное
аккредитационное агентство в сфере образования с 2005 года постоянно
проводит для студентов Вузов Федеральный экзамен в сфере высшего
профессионального образования (ФЭПО). Экзамен проводится в форме
компьютерного интернет-тестирования для осуществления независимой
внешней оценки уровня знаний студентов Вузов на предмет их
соответствия образовательным стандартам. У оценщиков тоже имеется
многолетний положительный опыт дистанционного тестирования. Так, в
Государственном университете по землеустройству слушатели курсов
обучения оценщиков сдают экзамены на основе компьютерного тестирования
через интернет уже, начиная с 2001 года. Это касается как
образовательных программ по профпереподготовке, так и по повышению
квалификации. А с 2011 года в этом Вузе успешно налажена дистанционная
защита аттестационных работ в режиме on-line в формате
видеоконференции. Так что для проведения любых интернет-экзаменов в
Вузах, в том числе по оценке стоимости, вполне достаточно прецедентов
и имеются все необходимые организационные, технические и правовые
условия. А для нашей территориально огромной страны с недостаточно
развитой в большинстве регионов образовательной инфраструктурой - это
еще и объективная экономическая необходимость, так как затраты на
проезд и проживание в другом городе могут оказаться намного дороже
стоимости самих экзаменов.
Сергей 26.12.2013
Посоветуйте, пожалуйста, вариант подготовки к сдаче ЕКЭ по месту жительства?
Ответ Администрации: На текущий момент более чем в 70 субъектах Российской Федерации
аккредитованные для проведения ЕКЭ организации отсутствуют.
Поэтому подготовиться к аттестации экспертов в этом случае можно по
месту жительства только с использованием дистанционных образовательных
технологий. В Государственном университете по землеустройству уже два
года проводится дистанционное повышение квалификации по 108-часовой
образовательной программе "Оценочная деятельность. Экспертиза отчета".
Для обучения по этой программе в закрытом образовательном модуле
создан тематический раздел со специализированным контентом, включая
тестовую базу ЕКЭ с ключами правильных ответов. Пройдя такое повышение
квалификации по месту жительства без отрыва от работы, можно хорошо
подготовиться к аттестации экспертов. При этом сдать ЕКЭ также
возможно и в самом Государственном университете по землеустройству,
который является аккредитованной Росреестром организацией. Очередное
проведение ЕКЭ этим Вузом уже объявлено на 19 марта 2014 года.
Анохина Нина Васильевна 11.12.2013
Имеет ли смысл обычным оценщикам, которые не являются членами экспертных советов СРОО, сдавать сейчас единый квалификационный экзамен?
Ответ Администрации: Успешная сдача ЕКЭ и получение соответствующего аттестата может
открыть возможность для инициативных оценщиков уже сегодня официально
участвовать в подготовке экспертиз на оценочные отчеты для СРОО, судов
и т.д. Это расширит профессиональные возможности оценщика и повысит
его статус до уровня эксперта. В дальнейшем, не секрет, планируется
распостранить ЕКЭ уже не только на экспертов, но и на всех оценщиков.
Так что эту процедуру придется неизбежно пройти и всем оценщикам тоже.
Лицам, прошедшим уже ЕКЭ в последующем не придется проходить этот же
экзамен повторно. Им аттестат по итогам ЕКЭ даст право заниматься не
только экспертной, но и оценочной деятельностью.